Стремительное развитие технических устройств – катализатор интенсивных изменений в жизни современного общества. Во всех сферах человеческой деятельности увеличивается скорость процессов развития, требования к специалистам разных отраслей меняются под их влиянием. Как результат «во весь рост встала проблема образования человека в новом пространстве-времени его существования» [5, c.2].
Педагоги должны особо гибко и чутко реагировать на все изменения в жизни общества, быстро и умело интегрировать в процесс обучения новые средства и методы для достижения наилучшего результата в деле формирования компетентностей людей нового поколения.
Для эффективной работы педагога современной техникой оснащены как городские, так и сельские школы. Огромную роль играют курсы повышения квалификации, на которых каждый учитель получает современную информацию об организации процесса обучения школьников. Но, возвращаясь с курсовой подготовки, учитель часто попадает в привычный ритм будней и использует мощную современную технику только лишь для демонстрации иллюстрационного материала. «Анализ практики профессиональной деятельности учителей показывает, что даже высокий уровень предметно-методической подготовки педагогических кадров не обеспечивает ожидаемого обществом результата. Для реализации новых целей и содержания образования учителя необходимо готовить к работе в сетевой образовательной среде» [2, c.13]. Именно поэтому возникает необходимость перехода на «адресное научно-методическое сопровождение» [1, c. 50], которое основано на оказании всесторонней помощи педагогу для организации его «саморазвития и самоопределения на протяжении всей его профессиональной деятельности» [там же]. Безусловно, организация научно-методического сопровождения должна осуществляться на уровне каждого учебного учреждения с учетом условий его функционирования. Дистанционная поддержка сообщества становится существенной частью системы такого сопровождения.
Многие школы заявляют об использовании ИКТ на современном уровне. По опыту работы в жюри конкурса «Учитель года Дона» и «Учитель года России» знаю, что абсолютное большинство участников профессиональных конкурсов демонстрирует хорошее владение навыками подготовки презентаций к урокам в системе Power Point. Однако большинство презентаций играют лишь иллюстративную роль и не способствуют формированию мыслительной деятельности школьников.
Как же добиться, чтобы учитель постоянно применял знания, полученные в ходе курсовой подготовки? Как помочь ему постоянно находится в процессе профессионального развития? Ведь очевидно, что совершенствование профессионализма учителя должно осуществляться непрерывно, а не эпизодически на курсах в определенный промежуток времени.
Одним из путей решения данной проблемы мы считаем организацию работы сетевых профессиональных сообществ. Е. В. Якушина выделяет основные задачи, которые определяют значимость участия учителя в работе таких сообществ:
– «создание базы данных по электронным образовательным ресурсам, используемым в учебном процессе, по опыту их применения в урочной и внеклассной деятельности;
– методическая поддержка педагогов в области современного программного обеспечения, учебных и методических материалов;
– внедрение в образовательный процесс инновационных технологий и методов дистанционного обучения [6, c.128]»
Примером профессионального сообщества может служить сетевое объединение учителей, работающих над изучением и внедрением в практику работы школ моделей технологии смешанного обучения, которая является перспективной и основана на более высоком уровне ИКТ компетенций учителя. Название сообщества отражает идею создания объединения – «Смешанное обучение».
Координация деятельности сообщества происходит на платформе «Открытый класс» (http://www.openclass.ru/node/430807). Каждый учитель по желанию может присоединиться к работе сообщества. Основная цель – обмен опытом по проблеме и организация взаимообучения по использованию информационных технологий в режимах online и offline.
На платформе «Смешанное обучение» выстраивается система взаимодействия участников сообщества, которая включает:
1. Объявления сообщества.
Этот элемент платформы позволяет информировать сообщество о предстоящих вебинарах и конференциях, о предстоящих событиях в школах разных регионов.
2. Новости сообщества.
Здесь публикуется информация о результатах проведения вебинаров, конференций, о решениях, которые были вынесены, и о намеченных планах.
3. Творческие группы и авторские страницы.
В этом блоке представлены ссылки на личные сайты и блоги участников сообщества, на предметные сообщества.
4. Форумы и блоги.
Каждый форум или блог посвящен обсуждению какого-то конкретного вопроса реализации основной идеи. Например, учитель географии из города Каменска-Шахтинского Ростовской области М.Н.Пурикова имеет большой опыт работы по созданию и использованию в процессе преподавания географии личного сайта учителя. Она ведет форум «Личный сайт учителя», на котором представляет свои методические разработки по проблеме, отвечает на вопросы учителей, курирует их работу по созданию и использованию этого ресурса. Также открыты форумы и блоги по работе с каждой моделью технологии смешанного обучения, на которых учителя обсуждают «плюсы и минусы» данного подхода в обучении, представляют свои разработки уроков, фотографии.
Учитель информатики из города Пролетарска Ростовской области А.В.Еременко ведет в сообществе работу по поддержке учителей в процессе освоения ресурса Dnevnik.ru, который в настоящее время является основой организации информационного пространства большинства учебных учреждений страны. А.В.Еременко создала видео-инструкции по созданию тестов на Dnevnik.ru, которые помогли коллегам быстро освоить работу с новым ресурсом. Кроме того, учитель ведет большую работу в сообществе по поддержке коллег в освоении возможностей облачных сервисов и интерактивной доски.
Некоторые участники сообщества открывают форумы с целью получения поддержки по интересующему их вопросу. Например, учитель химии из города Волгодонска Ростовской области Н.М.Литвинова, присоединившись к сообществу, открыла форум «С чего начать» и получила поддержку сообщества в виде рекомендаций, что дало возможность быстро освоить новые подходы в работе.
5. Методическая поддержка сообщества.
Данный элемент представлен в виде wiki-страницы. Материалы могут быть дополнены каждым членом сообщества. Здесь представляют методические разработки, публикации, а также актуальные материалы Интернет (по ссылкам). Именно в этом блоке учителя предлагают коллегам интересные и полезные инструменты (программы), которые освоили сами и могут помочь другим в их освоении. Например, учитель немецкого языка из города Таганрога Ростовской области А.М.Ищенко предложила познакомиться с программой HotPotatoes для создания интерактивных заданий, разместила инструкции по освоению программы и поддерживает советами коллег, которые начинают осваивать программу.
6. Опросы по организации смешанного обучения.
Результаты статистики важны как для анализа работы всего сообщества, так и для рефлексии собственной деятельности каждым участником. В предложенных на платформе сообщества опросах каждый участник может изменять свой ответ в зависимости от изменений в его практической деятельности. Например, ответы на вопрос «Что Вы используете в качестве платформы для организации смешанного обучения?» показывают динамику развития работы сообщества. Так, в начале работы большинство отвечали: «Электронная почта», «Личный сайт». Потом на первое место в рейтинге ответов вышел ответ «Dnevnik.ru», что во многом обусловлено работой А.В.Еременко в рамках сообщества. Также интересно, что никто из учителей не использовал платформу Moodle, а теперь наблюдается тенденция все более активного ее использования, что обусловлено общением учителей, прохождением ими курсов Moodle на сайте «Мой Университет», рекомендованном А.В.Еременко.
Интересна динамика ответов на вопрос «Какую модель технологии смешанного обучения Вы используете в практической деятельности?» В начале работы сообщества ответов не было, потом появились первые ответы об использовании модели «Смена рабочих зон», к концу учебного года каждая модель отмечена участниками как используемая в учебном процессе, но лидирует модель «Перевернутый класс».
7. Ресурсы для организации смешанного обучения.
Банк ресурсов Интернет формируется всеми участниками сообщества. Каждый вносит в него ссылку на тот ресурс, который оказался значимым именно в его профессиональной деятельности. Каждая ссылка – это рекомендация коллегам просмотреть текстовый или видеоматериал, пройти курсы обучения (например, курсы Moodle, которые освоили уже пять человек), присоединиться к сетевому сообществу, работающему над проблемой (например, на сайте SMART Board), а также рекомендации хороших (проверенных!) банков интернет-уроков, ЦОР, электронных учебников.
Е. В. Василевская утверждает: «В образовании на смену системному подходу в обучении (когда принципом правильной подачи информации было её системное структурирование) приходит сетевой подход, для которого характерны эклектичность и бессистемность в получении информации, опосредованные мотивационными установками субъекта» [2, c.14]. Однако следует отметить, что представленная нами форма организации работы сетевого сообщества, которая может быть успешно реализована при работе над любой проблемой, позволяет создать условия для использования системно-деятельностного подхода в работе с учителями. Системность определяется содержанием семинаров, вебинаров, конференций, которые задают определенный вектор деятельности каждого учителя и динамику развития всего профессионального сообщества, структурируют деятельность и в определенной степени регламентируют ее. Таким образом, учитель работает в организованной информационной среде, что позволяет сократить временные расходы на достижение цели. Деятельностный подход обеспечивает выбор учителем своей траектории развития педагогического опыта, выбор средств, методов, темпа работы, ориентируясь на общую цель сообщества. «Современный педагог должен не просто расширять свои знания, но присваивать их в деятельностном режиме посредством сетевого подхода» [2, с.15]
В рамках работы сетевого сообщества есть возможность реализации отдельных проектов, участие в которых может принимать группа учителей, предоставляя результаты работы над проектом всему сообществу. Приведем пример организации работы над проектом, участие в котором принимают учителя химии из разных районов Ростовской области, а также коллеги из других регионов России. Старт проекту дан в июне 2014 года, рассчитан он на год, но форма организации уже была нами реализована при внедрении системы медиауроков в процесс преподавания химии. Опыт работы над проектом «Медиаурок на основе технологии развития критического мышления» представлен в научно-методическом журнале «Химия в школе» [3] и в методическом журнале «Методист» [4].
Проект «Организация практикума по химии в 9 классе на основе модели технологии смешанного обучения «Смена рабочих зон»
1. Обоснование актуальности проекта
Стремительное развитие информационного общества привело к изменению цели образования. Развитие человека, его навыки работы с информационными блоками, его способность быстро адаптироваться к новым условиям стали приоритетными. Достижение таких целей возможно на основе использования новых средств, методов и организационных форм обучения. В школы стала поступать дорогостоящая, многофункциональная техника: интерактивные доски, мультимедийные комплексы, мобильные информационные классы. Но учитель столкнулся с проблемами использования этой техники. И хотя на курсах повышения квалификации стали быстро обучать учителей правилам технической эксплуатации нового оборудования, определение места и роли технического средства на конкретном уроке осталось открытой методической проблемой, которую должен решать сам учитель.
Современная техника позволяет изменить процесс обучения на основе реализации системно-деятельностного подхода, который является методологической основой ФГОС. Новые средства обучения можно эффективно использовать на уроках разных предметных курсов, как при изучении нового материала, так и на практических занятиях. Новые возможности можно использовать для организации практических работ по химии для интенсификации процесса обучения.
Опираясь на собственный опыт и анализ методической литературы, для организации практических работ по химии предлагаем использовать модель технологии смешанного обучения «Смена рабочих зон». Напомним, что смешанное обучение (blended learning) – это интеграция традиционных и электронных методов обучения. Модель «Смена рабочих зон» представляет собой одну из моделей смешанного обучения группы «Ротация» (rotation (англ.) – вращение, чередование, периодическое повторение, ротация), согласно которой учитель организует в классе рабочие зоны, среди которых хотя бы одна зона оборудована для работы на основе электронного обучения.
Модель «смена рабочих зон» является удобной в случае, если изучение темы предполагает разные виды деятельности в рамках одного урока. Тогда виды деятельности чередуются не одновременно для всего класса, а для групп детей в определенном темпе. Содержание деятельности определено учителем. Класс должен быть оборудован так, чтобы обеспечить работу учебных групп в полном объеме. Такая модель эффективна для проведения лабораторных работ по химии, биологии, физики, для организации проектной и исследовательской деятельности школьников.
Итак, актуальность данного проекта определяется:
– необходимостью разрешения противоречия между наличием больших потенциальных возможностей для системы образования, которые обеспечиваются электронными средствами, и недостаточной эффективностью их использования в современной школе;
– потребностью школы в эффективных методах обучения на основе системно-деятельностного подхода для формирования предметных, метапредметных и личностных результатов.
2. Анализ исходной ситуации
Благодаря Федеральной программе по информатизации системы образования, школы России оснащены современным электронным оборудованием. Для реализации идеи данного проекта необходимо наличие не более пяти персональных компьютеров (ноутбуков) в классе, которые могут быть заимствованы на конкретный урок или можно использовать компьютеры из мобильного класса. В любом случае техническая проблема решаема в любой школе.
Вопрос снабжения школ химическим оборудованием значительно сложнее, потому что многие школы, имея базовую нагрузку по химии (1-2 часа в неделю) не уделяют должного внимания химическому эксперименту с использованием лабораторного оборудования, переходя на демонстрацию видео. В данной ситуации реализация проекта поможет расширить лабораторный химический эксперимент, ведь для выполнения практических работ предусмотрено использование широко доступных реактивов и оборудования, а виртуальный эксперимент проводится только по изучению тем, требующих использования токсичных реагентов или редкого оборудования.
3. Сущность проектного предложения
Проект предусматривает проверку функциональной значимости модели технологии смешанного обучения «Смена рабочих зон» для организации практикума по химии в 9 классе. Учитель организует три рабочие зоны по трем рядам в кабинете. Учащимся предложено по мере выполнения заданий в парах переходить из одной зоны в другую так, чтобы за урок выполнить работу во всех трех зонах. Из-за того, что практические работы является обобщающими по темам, учащиеся могут проводить работу в зонах в произвольном порядке. Надо обязательно учесть, что в учебном кабинете во время проведения практической работы оборудованных столов должно быть больше, чем учеников в классе. Это необходимо для предотвращения ситуации ожидания учащимися возможности работы в зоне и, следовательно, потери рабочего времени. Основной принцип организации урока показан на схеме 1.
Схема 1. Организация урока на основе модели «Смена рабочих зон».
Работа над проектом предусматривает проведение комплекта практических работ по химии в 9 классе в разных образовательных учреждениях.
Координация деятельности участников проекта будет организована на дистанционной платформе проекта. Предусмотрены рабочие вебинары, консультации в дистанционном режиме по вопросам реализации проекта.
Участники проекта проводят практические работы, принимают участие в вебинарах и заполняют информационные карты по анализу каждой работы. Итоги работы над проектом будут подведены на вебинаре в конце учебного года (май 2015) и представлены в виде публикаций в периодической печати.
4. Цель проекта:
Повышение эффективности практических занятий по химии в 9 классе на основе системно-деятельностного подхода.
5. Задачи проекта:
– Сформировать творческую группу учителей химии разных учебных учреждений с целью внедрения в учебный процесс практических работ по химии в 9 классе на основе модели смешанного обучения «Смена рабочих зон».
– Организовать работу учителей химии по реализации проекта и по дистанционному взаимодействию для обсуждения промежуточных и итоговых данных.
– Обеспечить теоретическую и методическую помощь участникам проекта.
6. Руководитель проекта: Нечитайлова Елена Викторовна, учитель химии лицея №1 города Цимлянска Ростовской области
7. Участники проекта:
Орлова Ирина Николаевна, учитель химии Романовской средней школы станицы Романовской Волгодонского района Ростовской области.
Литвинова Наталья Михайловна, учитель химии лицея №11 города Волгодонска Ростовской области.
Колодько Валентина Николаевна, учитель химии основной средней школы №3 Орловского района Ростовской области.
Телегина Наталья Владимировна, учитель химии средней школы № 14 села Новопаньшино Пригородного района Свердловской области.
8. Сроки реализации проекта: июнь 2014 – июнь 2015.
9. Этапы проекта
Организационный этап (июнь-август 2014):
Разработка проекта.
Организация рабочей группы учителей.
Корректировка тематического планирования преподавания химии на 2014-2015 учебный год с учетом целей и задач проекта.
Разработка дистанционной платформы проекта
Предоставление методических материалов для проведения практических работ участникам проекта.
Проведение практических работ по химии в 9 классе на основе модели смешанного обучения «Смена рабочих зон» (сентябрь 2014 – май 2015):
Проведение практических работ в образовательных учреждениях.
Организация консультаций по проблеме проекта для участников.
Организация вебинаров для участников проекта.
Подготовка публикаций в периодических изданиях, посвященных опыту реализации проекта.
Обобщение опыта (июнь 2015):
Публикация результатов работы над проектом.
Представление результатов работы над проектом на семинарах и конференциях в образовательных учреждениях.
10. Планируемые результаты проекта.
Главным планируемым результатом является повышение качества обучения школьников в процессе химического практикума за счет:
– повышения профессионального уровня педагогов, владеющих современными образовательными технологиями и средствами обучения;
– повышения мотивации учебной деятельности школьников на основе развития ответственности и самостоятельности;
– развитие критического и творческого мышления школьников в процессе обучения с использованием активных методов.
Опираясь на собственный опыт работы в сетевом сообществе, можем отметить тот позитивный эффект личностного развития, который учитель получает в ходе работы над методической проблемой. Повышается профессиональная компетентность учителя за счет постоянного развития навыков использования новых технологий в практической деятельности. Повышается ИКТ-компетентность учителя на основе постоянного освоения и внедрения в практику работы новых средств обучения. Online общение в группе учителей разных школ способствует:
– развитию инициативности учителя;
– развитию навыков рефлексии собственной деятельности, навыков планирования процесса самообразования;
– возникновению чувства сопричастности к профессиональному сообществу и понимания своей роли в нем.
В данном случае важна система психологической поддержки, доброжелательное отношение коллег, индивидуальные контакты и консультации в режиме online. Е.В. Якушина отмечает значимость наличия «комфортной среды общения педагогов, снимающей коммуникационные барьеры» [6, c.128]
Опираясь на представленный в статье опыт работы, можно сделать вывод о том, что сетевые профессиональные объединения являются эффективной формой непрерывного повышения квалификации педагогов, методом формирования иного стиля жизни в профессии.
Литература:
1. Бобровникова Е. Р., Фоменко, С. Л. Научно-методическое сопровождение деятельности современного учителя //Педагогическое образование в России. – 2014. – №2. – с.49–53.
2. Василевская Е. В. Сетевой подход в повышении профессиональной компетенции педагогов: исследования, срезы, факты и комментарии // Педагогическая диагностика. – 2013. – №5. – с.13–33.
3. Нечитайлова Е. В. Медиаурок на основе технологии развития критического мышления // Химия в школе. – 2012.- №4. –с.17-21.
4. Нечитайлова Е. В. Информационная карта как основа для развития педагогического опыта // Методист. – 2012. – №2. – с.25–27.
5. Фельдштейн Д.И. Проблемы психолого-педагогических наук в пространственно-временной ситуации XXI века // Профессиональное образование. Столица. – 2013. – №1. – с.2–10.
6. Якушина Е. В. Сетевые технологии как средства для профессионального роста современного учителя // Школьные технологии. – 2014. – №1. – с.127–134.
Елена Нечитайлова, учитель химии лицея №1 города Цимлянска Ростовской области, лауреат Всероссийского конкурса «Учитель года России-2008»
Комментарии