search
main
0

Сетевое партнерство. Ресурс решения инновационных проблем образовательного процесса

​Необходимость взаимодействия школы с образовательными организациями высшего, дополнительного профессионального образования, учреждениями культуры и науки была очевидна всегда.

В настоящее время такое сетевое взаимодействие превратилось в насущную потребность в связи с массовым вовлечением столичных школ в реализацию региональных образовательных проектов: «Курчатовский проект непрерывного конвергентного образования», «Медицинский класс в московской школе», «Инженерный класс в московской школе», «Школа новых технологий», «Московская электронная школа». Коэффициент наукоемкости данных проектов столь высок, что массовая школа нуждается в соответствующем научно-методическом сопровождении. В соответствии со статьей 15 ФЗ «Об образовании в РФ» в сетевом взаимодействии «наряду с организациями, осуществляющими образовательную деятельность, также могут участвовать научные организации, медицинские организации, организации культуры, физкультурно-спортивные и иные организации». В последнее время сформировались различные варианты партнерского сотрудничества по совместному решению инновационных проблем посредством объединения и интенсификации использования интеллектуальных, программно-информационных, материально-финансовых, кадровых, научно-методических и других ресурсов различных организаций, в том числе общественных некоммерческих объединений. Так, на протяжении пятнадцати лет школа №354 имени Д.М.Карбышева проводит международную научно-практическую конференцию школьников «Карбышевские чтения». Проведение данной конференции посвящено памяти Героя Советского Союза генерал-лейтенанта инженерных войск Дмитрия Михайловича Карбышева, имя которого носит наша школа. Конференция является открытым научно-образовательным мероприятием: при желании участвовать в ней могут не только учащиеся с 1-го по 11-й класс, но и выпускники школы, учителя, родителя учащихся. В Карбышевских чтениях-2017 приняли участие 416 школьников, в том числе традиционно из школ Республики Беларусь, республик Карелия, Татарстан, Башкортостан, Саха (Якутия), Ямало-Ненецкого автономного округа, Пермского края, города Москвы, Иркутской, Калужской, Московской и Самарской областей. Для нас важно, чтобы московские школьники обменивались успешными проектами с учащимися других регионов России по решению экологических, инженерно-технологических и гуманитарных проблем.Конференция проходит при научно-методическом содействии некоммерческого партнерства «Международная академия наук педагогического образования» (президент – Е.И.Артамонова, д.п.н., профессор, завкафедрой педагогики Московского областного государственного университета). Академия, обладающая колоссальным научным потенциалом, была создана почти двадцать лет назад по инициативе таких выдающихся ученых-педагогов, как В.А.Сластенин, В.В.Пасечник, Т.И.Шамова и др. Нашей школой накоплен колоссальный опыт организации и проведения конференции проектных и исследовательских работ учащихся, разработаны и опубликованы дидактико-методические рекомендации «Как правильно разработать образовательный проект и провести учебное исследование», в том числе и благодаря длительному сотрудничеству с Международной академией. В связи с этим школа имени Д.М.Карбышева способна выступить в качестве межрайонной ресурсной площадки, готова поделиться своим опытом с другими школами, как эффективно организовать корректное сопровождение проведения учебных исследований и разработки образовательных проектов.В настоящее время подготовка и проведение Карбышевских чтений переходит на новый уровень в связи с привлечением научно-методического ресурса некоммерческой организации «Ассоциация «Школа Сколково». В 2012 году наша школа, победив в конкурсе концепций системы дошкольного и школьного образования Сколково, вошла в федеральную инновационную образовательную сеть ассоциации «Школа Сколково». Члены ассоциации по прошествии пяти лет убедились в необходимости возрождения сотрудничества, взаимного участия в научно-методических и образовательных акциях и проектах.Действительно, представляется малопродуктивным эмпирический поиск школами решения сложных системных проблем образования, имеющих ментально-культурные, методологические, теоретические и технологические аспекты. Как никогда, необходимо длительное наукоемкое сетевое взаимодействие школы с вузами, общественными организациями, учреждениями физкультуры и спорта, способными оказать необходимое научно-методическое сопровождение решения сложной проблемы. Однако и вузы без взаимодействия со школой не смогут разработать, обосновать и апробировать востребованные дидактико-методические и управленческие решения инновационных проблем. Сетевое сотрудничество образовательных организаций общего, высшего и дополнительного профессионального образования, других социальных партнеров подразумевает «взаимообратную полезность», которая может проявляться в следующем.Общеобразовательные организации: 1. Получают востребованный экспертный научно-методический консалтинг от своих партнеров при поиске и апробации решений инновационных проблем. Именно опыт применения данных решений превращает школу в центр превосходства, способный на оказание помощи другим общеобразовательным организациям района столицы или школам других регионов России. 2. Дидактико-методические решения, создаваемые учителями и проверяемые на практике, обладают научной корректностью, реализмом, востребованностью и тиражируемостью. 3. Происходит мотивированное проблемно ориентированное совершенствование профессиональной компетентности педагогов. Как известно, компетентность не только проявляется в деятельности, но именно в деятельности формируется и развивается.4. Учителя получают возможность участвовать в научно-методических акциях вуза, что также способствует повышению профессиональной компетентности педагогов. Благодаря таким мероприятиям, выступающим в роли коммуникативных площадок профессионалов, происходит не только информирование о последних научных достижениях, но и обмен эффективными педагогическими и управленческими практиками между работниками образования.  Педагогические вузы: 1. Профессорско-преподавательский состав вуза использует собственные научно-методические материалы, апробированные практиками, продукты, реально способствующие повышению качества общего образования. 2. Вузы приобретают подготовленные ими же сертифицированные удаленные кампусы педагогических практик студентов на базе общеобразовательных организаций.3. Сетевое взаимодействие способствует методической погруженности вузовских преподавателей в решение реальных проблем образовательного процесса современных общеобразовательных организаций, что повышает реализм и близость к практике образовательной деятельности профессорско-преподавательского состава. 4. Благодаря подобному сотрудничеству можгут происходить инициирование проведения курсов повышения квалификации, ежегодное обновление их содержания с целью более полного учета изменений образовательных потребностей педагогических сообществ. 5. Участие вуза в научно-методических акциях и мероприятиях общеобразовательной организации по трансферу эффективных решений в другие общеобразовательные организации позволяет своевременно и полно информировать школы, региональные органы управления об образовательных, научно-методических и консалтинговых услугах вуза.Такой своеобразной коммуникативной площадкой для нас и сотен педагогов России, Белоруссии и Казахстана стали Международные Шамовские педагогические чтения научной школы управления образовательными системами. 25 января 2018 года, в Татьянин день – день студентов и университетов, на базе нашей школы пройдут юбилейные, десятые, чтения. Т.И.Шамова в течение многих лет была научным консультантом нашей школы. Поэтому мы вместе с Московским педагогическим государственным университетом и Международной академией наук педагогического образования стали в 2009 году соучредителями чтений. По сложившейся традиции в работе Шамовских чтений в 2017 году приняли участие более двухсот пятидесяти учеников, сторонников и последователей научной школы Т.И.Шамовой, из нескольких регионов России и ближнего зарубежья: Грозного, Екатеринбурга, Калининграда, Курска, Минска, Могилева, Москвы, Пскова, Рязани, Челябинска.В связи с этим постоянно повторяющимся мотивом определения Шамовских чтений является подчеркивание распределенного характера научной школы. Ученики, сторонники и последователи Т.И.Шамовой живут во многих городах России и за рубежом, трудятся в различных образовательных организациях. Как известно, для распределенных систем характерны распределение ресурсов между множеством элементов и отсутствие единого управляющего центра, поэтому выход из строя одного из узлов не приводит к полной остановке всей системы. Стало доброй традицией проведение учениками и последователями Т.И.Шамовой удаленных секций Шамовских чтений в других городах и вузах России.Таким образом, сетевое взаимодействие может сыграть исключительно важную роль в развитии системы общего, высшего и дополнительного профессионального образования, преодолеть непонимание и противостояние между потенциальными партнерами. В современной непростой финансово-экономической ситуации такое взаимодействие становится весьма эффективным инструментом интеграции и координации ресурсной базы отечественной системы образования. Длительное взаимовыгодное сотрудничество с социальными партнерами убедило нас, что сеть помогает повысить результативность бенчмаркинговых технологий, получить конструктивную экспертизу собственных дидактико-методических и управленческих разработок, расширить перечень образовательных, консалтинговых, информационных услуг, организовать продвижение инновационных продуктов. Татьяна РОДИОНОВА,директор школы №354 имени Д.М.Карбышева, кандидат педагогических наук

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте