Всероссийская конференция «Информационные технологии в образовании», ежегодно собирающая учителей школ, преподавателей вузов, методистов, авторов мультимедийных программ, представителей фирм, работающих на рынке ИКТ, проводится не только в столице. Родившись в Москве, конференция со временем стала конгрессом. Статус всероссийских приобрели региональные ИТ-конференции в Архангельске, Санкт-Петербурге, Томске, Петрозаводске. Второй год уже Всероссийская, а не областная конференция «Информационные технологии в общем образовании» проходит в Саратове. В этом году саратовский форум состоялся на базе лицея №3им. А.С.Пушкина и Саратовского института повышения квалификации и переподготовки работников образования.
Первый день конференции, на которой собрались представители 23 регионов страны, был отведен для пленарного заседания и обсуждения опыта учителей информатики, других предметников, управленцев в 11 секциях. На второй день были назначены мастер-классы и семинары для подробного обсуждения различных тем, касающихся информационных технологий в образовании: языки программирования, информационная система в школе, сетевое хранилище для документов, дистанционные учебные курсы и т. д. Такая программа достаточно традиционна для подобных встреч. Самое интересное на ИТО всегда – это освещение актуальных направлений. Учителям и управленцам важно понять, какие перемены ждут их как в глобальном, философском плане, так и в конкретном, практическом, вплоть до того, какими программными средствами придется пользоваться завтра. О глобальном говорил председатель программного комитета Международного конгресса конференций ИТО член-корреспондент РАО Сергей Григорьев: «Хочу обратиться к социальным сетям. Как их использовать на благо в системе образования?» Сергей Георгиевич проанализировал основные коммуникационные сервисы – корпоративную электронную почту, форум, на котором можно обсуждать внутренние проблемы организации, электронный документооборот, дающий возможность совместной подготовки и анализа документов, систему сайтов и блогов, видеоконференции, образовательные социальные сети. Социальные сетевые конструкции можно использовать на семинарских и практических занятиях со студентами, для внутривузовской экспертизы электронных изданий, научного рецензирования статей. Социальные сети пригодятся и в деле управления учебным заведением. Можно провести сетевое заседание кафедры, организовать сетевой менеджмент качества образования. Пока такие нововведения касаются вузов, но скоро «в сети» массово «попадутся» и школы, считает Сергей Григорьев.Не случайно именно региональная саратовская конференция стала всероссийской. Здесь, рассказал заместитель министра образования Саратовской области Михаил Орлов, за последние 4-5 лет произошла настоящая научно-техническая революция. «Свой акцент мы сделали на оснащении школ современным компьютерным оборудованием. У нас есть успехи. Когда мы начинали этот проект, на один компьютер приходилось 40 человек, сейчас это соотношение 1 к 17. У нас проводится мощное переобучение педагогов в области информационных технологий. Причем мы обучаем не только педагогов, которые связаны с информатикой, но и в целом всех учителей. Несколько лет саратовские школьники являются участниками всероссийской команды по информатике, которая побеждает на международных олимпиадах школьников. Каждый год наши школьники привозят в Саратов золотые медали. В каждой школе есть свой сайт, на котором вывешивается публичный отчет о деятельности учебного заведения». Следующий уровень внедрения информационных технологий – муниципальный. Какие направления здесь актуальны? Конечно, сетевое взаимодействие. Как в повседневной жизни и работе учителей, так и на благо повышения квалификации. Директор учебно-методического центра города Балаково Саратовской области Тамара Логинова рассказала, что для педагогов девяти районов области центром взаимодействия стал региональный ресурсный центр непрерывного образования на базе УМЦ «Балаково». «Естественно, мы используем традиционные формы методического сопровождения образовательного процесса, но вместе с тем стимулируем новые формы общения. Сетевые технологии позволяют прежде всего проводить профессиональные конкурсы. Самый популярный среди них – «Лучшая методическая разработка с использованием ИКТ». К оцениванию конкурсных работ привлекаются наиболее опытные педагоги – и балаковцы, и из районов-партнеров». Балаковские педагоги активно обучаются использованию ИКТ, причем в самых разных формах – очные тренинги, курсы, дистанционные тренинги, очно-дистанционные тренинги… Неудивительно, что за короткое время в Балакове появилось девять сетевых сообществ. Одно из них – сетевое сообщество учителей химии «Балаковочка» – приобрело известность на территории всей Саратовской области.Уровень образовательных учреждений – самый, пожалуй, проблемный. Возможно, потому что здесь во взаимодействие включены и учителя, и ученики, и их родители, и администрация. Информатизация школы обычно ложится на плечи учителя информатики. «Учителю выстроить единое информационное пространство школы достаточно сложно, потому что он не знает многих административных тонкостей, – считает преподаватель лицея №3 Саратова Ольга Демина. – И только окунувшись в этот процесс, можно понять, что информатизация школы нужна не только для того, чтобы совершенствовать уровень владения ИТ у наших учеников. Этот уровень нужно поддерживать у педагогов и администрации школы. Должен ли учитель информатики учить своих коллег? Однозначно, да. Как в советские времена говорили: если не ты, то кто? Если не мы, никто их не научит. Они поучились на курсах, вернулись обратно и оказались с компьютером один на один. Если вы объясните коллегам, что это не так страшно, а еще лучше – позовете их на урок в начальную школу или в пятый класс, они с удовольствием придут к вам сами и компьютер освоят».В свое время в лицее часть средств, полученных в рамках гранта ПНПО, потратили на повышение ИТ-компетентности учителей – заказали в саратовском ИПК и ПРО необходимые курсы. Кроме того, учителя информатики лицея всегда готовы прочитать лекцию, провести семинар для предметников – в каникулы, в любую свободную минуту. Результат – информационные технологии в своей деятельности используют 90% педагогов, 100% административных работников. Само собой, технически школа оснащена замечательно. Здесь есть мобильный класс, информационный центр, практически в каждом кабинете компьютер. 60% классных комнат оборудованы интерактивными досками. Выступление Ольги Александровны вызвало неоднозначную реакцию слушателей. Одни учителя согласились с ней, другие стали говорить, что за одну зарплату не обязаны учить и детей, и коллег. Да и не обойдешься единовременными курсами. Лучше, если педагоги будут заниматься самообразованием, а к информатикам приходить консультироваться. Бурную дискуссию вызывала еще одна секционная тема – «Проблема перехода с Windows на Linux». Этот переход, обещает областное Министерство образования, саратовские школы ожидает совсем скоро. Доклад на тему представил Ренат Бекбулатов (Новоузенский сельскохозяйственный техникум Саратовской области). Ренат Жумагельдович рассказал о четырех видимых проблемах: недостаток квалифицированного персонала по установке и обслуживанию, нехватка кадров, которые могут обучить персонал, сырость самих информационных систем, практически полное отсутствие драйверов. А также поразмышлял о «подводных камнях». Ренат Бекбулатов считает: «Качество образования пострадает, ведь переход будет продолжаться два-три года…» Педагоги и ученики только-только привыкли к Windows. При этом многие участники конференции уверены: Linux не сложная, а просто непривычная система, и проблема перехода большей частью психологическая. Вывод: учителям информатики нужна помощь в виде дополнительных кадров и технической поддержки. Уровень образовательных учреждений – самый, пожалуй, проблемный. Возможно, потому что здесь во взаимодействие включены и учителя, и ученики, и их родители, и администрация. Информатизация школы обычно ложится на плечи учителя информатики.Саратов
Комментарии