Hа самом престижном рекламном месте Екатеринбурга – на Плотинке – висел огромный щит, извещавший о том, что в Музее молодежи в течение двух дней проходит дискуссия “Учитель – ученик: возможно ли понимание?”
Пришли старшеклассники, студенты разных вузов, молодые учителя. Тема первого дня – “Унижение и агрессия во взаимоотношениях учителя и ученика”. Такая постановка вопроса настораживала – а не выльется ли обсуждение острейшей проблемы во взаимообвинения, в перепалку, которая вызовет среди участников отторжение друг от друга. Но ведущему Александру Лобку, руководителю лаборатории начальных классов, учителю 8-й екатеринбургской школы, удалось найти верный тон. Он попросил всех без исключения присутствующих рассказать случаи из своей школьной жизни: когда или он, или его кто-то унизил, какие чувства испытал при этом.
– Терпеть не могу какао с молоком. Из благих побуждений меня заставляли его пить. А когда я все же отказался, воспитательница вылила его мне на голову…
– К нам пришла новая учительница. Она желала нам добра. Но мы изводили ее как могли. Делали это весьма изощренно. Выли, плясали, пели на ее уроках. А она хоть бы раз пожаловалась директору. Ужасно стыдно потом было. Она ведь хорошая и умная.
– Она с нами не миндальничала. Приходила в класс, открывала журнал и, ни на кого не глядя, спрашивала… Мы ее боялись и уважали: она умела заставить нас работать.
– Помню, как наша классная издевалась над влюбленной парочкой: “Серж, нашел с кем спать…” – говорила она…
– Я всегда была отличницей, но не зубрилой. Дома я много читала, а уроки делала в перемену. И однажды учительница сказала, что ставит мне пятерку за прошлые заслуги. За старый багаж. Это было унизительно.
Сколько участников, столько и случаев унижения было названо. И хоть в самом начале прозвучала такая цифра – 80% учителей сегодня не пригодны к работе с детьми, а в школу и педвузы идет посредственность, серость, – в ходе дискуссии она не стала главной. Напротив, участники стремились непредвзято исследовать проблему, что чувствует униженный и унижающий, какой вид унижения тяжелее всего переживается ребенком, знаем ли, когда унижаем другого, можно ли привыкнуть к унижению, каковы последствия “школы унижения”?
Чтобы научиться уважать друг друга, нужно изменить среду – к такому выводу пришли участники дискуссии. Именно эту благородную задачу поставили перед собой ее организаторы – Музей молодежи, Фонд Фридриха Науманна (Германия), издательство “Прогресс”.
Наиболее конструктивной частью дискуссии стала тема “Учитель завтрашнего дня”. Участники с энтузиазмом рисовали портрет учителя, перечисляли, какими качествами он должен обладать, чтобы “школа унижения” ушла в прошлое.
Людмила ДОРОХОВА
Екатеринбург
Комментарии