В конце минувшего года меня пригласили принять участие в работе общественного педагогического совета только что созданного Фонда поддержки учебного книгоиздания и образовательной среды. В состав совета также вошли мои уважаемые коллеги: Александр Асмолов, Игорь Реморенко, Ефим Рачевский, Алексей Семенов, Исак Фрумин и Майя Пильдес. Чем нам предстоит заняться? Поиском и поддержкой лучших инициатив и проектов, связанных не только с традиционным учебным книгоизданием, но и в целом с образовательной средой, главным образом электронной. Средства фонду выделены солидные – 500 миллионов рублей на два года. И конечно же, хотелось бы, чтобы они пошли на разработку и поддержку сервисов, по-настоящему полезных и учителю, и ученику.
Для чего это необходимо и почему именно сейчас? 2015 год прошел в дебатах о едином учебнике, и полемика между сторонниками унификации и вариативности, думаю, не скоро утихнет. Но этот шум, как мне кажется, носит вторичный характер, поскольку на самом деле хороший учитель ни дня не работает с одним учебником, всегда использует массу дополнительных материалов. Вопрос, где он их берет. К сожалению, зачастую это его личная проблема. Где может, там и находит: в Интернете, у других учителей, на курсах в Институте повышения квалификации. На это уходят силы и время. И насколько проще было бы работать, существуй единый портал, на котором была бы собрана коллекция образовательных сервисов для всех предметников по всем темам. Чтобы учитель физики не сбивался с ног в поисках программы, позволяющей ему продемонстрировать на компьютере сложные опыты по магнетизму или ядерным реакциям. Чтобы у биолога была возможность наглядно продемонстрировать детям, как в зависимости от изменений внешней среды ведут себя те или иные популяции животных. Не секрет, сколько времени занимает проверка домашних, контрольных и самостоятельных работ. А ведь можно создать сервис, который позволит ребенку выполнять эти задания на компьютере. Машина все проверит и найдет ошибки, учителю же останется лишь прокомментировать их. Кроме того, учителю не придется придумывать свои задания, он сможет воспользоваться подборками готовых разноуровневых примеров, сопряженных с ЕГЭ и ОГЭ. Так что в понятие «образовательная среда» я включаю и средства оценивания учебной успеваемости. Предполагается, что будет создан единый интернет-ресурс. Допускаю, что со временем школам придется на него подписываться, ведь работа фонда рассчитана всего на два года, а дальше нужно думать о самоокупаемости. Естественно, мы рассчитываем на широкое профессиональное обсуждение, ведь кто, если не сами учителя, лучше знает, что необходимо действующему педагогу в повседневной практике.Предвижу резонный вопрос: чем эта инициатива отличается от идеи «электронной школы», о создании которой говорилось на последнем заседании госсовете? Дело в том, что пока неясно, во что выльется это поручение президента. Будет ли это параллельная система обучения, когда утром ребенок ходит в обычную школу, а вечером – в электронную? Если так, не станет ли это двойной нагрузкой? А может, речь идет о дистанционном образовании, о виртуальном учреждении, выдающем свои дипломы. Но что тогда делать с социализацией молодого человека, с его воспитанием? Поэтому лично для меня принципиален термин «сервис» как инструмент, помогающий учителю и ученику в их совместной работе. А вот словосочетания «электронная школа» я побаиваюсь.NB! Виктор Александрович БОЛОТОВ, научный руководитель Центра мониторинга качества образования НИУ ВШЭ, президент Евразийской ассоциации оценки качества образования, профессор, академик РАО.
Комментарии