search
main
0

Сервис-центр. или Использование Web 2.0 в учебном процессе

Термин Web 2.0* часто ассоциируется с новым подходом к развитию Интернета, с совокупностью технологий работы web-приложений и совместным взаимодействием пользователей. К числу этих технологий относятся интернет-журналы, средства обмена фото и видео, технологии flex, ajax и так далее. О распространенности и актуальности тематики говорит также количество ссылок. Например, в поисковой системе Google по запросу web2.0 появляется 23700000 упоминаний. Не случайно журнал Time назвал людей, использующих сервисы Web 2.0 и активно пополняющих Сеть новым содержанием, «Обобщенным человеком года».

Актуальность применения технологии Web 2.0 в образовании подтверждает начинающий входить в обиход термин «Образование 2.0», который ввела компания Google, организуя одноименную конференцию www.googleconference.ru.

Проведенные в Московской финансово-промышленной академии исследования дидактических возможностей ресурсов разного рода показали, что в настоящее время представляют интерес для использования в учебном процессе следующие сервисы.

Блог

Блог (от анл. blog, web log – сетевой журнал, или дневник событий) – это web-сайт, основное содержимое которого составляют регулярно добавляемые записи, изображения или мультимедиа. По авторскому составу блоги могут быть личными, групповыми (корпоративными, клубными) или общественными (открытыми). Для блогов характерна возможность публикации отзывов (так называемых комментариев посетителями)**.

Ведение блога предполагает наличие программного обеспечения, позволяющего обычному пользователю добавлять и изменять записи и публиковать их в Интернете. Такое ПО называется движком блога. Их достаточно много: Diary.ru, Блоги@Mail.Ru, Рамблер-Планета,Privet.ru, Journals.ru, Blog.ru, Presscom.org, Blog-buster.ru, Webblog.ru, Beta.ya.ru, Mylivepage.ru, Lj.Rossia.Org и так далее.

Блоги способствуют развитию коммуникции, сплочению и удержанию социальных связей, саморазвитию, рефлексии, а также осуществляют психотерапевтическую функцию. В учебном процессе их можно использовать как источник учебной информации, предварительно опубликованной преподавателем для организации дискуссий (семинаров) по темам учебной программы, для дистанционного обучения. Также он поможет для осуществления контроля на базе публикаций и обсуждений контрольных работ и заданий студентов, которые они выставляют в собственных блогах.

Вики

Вики представляет собой web-сайт, структуру и содержимое которого пользователи могут сообща изменять с помощью инструментов, предоставляемых самим ресурсом. Крупнейший и известнейший вики-сайт – Википедия (http://wikipedia.com). Также можно назвать проект Летописи (http://letopisi.ru), организованный по этой технологии.

Для создания вики-среды также необходимо специальное ПО – движок вики, довольно простой в своем устройстве и функциональности, ибо почти все действия по структурированию и обработке содержимого делаются пользователями вручную.

Вот два несложных сценария проведения занятия на базе вики.

Разработка глоссария – составная часть любого учебно-методического комплекса. Трудности здесь заключаются в том, что часто одно и то же понятие имеет несколько толкований в зависимости от научной школы. Проблема состоит в выборе понятия из множества определений для использования в глоссарии. Преподаватель может вывесить предпочтительное, по его мнению, определение термина и несколько определений, принадлежащих другим научным школам.

Студенты, рабочие места которых должны включать компьютер с выходом в Интернет, после регистрации в системе вики изучают, редактируют и предлагают свое видение терминов, опубликованных предварительно преподавателем. Понятно, что рабочие места студентов и преподавателя могут располагаться не только в учебной аудитории.

Поскольку вся история публичного редактирования сохраняется, участники учебного процесса могут анализировать весь ход занятия. В результате занятия, которое может проводиться как off-line, так и on-line, на сервере сохраняется результат работы группы, который доступен всем участникам. Критерием качества занятия является активность участников и содержание сообщений. Одновременно студенты развивают аналитическое мышление и осваивают новые возможности Интернета.

Создание коллективного учебного материала. Преподаватель вывешивает фрагмент теоретической части курса, например, из учебного пособия, и студенты редактируют его. Фактически получается коллективная модернизация текста учебного материала. Критерием оценки занятия являются активность студентов группы и содержание комментариев. Результат – более глубокое изучение теории студентами.

Кстати, лучший дидактический эффект, очень полезный как для преподавателя, так и для студента, дает задание на конспектирование учебного материала с последующей его публикацией и обсуждением в вики.

Делишес

Делишес (от англ. delicious – «восхитительный») – это web-сайт, бесплатно предоставляющий зарегистрированным пользователям услугу хранения и публикации закладок на подобранные с определенными целями страницами Всемирной сети. Все посетители делишеса могут просматривать имеющиеся закладки, упорядочивая их по важности и присваиваемым меткам (тегам). Русскоязычное ПО для делишес можно найти на сайтах Memori.ru, BobrDobr.ru, МоеМесто.ru.

Зарегистрированный пользователь может добавить закладку на любую web-страницу, указав интернет-адрес, название закладки, ее краткое описание и метки (ключевые слова). Для организации закладок на сайте используется неиерархическая система меток. Пользователи могут присваивать закладкам произвольные метки. Одной закладке можно присвоить несколько меток. Выбирая определенную метку или их группу, можно просмотреть список закладок с ними. Для каждой закладки создан список своих меток, родственных меток, а также тех, что были присвоены ей другими пользователями. Помимо своих закладок с заданной меткой можно просматривать списки популярных закладок (чем крупнее шрифт – тем метка популярнее) или же недавно добавленных другими пользователями. По умолчанию все сохраненные вами закладки доступны для публичного просмотра, хотя вы можете отметить закладки как приватные.

Таким образом, возможности данного сервиса состоят в том, что на нем можно сохранять и классифицировать заранее подобранные закладки адресов сайтов по определенным учебным темам. С помощью делишеса обеспечивается доступ к этим ссылкам и взаимообмен списков для членов учебной группы.

Хорошим примером служит российский вариант сервиса социальных закладок БобрДобр http://bobrdobr.ru, который ориентирован на коллективную работу с информацией и предлагает средства для ее поиска, рейтингования и хранения*. Фактически это площадка, на которой идет сбор информации об интернет-пространстве в виде ссылок, причем пользователь не только потребляет эту информацию, но и сам предоставляет ее другим пользователям. Кроме того, это инструмент самоидентификации, поскольку, собирая ссылки на те или иные ресурсы, пользователь выявляет сферы собственных интересов.

В процессе использования сервисом каждый пользователь формирует уникальное облако тегов – ключевых слов, которыми он обозначал те или иные ссылки в Сети. Теги отражают реальные интересы пользователя, по их числу можно судить о степени заинтересованности пользователя в той или иной теме. Иногда собственное суждение человека о своих интересах не совпадает с реальностью и другими коллегами. Наглядное представление подобной информации может служить дополнительным учебным стимулом и позволяет осуществлять направленную учебную деятельность, призванную привести желаемое в соответствие с действительным.

В свою очередь преподаватель может собрать коллекцию ссылок по любой интересующей его тематике, а сопровождающие теги помогут быстро найти все ссылки одного типа.

Сервисом может воспользоваться преподаватель любой дисциплины, если в ходе занятий он собирается использовать материалы, выложенные в Интернете. Таким образом, будет обеспечен одинаковый набор ссылок для всех слушателей по различным темам курса (своеобразная web-библиография), для преподавателя быстрая навигация по предварительно составленному набору ссылок при подготовке к занятиям и так далее. Это могут быть и теги, обозначающие, к какому занятию относится тот или иной материал. Например, для проведения занятий по мультимедиасервисам Web 2.0 достаточно щелкнуть условно поименованный сайт Интернета (тег), например, по ссылке «Тема 3», и увидеть все ссылки, относящиеся только к этой теме.

При групповой работе сервис позволяет совместно работать над информацией (просматривать, оценивать, дополнять) в учебных группах студентов. Преподавателю для контроля учебного процесса можно руководствоваться принципом: «Покажи мне свои теги, и я скажу, правильно ли ты выполнил задание».

Ютьюб

Ютьюб (YouTube) – сервис, предоставляющий услуги хостинга (размещения) различных видеоматериалов. Пользователи могут добавлять, просматривать и комментировать те или иные видеозаписи. Благодаря простоте и удобству использования YouTube стал одним из самых популярных мест для размещения видеофайлов. На сайтах http://ru.youtube.com, http://video.mail.ru, http://vision.rambler.ru представлены как профессионально снятые фильмы и клипы, так и любительские видеозаписи для различных целей и по разной тематике.

Приведем примеры, позволяющие наглядно представить себе функциональность ресурса, а заодно уяснить методики использования web2.0. Это сделано на учебных видеоподкстах (учебных видеофильмах), где создатели в доступной форме обсуждают следующие темы:

принцип работы социальных сетей http://ru.youtube.com/watch?v=mXIwQr9GG8Y&feature=related;

применение Вики в планировании http://ru.youtube.com/watch?v=cKbcYOM_4DA;

применение RSS http://ru.youtube.com/watch?v=nkKHJVttt20&feature=related.

Изучая содержание учебных материалов, на указанных ссылках можно одновременно ознакомиться с инновационными видами электронных занятий – так называемыми подкастами (podcast), которые представляют собой запись аудио/видео/ аудио+видео фрагментов учебных занятий. Подкасты получили широкое распространение в связи с простотой их изготовления на современных средствах ИКТ.

В учебном процессе ютьюб может эффективно выступать в качестве источника учебных материалов.

Несмотря на множество достоинств и интересных предложений со стороны web2.0, возникают и сложности:

необходимость наличия современных компьютеров и высокоскоростного канала связи, а также специальной подготовки преподавателей и студентов для использования сервисов;

проблема доверия к информации;

затруднение выражения эмоций посредством текстового канала коммуникации;

психологические проблемы интернет-общения;

проблемы, связанные с приватностью, интеллектуальной собственностью, авторским правом и так далее.

Часть из них возникла из-за того, что сервисы web 2.0 не разрабатывались специально для образования, поэтому их необходимо учитывать при проектировании учебного процесса на базе ИКТ.

Александр АНДРЕЕВ, заведующий кафедрой педагогики Московской финансово-промышленной академии, Москва

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте