Школа №93 – самая молодая в Тольятти. Она была построена пять лет назад в новом микрорайоне. Ее открытия ждали. И проектная наполняемость школы была перекрыта уже в первый год работы. Сейчас в школе №93 учатся около полутора тысяч мальчиков и девочек. Точнее, не учатся, а живут. Поскольку открыта школа с раннего утра и до позднего вечера
У истока прогресса
19.30 обычного рабочего дня. Спортивные залы полны разновозрастной ребятней. В одном – художественная гимнастика, в другом – карате, в третьем – спортивные бальные танцы. Из актового зала слышен смех, обрывки диалогов. Это репетирует школьный театр «Вокзал».
В кабинете психологов идет очередное заседание родительского клуба под руководством Марины Гнетковской.
Не пустует и медиацентр, он же редакция издательского холдинга (в школе выпускают три газеты и снимают фильмы).
– У меня была идея создать школу полного дня, – ведет экскурсию директор Александр Родионов, – в которой хотелось бы учиться детям, а учителям было бы интересно работать. Наше учебное заведение играет роль социокультурного центра микрорайона. Мы не ограничиваемся только работой с детьми. Активно привлекаем к сотрудничеству родителей, занимаемся дополнительным образованием, предпрофильной подготовкой. Особый разговор – спорт. Сейчас участвуем в широкомасштабном инновационном проекте «Достойные граждане великой страны». Благодаря этому проекту в рамках учебного плана каждый ребенок может попробовать себя в семи видах спорта.
Александр Геннадьевич поддерживает любой проект, начинание, если видит, что люди работают на результат, что это интересно детям, сплачивает коллектив. Родионов вполне может уволить учителя только за равнодушное, формальное отношение к работе. Он не жалеет сил и времени для подбора кадров.
Дорогая «игрушка»
Идея сделать школьников равноправными гражданами учебного заведения пришла Александру Родионову в первый же год работы школы. На этапах разработки были привлечены самые активные, творческие ребята. Сейчас в школе действует система органов общественно-государственного управления.
Самоуправление действует на основе принципов гласности и равенства. В каждом классе созданы ведомства порядка, образования, спорта и культуры, информации, финансов. Главы каждого ведомства входят в актив класса. Общее собрание класса принимает все жизненно важные решения, оценивает работу ведомств. Активисты класса выходят на общешкольный уровень, где также работают аналогичные ведомства, которые подчиняются в работе ведкому. Это так называемая исполнительная власть. Есть и свой законодательный орган – СУПиР. Аббревиатура означает содружество учащихся, педагогов и родителей. СУПиР разрабатывает законы школы, доводит их до сведения коллектива и создает условия для выполнения. Например, были разработаны законы «О вандализме», «О запрещении курения на территории школы». Если в выработке правил и норм участвуют дети, то они потом более серьезно относятся к их выполнению. Работу каждого ведомства контролирует куратор-учитель.
Естественно, чтобы школьное самоуправление было функциональным, в его работе активно участвуют педагоги. «Детей ведь сначала надо научить, подготовить к такой работе, – говорит Марина Гнетковская, – а потом уж требовать от них результатов. С активистами мы проводим тренинги, которые позволяют им получить навыки формирования команды. Первый же тренинг вызвал в школе фурор. Дети рассказывали о своих впечатлениях и в классах, и дома».
Ратмир Суфиев, заместитель главы ведомства информации, ведущий всех общешкольных мероприятий и фильмов о школе, рассказывает: «Мы выпускаем ежемесячную газету «Истоки» тиражом 1000 экземпляров. Она через классных руководителей доставляется в каждый дом бесплатно, чтобы родители видели, чем живет школа. Наше ведомство освещает всю деятельность школы на всех уровнях. Самоуправление – это бесценный опыт, который пригодится в жизни. Потому что в нашей стране если ты плохо знаешь положение, то практически невозможно нормально жить. Кстати, десятиклассник Ратмир получил Премию Президента РФ в 30 тысяч рублей за участие в школьном самоуправлении. Деньги не потратил, а положил в банк на будущую учебу.
– Самоуправление, конечно, дорогая «игрушка», – продолжает экскурсию Александр Родионов. – Но вложения в нее вполне себя оправдывают, поскольку налицо позитивные результаты. Посмотрите, мы ведь берем в школу всех детей, без выбора. Меж тем по статусу у нас школа с углубленным изучением отдельных предметов. Итоги же учебной деятельности – высокие результаты ЕГЭ. С другой стороны, у нас нет таких проблем, как наркомания, детская и подростковая преступность. Хотя вначале, пока не была сформирована особая среда, атмосфера школы, мы имели те же проблемы, что и любая другая школа. Для того чтобы и учителя, и учащиеся выбрали тот уровень активности и поведения, который бы нас устраивал, применяется выстроенная система поощрений. Используем только метод пряника, стараясь обходиться без кнута. На ежегодной общешкольной конференции и учителям, и детям выдаются так называемые сертификаты успеха. Чтобы их получить, надо набрать достаточное количество баллов по специальной шкале. В шкале учитываются все дела: от участия в классном мероприятии до победы во всероссийской олимпиаде. О промахах в работе мы громко молчим, и это бывает очень действенным.
Тольятти
Комментарии