search
main
0

Серпантин. Все дороги ведут к конкурсу, но у каждого свой путь

Говорят, если у тебя что-то очень хорошо получается, если тебе от природы дан талант в той или иной сфере, нужно развиваться именно в этом направлении, совершенствовать навыки, оттачивать мастерство, и тогда ты достигнешь небывалых высот. С другой стороны, если ты просто делаешь то, что тебе нравится, и делаешь с удовольствием, ты обязательно будешь расширять и углублять это направление и непременно со временем станешь в нем непререкаемым авторитетом. Гармония этих двух жизненных стратегий помогает учителю физики и информатики лицея №12 Липецка Алле ВОЛКОВОЙ добиваться победы во всем, за что бы она ни бралась, сохраняя при этом стремление расти и развиваться, осваивать все новые и новые горизонты познания. Правда, тут есть еще одна маленькая, но очень важная деталь – она обладает способностью учиться на чужих ошибках и совершенно точно знает предел своих возможностей, равно как и степень готовности к рывку.

К конкурсу «Учитель года» каждый приходит своей дорогой. Для одного она похожа на широкую и прямую автостраду, для другого – на каменистый тракт, для третьего – на ухабистую сельскую грунтовку. Стезю Аллы Александровны я бы сравнил с извилистым горным серпантином, по которому ты поднимаешься на вершину горы, делая замысловатые петли и выходя при этом на новую и новую высоту. И как тут не вспомнить про глубокую мысль Лао-Цзы о том, что «путь длиною в тысячу ли начинается с первого шага»! Первый шаг она сделала еще в детстве, когда, наблюдая за подготовкой к урокам родителей-педагогов, тоже решила поиграть в школу. – В маминой комнате висела доска, и мне очень понравилось писать на ней мелом, – вспоминает Алла Волкова. – Мне даже казалось, что я так лучше усваиваю материал. Уже тогда возникло желание стать учителем, правда, не биологии, как мама, и не технологии, как папа, а начальной школы. Потом был период активного увлечения английским языком, когда я также всерьез подумывала, не пойти ли на иняз. Но настоящая любовь пришла только в старших классах благодаря моему классному руководителю – учителю математики Татьяне Васильевне Балабановой и учителю физики Наталье Петровне Трегубовой.Оказалось, что Алла на самом деле никакой не гуманитарий, а чистой воды технарь. После этого вопрос, кем быть и куда пойти учиться, уже не стоял, конечно же, на физмат Липецкого педуниверситета! Тем не менее пришлось все-таки выбирать между физикой и математикой. А когда выбрала физику, оказалось, что к ней в нагрузку полагается и информатика. Кто бы знал тогда, что именно это «приложение» станет для Аллы Волковой самым главным приобретением. Тем более что даже свой собственный компьютер у нее появился лишь по окончании вуза. – Впервые я довольно близко узнала, что такое конкурс, еще в 2004 году, когда помогала готовиться нашему коллеге, преподавателю ИВТ Виктору Добромыслову, – рассказывает Волкова. – Он тогда дошел до всероссийского суперфинала, а потом уехал работать за рубеж. Возникла вакансия. На тот момент я вела только физику и решила предложить себя в роли учителя информатики. С тех пор я совмещаю оба этих предмета плюс еще и являюсь заместителем директора по ИКТ. Вот из таких закономерных случайностей и складывается судьба. Кто знает, выбери я другой вуз, другой факультет, другую школу, как бы все сложилось…Но все сложилось в весьма замысловатый жизненный узор. Уже через три года Алла Александровна вновь активно включается в конкурсный процесс – теперь уже она помогает своему супругу, учителю химии Алексею Волкову. Вполне возможно, что именно благодаря ее поддержке он сумел дойти не только до всероссийского уровня, но и войти в «пятнашку». С другой стороны, это испытание дало очень много и самой Алле, так как она фактически прошла все этапы конкурса вместе с мужем, сумев увидеть конкурс одновременно и изнутри, и со стороны. Они вместе продумывали варианты и сценарии, формы и методы, создавали заготовки на самые разные случаи. Алексей на тот момент был достаточно опытным педагогом, чтобы самостоятельно заявить о себе, однако традиции лицея №12 не позволяют решать такие вопросы в одиночку – здесь за каждым отдельным учителем стоит целый коллектив единомышленников, и любые проблемы тут решают сообща. Это касается не только «Учителя года»,  но и любого другого испытания, в котором участвует представитель лицея. И если вчера ты помогал коллеге, то завтра он поможет тебе, а послезавтра вы оба войдете в группу поддержки очередного делегата. Словом, год за годом Алла Волкова познавала тонкости и особенности конкурсного бытия, изучала материалы и требования, просматривала видеозаписи уроков лучших учителей России разных лет, анализировала, взвешивала, примеривала на себя чужой опыт, нарабатывала свой, пыталась применить на занятиях те подходы, которые отлично зарекомендовали себя у других, делилась с коллегами собственными находками. Стала активным пользователем целого ряда профессиональных сообществ в социальных сетях. Чтобы стать лучшим, нужно быть среди лучших, а уж в этом плане судьба ей благоволила: в 2010 году она снова едет «на Россию» поддержать свою коллегу, учителя истории все того же лицея №12 Липецка Нину Павлову. Неудивительно, что когда в 2012 году абсолютным победителем стал преподаватель биологии и информатики Баловневской школы Липецкой области Алексей Овчинников, финальные испытания прошли именно в 12-м лицее. И Аллу Волкову, которую на тот момент уже окрестили фанаткой конкурса, определили главным специалистом по ИКТ в масштабах всего мероприятия. То есть ей была доверена исключительно важная миссия – обеспечить безотказную работу всех IT-устройств и программ на конкурсных испытаниях. Но даже после этого потребовалось еще два года, чтобы решиться наконец самой принять участие в этом великом и грандиозном таинстве под названием «Всероссийский конкурс «Учитель года». Выражаясь романтическим языком, звезды на небосводе наконец-то составили нужное сочетание, сулящее успех в известном начинании. А говоря проще, желания совпали с возможностями, былые страхи, неуверенность в себе и боязнь неизвестного ушли в прошлое. – Еще в старших классах я посещала кружок массовиков-затейников, часто выступала перед большой аудиторией, – вспоминает Алла. – Это научило меня уже тогда не бояться сцены. Я знаю, что многие прекрасные педагоги чувствуют себя уверенно в классе, но нередко теряются, когда перед ними сотни незнакомых людей. А нас еще в подростковом возрасте учили, как за короткое время завладеть вниманием аудитории, как найти с ней общий язык, заинтересовать, увлечь, повести за собой. Те же навыки помогли мне и на 4-м курсе, когда я работала в Доме творчества, совмещая это с педагогической практикой. Стоит заметить, что на тот момент Алла Александровна не только помогала другим участвовать в конкурсах, но и побеждала сама – на ее счету целая серия побед в таких известных испытаниях, как «Мой лучший урок», «Лидер информатизации», «Управление современной школой», «Чтобы знать науку, ею нужно заниматься», «Открытый урок», «Воспитание в школе и в классе» и так далее. Она успела стать почетным работником общего образования, победителем ПНПО в 2009 и 2013 гг., заняла 1-е место на Первых международных интеллектуальных играх, получила статус «Образцовый учитель SMART международного уровня» за разработку и использование новых цифровых образовательных ресурсов. С таким-то потенциалом да не победить?.. Впрочем, скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается. Несмотря на весь опыт участия в конкурсах, Казань, куда съехались первые среди равных, стала для нее проверкой на прочность, настоящим и очень серьезным испытанием. С той лишь разницей, что она к нему была готова, а потому трезво оценивала обстановку и чутко отслеживала обратную реакцию. Например, она сразу же установила для себя правило: несмотря ни на какие соблазны и любовь к общению с интересными людьми, перед каждым финальным заданием необходимо выспаться, прийти в равновесие, обрести спокойствие, внутреннюю уверенность. Она помнила, сколько блестящих педагогов на ее памяти «сгорало», не выдерживая дикого нервного напряжения. И еще Алла очень ясно понимала, насколько важно соблюсти меру, «уместив себя всю» в 45 минут конкурсного урока, но при этом не переборщить с всевозможными находками и изюминками. К тому же как преподаватель ИВТ она, как никто другой, знала – нельзя делать ставку только на цифровые технологии, нужно дать понять и ученикам, и членам жюри, что в информатике главное не компьютер, а информация, следовательно, весь урок необходимо выстроить в контексте развития умения работать с информацией. А сделать это можно и на листе бумаги, и на доске, и с помощью пульта для голосования, и посредством документ-камеры. – Важно не задавить детей и присутствующих суперсовременными интерактивными технологиями, а научить работать с информацией в любом ее виде – с текстами, графиками, таблицами, диаграммами, – уверена Алла Александровна. – Ребята должны понять, что все это можно обработать и без компьютера (хотя с ним все-таки легче и проще). Но в любом случае прежде, чем что-то сделать, нужно подумать, как это делается в принципе. То есть создать в голове некую модель. Следовательно, модель – одно из фундаментальных понятий, которое будет сопровождать человека всю жизнь. …Ей много раз предлагали уйти на руководящие должности, возглавить образовательное учреждение. Но она достаточно искусно владеет методом моделирования, чтобы понять: это не для нее. Учитель, который перестает вести уроки, работать с классом, держать в руках учебник, довольно скоро выпадает из реальности, начиная существовать в мире собственных представлений о том, как это может быть, а вовсе не о том, как оно есть на самом деле. В этом, по ее убеждению, беда многих замечательных педагогов, которые в свое время перешли на работу в вуз, методкабинет, Департамент образования и тому подобное, потеряв связь «с живыми учениками». Поэтому Волкова до сих пор балансирует между преподавательской, научно-исследовательской и чисто административной деятельностью, понимая, что хоть это и очень сложно, зато позволяет любую новую идею моментально апробировать на практике, вовремя понять, в чем ее преимущества и недостатки, оперативно устранив последние. Именно так, а не иначе, нужно поступать и в масштабах школы, города, области, страны. Тогда бы всем нам не пришлось многие откровенно сырые проекты внедрять в спешке, в массовом порядке, а потом героически бороться с их последствиями. Это, впрочем, касается и ее любимой информатики. В свое время Алла Александровна много сделала, чтобы в ее лицее появилось самое современное и совершенное оборудование – цифровые лаборатории, интерактивные столы, мультимедийные доски. Но вовремя поняла: чтобы дорогостоящую технику использовали с максимальным эффектом, нужно сделать ставку не на количество, а на качество, мотивировать учеников и учителей работать со всем этим добром. И действовать нужно личным примером. Что у нее традиционно получается на все 100. Принцип прост: прежде, чем посоветовать что-либо другим, научись сначала сам, продемонстрируй свое умение, покажи, каких результатов ты достиг. А здесь Алле Волковой есть чем гордиться. Методический материал Аллы Волковой читайте на сайте «Учительской газеты» http://www.ug.ru/method_category/228Липецк

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте