Конец ХIХ века ознаменовался в России появлением сети железных дорог, электричества, телефона, кинематографа и автомобиля. Россия окончательно превратилась из дворянской в купеческую, одновременно закончилась трансформация дворянских умов в интеллектуальную интеллигенцию, которая задавалась вопросом о своем предназначении в обществе.
“Хождение в народ” было не просто модой или лозунгом, это явление стало для многих интеллигентов смыслом жизни. Уехал из Москвы Лев Толстой, на Оке построил свой дом Поленов, в Подмосковье обосновался Чехов. В подмосковном Абрамцеве под крылом мецената Саввы Ивановича Мамонтова* и его жены Елизаветы Григорьевны обосновались художники и писатели, среди них был и молодой Валентин Серов.
Как это часто бывает в жизни творческих людей, бьет “звездный час” и богиня-слава надевает на голову таланта лавровый венок: знаменитым художником Серова сделала картина “Девочка с персиками” (1887). Двадцатидвухлетнего художника привлек и очаровал образ милой и умной Верочки Мамонтовой, которую он писал с натуры в абрамцевских пенатах. Художник оставил поколениям обобщенный образ прекрасной юности, в поре которой он еще пребывал сам… Копия этого холста так и осталась на века в столовой абрамцевского дома Мамонтова рядом с работами Нестерова, Поленова, Репина и других членов этой творческой “семьи”.
На следующий год (1888) он как бы повторяет и развивает успех, написав картину “Девушка, освещенная солнцем”, где изобразил свою двоюродную сестру М.Я.Симонович-Львову. Она вспоминала потом, что “он искал нового способа передачи на полотне бесконечно разнообразной игры света и тени при свежести красок”.
В 1892 году Исторический музей заказал уже маститому художнику портрет пятидесятилетнего юбиляра, будущего действительного члена Академии художеств Ивана Забелина. Эта престижная работа окончательно закрепила молодого художника в рядах великих и маститых. Создавая портрет, Серов перечел знаменитый труд Забелина “Домашний быт русского народа”, где на него произвело большое впечатление описание детских игр и забав. Дети стали непременными участниками его жанровых произведений. В его творческой галерее художника появились паренек-новобранец, “мальчик-с-пальчик”, везущий воз сена, и мальчик-пастушок – с картины “Октябрь”…
Серов стал как бы продолжателем творчества другого великого художника старшего поколения – Василия Григорьевича Перова, детская тема которого оказалась в зените, когда им была написана знаменитая “Тройка” (1866)… Трое ребятишек везут на санках в гору тяжеленную бочку с водой. Сани еле-еле ползут вдоль мрачной стены московского Рождественского монастыря. Три юных простолюдина, как три клячи, выбиваются из последних сил, чтобы бочка не сорвалась вниз… Кто-то из взрослых помогает детям…
История сохранила для нас рассказ самого художника – “Тетушка Марья”, посвященный работе над этой картиной, – о трагической судьбе мальчика, послужившего моделью центрального персонажа картины. Возможно, и эта картина, и рассказ Перова о ее создании запали в душу Серова с младых ногтей…
Перов рассказал о том, что он долго искал персонаж своей будущей картины, пока однажды случайно не наткнулся у Тверской заставы на бабушку и внука. Он уговорил старушку разрешить нарисовать мальчика. Двенадцатилетний паренек позировал терпеливо, а старушка тем временем рассказывала, что похоронила мужа, детей и остался у нее один Васенька… Картину купил П.М.Третьяков. В. Стасов, известный критик, написал: “Кто из нас не знает “Тройку” Перова, этих московских ребятишек, которых хозяин заставил таскать по гололедице на санях громадный чан с водой?.. Целая жизнь рассказана в их лохмотьях, позах…”
Картина настолько поразила современников Перова, что многие годы заставила почитателей его творчества искать тот монастырь, где была нарисована “Тройка”, и выяснить, что дети – это ученики мастеровых, которые работали на Сретенке и на Кузнецком мосту; что на Трубной площади находился бассейн с водой для хозяйственных нужд… И Рождественский монастырь – один из самых древних в Москве, основанный матерью князя Владимира Андреевича Серпуховского, героя Куликовской битвы, в 1386 году в память об этом сражении.
Так талантливое произведение потянуло за собой шлейф легенд и домыслов, которые не мог не знать Серов. А кроме того, у Перова были и другие картины, где тема детей была не последней, – “Приезд гувернантки”, “Учитель рисования” и другие.
В 1898 году Серов пишет “Мать с ребенком”, а в следующем – небольшую картину “Баба в телеге” и картину “Дети”… Игорь Грабарь (1871-1960), художник и искусствовед, один из основоположников музееведения, вспоминал: “Как-то Серов приезжал ко мне в деревню под Москвой, по Павелецкой дороге, где я работал. Подходя к платформе Герасимово, мы увидели у станции телегу с лошадью; Серов мгновенно вытащил альбом и успел до отхода поезда зарисовать все, что надо… Помню, с какой нежностью он показывал мне чудесный набросок, на котором зафиксировал группу людей, лошадей и телег на базарной площади захолустного городка… Что его заинтересовало в увиденном? Оказывается, тема двух матерей: одна сидит с ребенком в телеге, другая – это лошадь со своим жеребенком. На эту тему он собирался написать картину, до которой так и не дошла очередь…”
В мастерской В. Серова и К. Коровина занималась живописью сестра Антона Павловича Чехова – Мария Павловна, преподаватель Московской женской гимназии Ржевской. Учеником Серова был и Мартирос Сарьян – будущий народный художник СССР и Герой Социалистического Труда. Он оставил добрые воспоминания о своем учителе, набросав не кистью, а пером его портрет с натуры: “…Серов являлся в мастерскую всегда очень пунктуально и молча следил за работой студентов. Вмешивался он лишь в редких случаях, когда считал это сугубо необходимым. Своими острыми замечаниями он помогал ученику вникнуть в суть его ошибки. Его постоянное присутствие приучало нас к порядку и повышало интерес к работе. Иногда мы так увлекались работой, что писали пастелью до поздней ночи. Подобные вспышки творческого воодушевления он неизменно принимал с удовлетворением… На открытии выставок всегда бывал Серов. Каждый раз, обойдя выставку, он подходил ко мне и советовал не продавать картин, надеясь уговорить членов комиссии Третьяковской галереи приобрести их. И, очевидно, каждый раз члены комиссии не приходили к соглашению с Валентином Александровичем. Это продолжалось до 1910 года. Конечно, было очень важно, что Серов так ценил мои работы. Я любил Серова как хорошего человека, большого художника и активно поддерживал все то, что было ново и интересно…”
Сарьян вспомнил и акт большого гражданского мужества Серова, когда он сделал официальный письменный отказ от звания академика на том основании, что возглавлявший Академию художеств Великий князь Владимир был причастен к расстрелу мирной народной демонстрации в 1905 году. И Серов оказался не одинок, его письменно поддержал Поленов. Серов также сложил с себя обязанности преподавателя Московского училища живописи, ваяния и зодчества в знак солидарности со скульптором А.С.Голубкиной, которой было отказано в посещении мастерских училища как политически неблагонадежной.
Начиная с 1895 года, почти 15 лет, Серов работал над иллюстрациями к басням Крылова, продолжая разрабатывать детскую тему. Впрочем, диапазон художника Серова предельно широк: от портретной живописи до сатирических офортов, от пейзажных акварелей до картин на исторические темы, вроде шагающего Петра I…
Здесь можно провести параллель между отцом и сыном. Дело в том, что отцом великого художника был известный в середине ХIХ века композитор и музыковед, музыкальный критик, в то же время окончивший Училище правоведения, Александр Николаевич Серов (1820-1871). С 1840 по 1868 год он служил в различных ведомствах Министерства юстиции и внутренних дел. Композитор-самоучка способствовал развитию русской классической оперы, исследовал русские и украинские народные песни, наконец явился автором опер “Мельничиха из Марли”, “Майская ночь”, “Юдифь”, “Рогнеда”, “Вражья сила”, пьес для фортепьяно в две и четыре руки, романсов, хоров, исследований в области музыкальной культуры.
Энциклопедическую образованность, темперамент, решительность и прямоту суждений Валентин Серов наследовал от отца.
…Авторитет художника Валентина Серова вырос настолько, что ему было поручено бывать на выставках и делать приобретения для самой Третьяковской галереи. Зимой 1911 года на Большой Дмитровке в залах Литературно-художественного кружка Серов сделал свои последние покупки для Третьяковки – это были “Цветы” Сапунова и сарьяновская картина “Улица. Полдень. Константинополь”.
Судьба отпустила Серову чуть больше лет, чем Чехову или Левитану, – 46. Но то, что он сделал за эти годы, поставило его творчество на одно из самых высоких мест не только в России. И чуть ли не главными портретами в его изобразительной галерее стали портреты детей. В том числе и Мики Морозова (сына мецената), и сына Саши, и, конечно, картина “Дети”, где оба сына художника изображены на веранде дома, обращенного на озеро близ Темеок (Карелия), где Серов вместе с семьей гостил у своего друга гравера В.В.Мате.
Судьба же сыновей художника сложилась неодинаково. Старший Александр (1893-1960) прожил довольно долгую жизнь, окончив политехнический институт и став инженером-судостроителем. В годы первой мировой войны молодой Саша Серов был военным летчиком… Младший – Георгий (1894-1932), – к сожалению, прожил меньше, чем его отец. Он учился и был другом Михаила Чехова… Однако их портреты переживут века.
Геннадий СЕМАР,
писатель
Комментарии