Новый документальный сериал ВВС об эпохе динозавров рискует украсть детство у родившихся в 2000‑х годах.
Мне трудно скрыть свои ностальгические чувства. Я родился в 2001 году и являюсь почти ровесником века. Я был страшно увлечен в детстве, как и многие, наверное, мальчишки, динозаврами и вообще доисторической фауной. Чего уж стесняться, иногда при виде новости об очередной палеонтологической находке меня охватывает трепет… Дома были книжки издательств «Махаон» или «Эксмо» с иллюстрациями, которые ныне можно считать чуть ли не каноническими, в магазинах игрушек трепетно искались новые виды древних животных, резиновых или пластиковых. Став чуть постарше, мы пробовали читать уже серьезные журналы вроде National Geographic. Это не было осознанной страстью к науке, это было проникновение в какой-то параллельный нашему мир: вон он, здесь, рядом с необходимостью чистить зубы, слушать маму и ходить в детский сад, я же вижу этих животных и читаю о них, но этот мир также и бесконечно далек и оживает лишь в нашем воображении.
Венцом коллекции, конечно, оставались DVD-диски. Да, было еще время, когда салоны с ними значили для нас, детей, так много, когда туда вообще хотелось ходить! Сейчас далеко не везде их увидишь, и не каждый подросток с ходу скажет, что это вообще такое. Из них к нам в руки попадали культовые игровые и документальные фильмы. И главным уже в таком собрании был ставший сразу классическим (без преуменьшения) сериал «Прогулки с динозаврами» канала BBC в шести частях. Он породил множество продолжений, в которых были «воскрешены» и палеозойский мир («Прогулки с монстрами. Жизнь до динозавров»), и фауна кайнозоя («Прогулки с чудовищами»), то есть после массового вымирания 65 млн лет назад и до наших дней, и древний человек, в которых современные исследователи забрасывались в разные периоды истории Земли и сталкивались лицом к лицу с их фантастическими обитателями, в основном в этом деле преуспел знаменитый Найджел Марвин.
Сейчас я понимаю, что для нас, десятилетних, осознание, что мы до сих пор живем в кайнозое и являемся прямыми наследниками былой великой фауны, было сродни прозрению мольеровского Журдена, что он всю жизнь говорил прозой. И конечно, влюбившись в документальные фильмы ВВС, уже нельзя было не верить, что встретиться с настоящими доисторическими животными можно.
Для нас непостижимым заклинанием были слова «компьютерная графика». Видевшие «Парк Юрского периода» особенно понимали вес надписей на коробках с документалками, что при их создании использовались технологии (те самые!), что при съемках «Парка…». Но животные казались живее некуда. А неподготовленный ребенок вообще мог испытать когнитивный диссонанс при виде кадров, на которых режиссер «Прогулок…» Тим Хейнс абсолютно естественно и серьезно обращается к матери-тираннозавру со словами: «Все было прекрасно, но малыши оказались не готовы к съемке, так что придется переснять эпизод кормления сначала». Конечно, не забыть и волшебную музыку Бена Бартлетта, которая сопровождает нас на протяжении всех этих фильмов и стала таким же их отличительным знаком, как натуралистично воспроизведенные экосистемы и тщательно проработанный облик животных. До сих пор бибисишные динозавры (и не только динозавры) воспринимаются как эталон в их изображении. Справедливости ради заметим, что многое для визуала этого сериала было взято у вышеупомянутого «Парка…», но, мне кажется, такой преемственностью можно только гордиться.
По правде сказать, «Прогулки…» исправили и некоторые ошибки, допущенные в «Парке…» и более ранних художественных лентах (к примеру, в «Затерянном мире» 1925 года или «Кинг-Конге» 1933‑го), эксплуатировавших тему древней фауны. Вернее даже, эти ленты были очевидным ответом на запрос и резкий рост интереса науки к ней. Вышедший в 2000 году сериал ВВС стал первой итоговой чертой под длящейся более полутораста лет историей науки палеонтологии, снятый по последнему ее слову не для развлечения (заметим, что в упомянутых картинах хищные динозавры-тероподы или самец гигантского примата выполняли роль не более чем эффектного киноаттракциона) публики, а в целях, не побоюсь этих слов, народного просвещения. Вышедшие позже фильмы от других студий оставляют порой удручающее впечатление из-за низкого качества графики и порой полного отсутствия натуралистичности в изображении животных. Разработчики некоторых компьютерных игр и то больше стараются.
Когда я дорос до музеев, то очень часто ходил с родителями в палеонтологические музеи. Я смотрел, читал, рисовал, сочинял, изучал о динозаврах все, что смог найти. Мне казалось, что я узнал о них все. Теперь я снова оказался не прав.
Как и старается изо всех сил мировая палеонтология. При нынешних темпах развития прогресса за двадцать два года эта наука шагнула далеко вперед, и на какую-то совершенно непостижимую величину. Увы, она затребовала и новой «работы над ошибками». Ответ на запрос не заставил себя ждать: 23 мая 2022 года на стриминговой платформе Apple TV+ состоялась мировая премьера пятисерийного фильма от отдела естествознания все той же компании ВВС «Доисторическая планета». Музыку к фильму написал не кто-нибудь, а Ханс Циммер, закадровый же текст прочитал легендарный ведущий Дэвид Аттенборо, которому, к слову, 8 мая этого года исполнилось 96 лет. Сам сэр Дэвид появляется во вступительной и заключительной заставках каждой из серий, они идентичны, но нельзя не заметить, как по-прежнему бодр и горит желанием рассказывать нам о природе этот поистине влюбленный в нее человек.
«Доисторическая планета» в отличие от «Прогулок…» пошла иным путем: если в 2000 году создатели попытались представить историю целой эпохи, состоящей из трех периодов, более-менее поровну распределив между ними экранное время и показывая геологические формации в хронологическом порядке, то новый фильм предлагает максимально стереоскопический взгляд на планету практически в единый момент времени, примерно 65-65 млн лет назад, то есть во времена позднейшего мелового периода. В те дни происходило стремительное изменение климата, наблюдался рост вулканической активности, планета была уже обречена. Поскольку совсем недавно, около года назад, было окончательно доказано, что причиной вымирания динозавров (последнего и наиболее известного в массовом сознании) было падение метеорита и вызванные этим катаклизмы, то можно смело говорить, что показанное в фильме пронизано тревожным предчувствием совсем скорой (в геологическом смысле один миллион лет для истории Земли – это примерно как минуты полторы для двенадцатичасового циферблата) трагической развязки, хотя о ней напрямую и не говорится.
Поздний мел – это последний видовой расцвет и неизбежный упадок. Континенты распадаются, формируются различные экосистемы. Пять таких экосистем изображено в фильме: морские побережья, горные пустыни, речное пространство, ледяные пустыни и тропические леса.
И это чуть ли не главное достоинство сериала. Замысел оправданно грандиозный: смотрите, какую многогранную планету мы потеряли (ирония). Голос сэра Дэвида дублирован, как часто бывало, Николаем Дроздовым, что само по себе не есть плохо, но дело в том, что и ранее при более внимательном пересмотре прошлых фильмов, озвученных этим же ведущим, обнаруживались некоторые неточности. Возможно, и это будет во многом справедливо, это ответственность переводчика. Но ведь и Дроздов биолог, наверняка же он тоже проводил какую-то подготовительную работу. Еще по поводу закадрового текста стоит сказать (и здесь я скорее обращаюсь к создателям сериала), что с точки зрения единства повествования он не всегда продуман. Никаких ограничений, что, мол, в серии будет показан лишь один регион (скажем, будущая Монголия или Северная Америка), как в «Прогулках…», создатели не ставили, но чрезвычайно трудно уследить за рассказом, когда он с легкостью перескакивает из Монголии в США, оттуда в Китай, а потом внезапно в Западную Европу. Но есть и исправленная ошибка: все названные виды принадлежат именно к тем регионам, где их нашли и которые в данный момент (со слов диктора) демонстрируются.
Та же повествовательная путаница иногда бывает и с динозаврами: представители разных видов, но из одного семейства, появляющиеся практически в соседних кадрах, внешне мало чем отличаются, но диктор называет их по-разному, как будто научно неподготовленному зрителю столь же легко будет отличить один вид от другого. Особенно трудно определить разновидности утконосых динозавров и некоторых позднемеловых зауроподов из семейства брахиозаврид. Но в любом случае стоит сказать спасибо этому сериалу за то, что продемонстрированное видовое разнообразие на порядок многочисленнее изображенного в «Прогулках…» (где за серию можно было встретить максимум 6-7 видов).
Следующий минус сериала (заранее готов вызвать все негодование за это слово на себя), как ни странно, – это само изображение, и здесь я готов признать, что вопрос исключительно во вкусе. Конечно, качество картинки несоизмеримо выше: создается впечатление, что попытка посмотреть «Прогулки…» в качестве HD равна просмотру сериала 2022 года качестве примерно в 240‑м или 360‑м (пользователи Интернета поймут, что это довольно мало). Конечно, я преувеличил, но от четкости изображения иногда болят глаза. Возможно, я, отчасти как консерватор, просто не был готов к столь натуралистичной картинке. Но дальше мы сталкиваемся с обликом динозавров. Конечно, я еще раз повторю, что с 2000 года в палеонтологии было сделано множество открытий, и достоверных знаний об этих животных у нас теперь гораздо больше. Конечно, теперь больше известно о сочленении костей, распределении мышечной массы, о наличии или отсутствии перьевого покрова у тех видов, у которых он раньше обнаружен не был, и потому они ранее изображались с голой кожей. Но некоторые динозавры, на мой субъективный взгляд, стали выглядеть несколько карикатурно по сравнению со своими альтер эго из фильмов начала нулевых, где смотрелись иногда даже грациозно. Разумеется, я не ученый, чтобы мое слово было решающим, но мне кажется, что этому сериалу не помешал бы некоторый double-check, результатом которого мог хотя бы стать фильм о фильме (пользуюсь старым термином, вопреки моде на backstage videos), в котором было бы дано научное обоснование. Вернее, оно уже есть на специальном сайте http://www.prehistoricplanet.com, но все-таки видеоформат кажется привычнее. Вы согласитесь со мной?
В конце хочется сказать, что я полностью понимаю значимость этого сериала в контексте палеопросвещения. Эгоистичный зрительский консерватизм вынужден отступить перед необходимостью научного обновления. Новым поколениям достается больше «наглядных пособий» для сравнительного анализа и более обширной картины эволюции людских представлений о динозаврах, и не только о них. Знание живо, пока оно в движении. Пересмотрите на досуге «Прогулки с динозаврами», те, кто не смотрел, быстренько исправьтесь. А потом посмотрите «Доисторическую планету». И подумайте над всем просмотренным сами, это полезно.
Комментарии