В начале ноября на канале ТВС состоялась премьера нового сериала о знаменитом сыщике Эркюле Пуаро, герое великой Агаты Кристи. Пятисерийную ленту “Неудача Пуаро”, в основе которой – один из лучших и, пожалуй, самый “неожиданный” роман Агаты Кристи – “Убийство Роджера Экройда” – снял Сергей Урсуляк. И речь в фильме пошла вовсе не о “проколе” специалиста по распутыванию сложных детективных клубков, а о книге, которую пишет некий писатель. А книга эта как раз и называется “Неудача Пуаро”.
Досье
Урсуляк Сергей Владимирович. Режиссер. Родился 10 июня1958 года. Окончил актерское отделение Театрального училища имени Б.В.Щукина (1979, мастерская Е.Симонова). В 1979-1991-м – актер театра “Сатирикон” (роль N1 – Чацкий в пьесе “Горе от ума”). Режиссер телепрограммы “Дог-шоу. Я и моя собака”, документального цикла “Новейшая история” (НТВ), “Пестрая лента” (ТВС).
Награды:
Лауреат премии Москвы (1994 г., за фильм “Русский регтайм”);
Лауреат премии “Золотой Овен” (диплом за 1995 год);
Лауреат премии “ТЭФИ” (1998 г., за документальный фильм “Записки из мертвого дома”).
Фильмография:
1992 г. “История болезни” (курсовая)
1993 г. “Русский регтайм”
1995 г. “Летние люди” (“Дачники”)
1997 г. “Записки из мертвого дома” (док., видео, REN TV)
1998 г. “Сочинение к Дню Победы”
Критики – благожелательные и не очень – сошлись на том, что Сергею Урсуляку удалось по-настоящему передать атмосферу провинциальной Англии 20-х годов ушедшего века. Усадьба настоящего лорда, старый английский вокзал, типичные деревенские пейзажи – все снималось в Англии. Европейские городские пейзажи и некоторые интерьеры дома Экройда были сняты в Чехии.
Кроме этого, в студийном павильоне художником Григорием Широковым были созданы великолепные, до мельчайших подробностей продуманные декорации, прекрасно передающие обстановку богатого загородного дома эсквайра. Отдельные аплодисменты – настоящему английскому юмору, которым пронизан весь фильм. Впрочем, лучше, чем сам Сергей Урсуляк, о новом проекте нам никто не расскажет…
– Сергей, ваши прежние работы – “Летние люди”, например, по мотивам “Дачников” Горького или “Сочинение к Дню Победы” – поднимали проблемы достаточно важные, чтобы не сказать больные. Сейчас вы обратились к детективу, а к высоким жанрам его по привычке все же не относят.
– Действительно, считается, что если берешься за детектив, то автоматически переходишь в разряд менее художественного кино и в то же время отдаешь некую дань моде. Но менее всего я подвластен моде. Каждый раз, заканчивая очередной фильм и отдыхая после работы, беру в руки именно детектив. И вот однажды в отпуске, чтобы чем-то заняться, я стал писать… И, в общем, написал сценарий по “Убийству Роджера Экройда”. Потом предлагал этот сценарий то одному каналу, то другому. Причем в любом качестве – телеспектакля, телефильма… Просто очень хотелось его реализовать. Поначалу телеканалы не отвечали мне взаимностью: я добивался экранизации Агаты Кристи два года, дожидаясь денег, на которые можно будет снять именно фильм, а не сериал, что можно слепить за неделю или месяц. В результате я и думать забыл о сценарии. Как вдруг выяснилось, что есть Москва, а в Москве – мэр, а у мэра – своя программа подъема количества и качества отечественных сериалов. Мне предложили в эту программу войти, что я с удовольствием и сделал.
Поэтому оставим разговоры про высокие и низкие жанры: все зависит от человека. Работали мы долго, подробно, ездили в Англию, Чехию. Все же зависит от отношения, а вовсе не от жанра.
– А не было ли здесь еще и своего рода режиссерского азарта, когда хочется заняться материалом, которым зачитываются миллионы, и, значит, хорошо всем знакомым?
– Если азарт и был, то заключался он совсем в другом: не секрет, что иной раз есть стремление сделать сериал побыстрее и подешевле, и если там присутствуют пять бандитов и пять ментов, то это уже крутой сериал. Нам же хотелось вернуться к тому телевизионному кино, что было 20 лет назад, хорошо и крепко сделанному, с заметными актерскими работами, к кино, которое будет интересным всей семье, а не кому-то в ней отдельно.
– И тем не менее от присущей вашему творчеству социальности вы на этот раз все же ушли?
– Картина о Пуаро и впрямь вряд ли отвечает на вопросы сегодняшнего дня, которые присутствовали в Горьком или “Дне Победы”. Но если говорить, чего мы добивались, так это качественного зрелища именно на телевидении, которому порой недостает тщательности и старательности. Хотелось снять честное, чистое и понятное, одним словом, профессиональное кино.
– Потягаться с замечательным и чрезвычайно симпатичным Дэвидом Суше из популярного английского сериала про Пуаро вы предложили не менее замечательному и симпатичному Константину Райкину. Был тут риск?
– Не думаю. Помимо того, что Костя внешне на него похож, так же невысок и внутренне подвижен, он обладает и еще одним необходимым в данном случае актерским качеством, которое заключается в способности вываливаться из общего ряда. При том, что очень хороший и очень популярный артист Райкин обидно мало снимается в кино, потому что к мартеновской печи его не поставишь, на крылечке деревенском не посадишь. Парадокс такой, трудно ему роль подходящую найти из-за запредельности какой-то характера дарования. Он же даже внешне вываливается из общего строя. И мне показалось, что было бы по-настоящему интересно, если бы Райкин сыграл Пуаро. При том, что когда придумывал, у меня не было никаких шансов, что Костя согласится, знал, что многим отказывает, и о своем намерении сказал ему, когда в очередной раз проект накрылся. Утром мне отказали в деньгах, стало понятно, что ситуация поменялась, а вечером мы с Костей встретились на какой-то вечеринке, и я ему сказал: сегодня ты потерял очень хорошую роль. Какую, поинтересовался Райкин. Да вот, Агату Кристи собирался снимать, ответил не очень охотно. Жалко, подтвердил Райкин, если бы предложил, я бы согласился. А через месяц история с финансированием возобновилась, и я, можно сказать, поймал Костю на слове. И потом я уже давно говорил, повторюсь, с вашего позволения, еще раз: лучший Шерлок Холмс – наш Василий Ливанов. Лучший Мегрэ – наш Борис Тенин. Осталось дело за малым – чтобы у нас был лучший Эркюль Пуаро.
– Но тут, наверное, существовал вопрос подбора “под Райкина” компании артистов, которые бы рядом с ним не терялись.
– Во-первых, Пуаро в контексте картины существует как бы несколько отдельно, он персонаж особый, и мы договаривались, что Костя будет играть и остро, и эксцентрично, не станет бояться показаться смешным, сможет позволить себе похулиганить, потому что умные глаза все равно ведь не спрячешь. Рядом с Райкиным я снимал тоже очень хороших актеров, но у них же были и другие задачи, и сравнивать их с героем не требовалось: они все же обыкновенные люди, а он среди них – некое исключение из общих правил, чужой в этой среде, из другого мира. А среду создавали актеры прекрасные. Например, самую главную роль в картине – писателя, что пишет роман про Пуаро, – играет Сережа Маковецкий, мой любимый артист. В других ролях – Светлана Немоляева, Саша Лазарев-младший, Елена Козелькова, Лика Нифонтова, Сережа Степанченко, Константин Желдин, и молодых артистов немало, хороший, в общем, состав.
Алексей АННУШКИН
Комментарии