– Сергей Валентинович, известно, что Ленинградская область активно реализует федеральные и региональные программы по строительству социальных объектов, в том числе учреждений образования. При этом огромное внимание уделяется созданию современной инфраструктуры регионального образования.
– Совершенно верно. Мы понимаем, что не только внешнее благоустройство, но и оснащение образовательной организации современным высокотехнологичным оборудованием, эргономичной, стильной и надежной мебелью является одним из условий обеспечения высокого уровня качества образования.
В соответствии с запросами современной жизни при сохранении и умножении лучших традиций отечественного образования и в условиях новых возможностей, которые предоставляют реновация, реконструкция и строительство новых объектов образования, в регионе концептуально и технологически обновляются программы развития образовательных учреждений. С изменением инфраструктуры модернизируется содержание образования.
Сегодня каждая областная школа-новостройка и школа после капитального ремонта (реновации) – это школа нового образовательного формата. У нас есть школы-технопарки, школы-лаборатории, школы с кадетскими или инженерными классами и т. д. Каждая из этих школ с современным дизайном, креативными интерьерами, необычной концепцией архитектурных решений. Нужно заметить, что дизайн-проекты, разработанные в Ленинградской области на основе фирменных стилей, неоднократно получали высокую оценку на федеральном уровне и предлагались регионам в качестве образцов оформления современных образовательных пространств, создаваемых в рамках национального проекта «Образование».
Также с 2019 года в Ленинградской области открыты 75 центров естественно-научной и технологической направленности «Точка роста», 4 детских технопарка «Кванториум», 1 мобильный технопарк «Кванториум», 2 центра цифровых технологий «IT-куб».
– Вы упомянули о том, что у школ–новостроек и у капитально отремонтированных школ меняется как внешнее оформление, так и внутреннее наполнение. Практически это жизнь с чистого листа. Какие меры поддержки для управленцев, для педагогов осуществляются в таком случае?
– Безусловно, чтобы помочь начинающим свою работу школам-новостройкам или школам, открытым после капитального ремонта (реновации), Комитетом общего и профессионального образования Ленинградской области в 2018 году дан старт реализации проекта «Школа, устремленная в будущее». В рамках проекта создана Ассоциация новых школ, которая занимается формированием кластера образовательных организаций, обладающих инновационным потенциалом. Работа ассоциации нацелена на объединение усилий научного и методического сообществ региона, на содействие профессиональному общению в рамках становления и развития школы. В ассоциацию уже вступили более 80 школ, которые работают над реализацией проектов по поддержке управленческих команд и педагогических коллективов школ-новостроек и школ после реновации в период запуска (проект «Формула новой школы»), по созданию умной среды новой школы, обеспечивающей современное и мотивирующее пространство для обучения и развития (проект «Собери свою школу»), по проектированию инфраструктуры новой школы, обеспечивающей формирование личностных и метапредметных результатов учащихся (проект «Школа как город»), по формированию уклада жизни крупных по численности обучающихся новых школ на основе толерантности, позитивной социализации (проект «Школа, дружественная детям»), по созданию интерактивных музеев в новых школах как инструмента интеграции проектной и учебно-исследовательской деятельности по разным учебным предметам (проект «Капсула времени»). В настоящее время проект «Школа, устремленная в будущее» и опыт Ленинградской области востребованы во многих регионах нашей страны.
– Ленинградская область часто выступает как пилотный регион при апробации того или иного проекта. Например, здесь уже разработана и успешно реализуется концепция комплексной безопасности детства. Расскажите, пожалуйста, об этом.
– Спасибо за вопрос. Действительно, в регионе разработаны и утверждены концепция комплексной безопасности детства, а также план ее реализации на период до 2025 года. При разработке концепции мы исходили из того, что благополучное детство оказывает определяющее влияние на качество жизни. Кроме того, мы учитывали необходимость комплексного подхода к обеспечению безопасности детей, предусмотренного федеральным и региональным планами основных мероприятий, проводимых в рамках Десятилетия детства. Активное участие в разработке концепции принимали аппарат уполномоченного по правам ребенка в Ленинградской области, Комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав при правительстве Ленинградской области, представители родительской общественности.
В ходе разработки концепции был проведен серьезный анализ больших данных по региональной статистике для каждой возрастной категории детей. В совокупности были рассмотрены результаты ранжирования внешних и внутренних угроз для безопасного детства, возможные негативные последствия травмирующего детского опыта, а также причины их возникновения.
В основу региональной концепции безопасности детства нами были положены такие идеи: носителями культуры безопасности являются родители и педагоги, а их отношение к проблемам безопасности, типичные стратегии поведения в повседневной жизни и в ситуациях повышенной опасности становятся образцом для подражания детей.
При этом мы учитывали, что наиболее значимые угрозы для безопасности детей возникают в случае, когда родители отстраняются от своих обязанностей по семейному воспитанию и развитию. Поэтому в плане реализации концепции был сделан акцент на мероприятиях, направленных на формирование у значимых взрослых собственной культуры безопасности, их систематическое обучение правилам безопасного поведения, в том числе в контексте проблем безопасности детства. Важная роль отводилась и мероприятиям, направленным на совместную коммуникацию (родители и дети, педагоги и дети, педагоги и родители, школьники и студенты) и совместную деятельность (дискуссии, проекты, социальные акции, флешмобы, конкурсы).
Еще одна идея концепции – это «Формула безопасности детства», включающая в себя безопасную среду, безопасное поведение, родительский контроль и педагогическое сопровождение. Здесь мы предусмотрели мероприятия, направленные на формирование безопасной среды детства. Например, провели мониторинг состояния потенциально опасных зон, в том числе не предполагающих пребывания на них детей, устранили факторы, представляющие опасность для детей в местах их пребывания, сделали акцент в местах проживания на развитии и современном оснащении инфраструктуры, необходимой для жизни, обучения, развития, досуга детей. Также провели мероприятия по обучению детей навыкам безопасного поведения в быту, в коммуникативных ситуациях, в дорожно-транспортных ситуациях, на водных объектах, в летнем лагере, в туристическом походе, в информационной среде, в условиях повышенной опасности и в чрезвычайных ситуациях и т. д.
– Если говорить о безопасности детей, то не секрет, что многие взрослые предпочитают запретить, нежели разрешить.
– Вы попали в точку, поэтому еще одна идея нашей концепции заключается в том, что культура безопасного поведения должна прийти на смену культуре ограничений. Современное образование – это во многом деятельность детей во внешней среде, что значительно расширяет для них круг потенциальных опасностей (экскурсии, экспедиции, исследования, социальные проекты, профессиональные пробы). При этом возможное ограничение масштабов или содержания такой деятельности негативно влияет на развитие детей (формирование у них самостоятельности, ответственности, чувства взрослости, необходимого жизненного опыта, в том числе опыта разумного риска). Поэтому концепцией предусмотрено, что основные усилия должны быть направлены не на ограничение, а на формирование культуры безопасности в регионе, культуры безопасности детства.
– Чем здесь может помочь система образования?
– На мой взгляд, важнейшим средством формирования позитивного образа будущего в детской среде становится организация в системе образования и за ее пределами детских и детско-взрослых проектов, посвященных различным аспектам формирования культуры безопасности. Так, в плане реализации концепции предусмотрены следующие направления образовательной деятельности: исследование реальных проблем и угроз, существующих в регионе, районе, доступных для осмысления детьми, и выработка решений, позволяющих их минимизировать или предотвратить (например, утилизация мусора, транспортная опасность, экологические проблемы и пр.). Дети и взрослые совместно могут заниматься проектированием новых привлекательных сред и объектов детской инфраструктуры в своем населенном пункте, районе, исследовать новые и перспективные технологии, технические и цифровые средства, которые могут быть использованы для повышения безопасности жизни человека в перспективе, и т. д.
Мы убеждены, что образ безопасного будущего в общественном сознании формируется только совместными усилиями, действиями, поступками взрослых и детей. А счастливое детство, уверенность в завтрашнем дне являются важной социально-психологической основой комфортной и привлекательной жизни в регионе.
Комментарии