search
main
0

Сергей ТАРАСОВ, председатель Комитета общего и профессионального образования Ленинградской области: Главный ресурс развития – это люди

​- Сергей Валентинович, в этом году темой августовского педсовета определена тема, которая, наверное, никогда не потеряет своей актуальности, а именно тема прямой взаимосвязи между качественным образованием и человеком как главным ресурсом развития общества и государства.

– Совершенно верно, на педагогическом совете мы продолжаем рассматривать вопросы качества образования как важного фактора повышения качества жизни человека. При этом акцент делаем на человеческий капитал. В этом смысле качество жизни и человеческий капитал как способность людей, опирающихся на приобретенные знания, опыт и ценности, производить инновации и преобразовывать окружающую действительность становятся синонимами. По сути, это взаимовытекающие друг из друга позиции. Так, при наличии определенного качества жизни формируется необходимый человеческий капитал, и, наоборот, развитие человеческого капитала способствует инновационному развитию страны и в свою очередь создает предпосылки для нового качества не только индивидуальной жизни, но и жизни всего общества.Поскольку развитие человеческого капитала во многом определяется качеством образования, то не случайно Президентом России Владимиром Владимировичем Путиным перед нами поставлены серьезные стратегические задачи. В частности: обеспечение глобальной конкурентоспособности российского образования; воспитание гармонично развитой и социально ответственной личности; внедрение на уровнях основного общего и среднего общего образования новых методов обучения и воспитания, образовательных технологий, а также обновление содержания и совершенствование методов обучения предметной области «Технология»; формирование эффективной системы выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодежи; создание современной и безопасной цифровой образовательной среды; внедрение национальной системы профессионального роста педагогических работников; модернизация профессионального образования и т. д.- Расскажите, пожалуйста, как подходят к решению этих задач в Ленинградской области?- Первоочередной задачей стоит вхождение России в десятку ведущих стран мира по качеству общего образования. В этой связи в образовании Ленинградской области активно реализуется целый ряд региональных и федеральных проектов. Каких результатов нам удалось достичь при реализации данных проектов? Например, в развитии инфраструктуры образования в Ленинградской области достигнуто значительное снижение доли школьников, обучающихся во вторую смену. Мы занимаем 3-е место среди регионов – лидеров Российской Федерации, имеющих наименьший показатель доли второсменников.Опыт Ленинградской области по реализации проекта «Школьный спорт» (ремонт спортивных залов сельских школ, а также создание в 80% школ региона спортивных клубов) признан одним их лучших в России.В 2018 году наблюдается позитивная динамика результатов финалистов Всероссийской олимпиады школьников, что позволило улучшить позицию региона в неофициальном рейтинге регионов. Кроме того, наметился рост выпускников, сдающих ЕГЭ на стобалльный результат.Проект «Равные возможности детям», в рамках которого были созданы клубы по месту жительства для детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, в конкурсе инициатив Уполномоченного при Президенте Российской Федерации по правам ребенка «Вектор «Детство-2018» вошел в Топ-100 лучших практик.- Но на достигнутом никто не собирается останавливаться?- Конечно, нет. У нас уже определены следующие перспективные задачи. Например, мы будем продолжать развивать сеть муниципальных образовательных организаций с целью их сетевого взаимодействия. Также будет развиваться система дополнительного образования, в том числе через координирование деятельности региональным модельным центром на базе центра «Ладога».Вместе с тем мы понимаем, что эффективная реализация майского указа Президента России потребует включенности региона в новые проекты и инициативы, направленные, во-первых, на восполнение дефицита у обучающихся базовых знаний (финансовые, правовые, цифровые), навыков жизни в цифровую эпоху (творческий поиск, умение работать в команде, аналитическое мышление, предприимчивость и самоорганизация), во-вторых, на преодоление учебной неуспешности и, в-третьих, на самоопределение и самореализацию школьников. Поэтому в новом учебном году будет дан старт таким проектам, как «Цифровая школа», «Равный старт – возможность успеха каждого», «Новое технологическое образование».- Можно немного подробнее о каждом из проектов?- Суть проекта «Цифровая школа» заключается в создании единой информационно-образовательной среды для общего образования. Содержание общего образования будет интегрироваться под создание школьниками собственных цифровых проектов, будет широкое внедрение принципиально новых цифровых УМК, новых методов преподавания и оценки, открытых онлайн-курсов лучших педагогов.Проект «Равный старт – возможность успеха каждого» включает в себя адресную поддержку образовательных организаций, находящихся в отдаленных территориях области, и учреждений – лидеров образования, дающих стабильно высокие результаты. В его рамках также будут реализованы мобильные образовательные совместные проекты для педагогов и детей из отдаленных территорий («Дистанционная академия исследований и разработок»).Проект «Новое технологическое образование» – это проект, касающийся общего и дополнительного образования. В его рамках серьезное обновление ждет предмет «Технология». Кроме того, модернизируется содержание дополнительных образовательных программ по естественным наукам и информатике. Отмечу, что в Ленинградской области инфраструктурным решением этого вопроса будет создание детского технопарка «Кванториум» на базе Кировского политехнического техникума. В 2018 году в этот проект включатся воспитанники 8 дошкольных образовательных организаций из 6 муниципальных районов Ленинградской области. Для дошкольников будет организована образовательная деятельность по развитию конструктивно-модельной деятельности и технического творчества.- Воспитание также является важной стратегической задачей.- Да, и в рамках решения этой задачи в регионе реализуется Программа развития воспитания в Ленинградской области, а также ряд проектов: «Воспитание и социализация», «Мой родной край – Ленинградская область», «Психологическая безопасность» и т. п. Сегодня 100% образовательных организаций участвуют в реализации региональной программы развития воспитания, что позволило повысить социальную вовлеченность школьников в жизнь региона.Для продолжения реализации идей Концепции воспитания в Ленинградской области нам предстоит решить задачи по формированию активной гражданской позиции детей и молодежи, по поддержке опыта лидерства и инициативного социального действия, что особенно актуально в Год волонтерства (добровольчества) в России.Также мы будем работать над разработкой и реализацией таких проектов, как «Ценности и модели поведения учащейся молодежи Ленинградской области», «Развитие социальных институтов воспитания», «Обновление содержания патриотического воспитания» и «Поддержка регионального кадетского движения».- Тему выявления и поддержки талантливых детей тоже невозможно обойти стороной.- В Ленинградской области для решения данной задачи реализуются проекты «Одаренные дети», «Профориентация и самоопределение», «Доступное дополнительное образование детей в Ленинградской области». Хочу отметить, что акцент в этом направлении мы делаем не столько на поиске талантов, сколько на взращивании таланта в каждом ребенке. Данную задачу можно решить только при условии кооперации и объединения ресурсов различных организаций. В регионе сложилась положительная практика взаимодействия с фондом «Талант и успех» и Санкт-Петербургским государственным университетом по реализации совместных образовательных программ и проектов, которую мы продолжим.Одной из новелл сотрудничества является включение социально ответственного бизнеса в заботу об одаренных детях и талантливой молодежи Ленинградской области. В этом году на базе муринского центра образования №1 Всеволожского района началась реализация проекта по созданию Менделеевского центра интенсивного обучения школьников химии. В оснащении Школы-лабораториума высокотехнологичным оборудованием примет участие компания-застройщик, а в создании академической инфраструктуры – ведущие федеральные вузы.Для организации углубленного изучения предметов в сельских школах планируется использовать передвижной комплекс «Мобильный кванториум», который будет представлять собой оснащенный высокотехнологичным оборудованием класс.По профориентации мы продолжим начатые в 2018 году инициативы: федеральный профориентационный проект «ПроеКТОрия», региональный проект «Наставничество в профориентации». В этом году в нашем регионе также стартует проект Агентства стратегических инициатив «Билет в будущее». Он нацелен на то, чтобы школьники 6-11-х классов получили возможность не просто больше узнать или увидеть современные профессии, а именно попробовать 4-5 из них на базе специализированных центров компетенций, современных лабораторий и мастерских колледжей, вузов, кванториумов, образовательного центра «Сириус».- Раз уж разговор коснулся профориентации, то логично затронуть тему профессионального образования.- Создана региональная сеть современных организаций профессионального образования. Благодаря им жители региона смогут стать высококвалифицированными специалистами для любой из сфер экономики с гарантией последующего трудоустройства на предприятия Ленинградской области. В перспективе планируются разработка и начало реализации проекта «Биржа». Суть проекта заключается в создании специальной площадки для взаимодействия работодателей и образовательных организаций.Осуществляется разработка нового содержания подготовки, переподготовки и повышения квалификации на основе профессиональных стандартов и запросов региональных работодателей. Для внедрения модели непрерывного образования в регионе созданы 6 многофункциональных центров прикладных квалификаций, 10 специализированных центров по 19 компетенциям, включенным в Топ-50 на федеральном уровне. В 2018 году Ленинградская область должна выйти на показатель 6 аккредитованных специализированных центров компетенций на базе профессиональных образовательных организаций.В регионе ведется полномасштабная работа по развитию международного конкурсного движения WorldSkills. В 2018 году в соответствии с требованиями национального и мирового чемпионатов оснащаются профессиональные образовательные организации Ленинградской области. Организованы курсы и стажировки управленческих команд и педагогических работников на базах передовых российских и зарубежных научных и образовательных центров. В целях подготовки ко II региональному чемпионату «Молодые профессионалы (WorldSkills Russia) Ленинградской области»-2018 около 70 преподавателей и мастеров производственного обучения Ленинградской области в результате обучения в Академии «Ворлдскиллс» получили право на проведение регионального чемпионата. Для проведения чемпионата уже подготовлены специальные рабочие места по 7 компетенциям.- Сергей Валентинович, а если говорить о профессиональном педагогическом росте?- Ленинградская область в течение последних двух лет принимает активное участие в федеральном проекте по апробации новой модели аттестации педагогических работников в рамках формирования национальной системы учительского роста. Создаются дополнительные возможности для педагогов в повышении квалификации на базе лучших вузов РФ. Совместно с Фондом развития интернет-инициатив, Агентство стратегических инициатив реализует программы, направленные на внедрение проектных подходов в педагогическую и управленческую деятельность. Особый упор в региональной модели профессионального роста педагогов мы делаем на современной системе отбора и подготовки руководителей образовательных организаций, в том числе через мобильный кадровый резерв, и на развитии института наставничества.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте