search
main
0

Сергей Суровов, министр образования Саратовской области: Задача в том, чтобы эффективнее использовать деньги

Население родной земли министра образования Суровова в основном городское, однако треть территории занимают села. В Саратовской области – 728 сельских школ, в которых учатся 105806 детей.

– Сергей Борисович, а что такое современное село? Что оно сегодня собой представляет?
– Очень сложный вопрос. Поскольку современное село – явление чрезвычайно неординарное. Давайте попробуем разобраться что к чему. А для этого мы должны подчеркнуть, что в российском обществе еще далеко не закончился процесс изменения социально-экономической и общественно-политической жизни. От старых стандартов управления обществом с болью и кровью мы переходим к новым нормам поведения, управления и требований. Меняются социальные и культурные ориентиры людей.
Так вот, на современном российском, конкретно саратовском, селе, конечно же, отразились все эти общественные изменения. Народ массово обеднел, задержки с зарплатой поставили сельских педагогов в тяжелое положение. Многие крестьяне почувствовали себя ненужными обществу, выброшенными из жизни. Стали закрываться почтовые отделения, магазины, клубы, медицинские пункты, библиотеки… Отдаленные деревни практически оказались отрезанными от внешнего мира – автобусы стали ходить редко, да и денег на билеты взять неоткуда. На селе ведь возникла такая социальная проблема, как безработица, а вслед за ней – бесхозность, пьянство, нужда.

Из досье “УГ”

Сергей Борисович СУРОВОВ родился 31 октября 1956 года в г.Саратове.
В 1974 г. после окончания средней школы поступил на исторический факультет Саратовского государственного университета.
В 1980 г. закончил университет и до июля 1984 г. работал учителем истории и методистом вечерней средней школы N 7 г.Саратова.
С 1984 по 1992 год работал военным руководителем, учителем истории, а затем директором средней школы N 10 Волжского района г.Саратова.
В 1992 г. назначен заведующим отделом образования администрации Октябрьского района г.Саратова.
С 1994 г. – начальник управления образования администрации г.Саратова.
С 1996 по 1998 год работал начальником управления образования и науки, министром общего и профессионального образования, заместителем министра, председателем комитета по общему образованию Саратовской области.
С апреля 1998 г. по июль 1999 г. – доцент кафедры политических наук, затем проректор по довузовскому образованию Саратовского государственного университета.
С июля 1999 г. – министр образования Саратовской области. Имеет степень доктора социологических наук.
С.Б. СУРОВОВ – председатель политсовета Cаратовского отделения партии “Единая Россия”.

– Я так чувствую, мы подошли с вами к тому, что в этих страшных жизненных условиях у сельской школы появилась особая роль…
– Вы абсолютно правы! Вообще в нашей стране, в российском обществе сельская школа всегда занимала особое место. Она всегда была не просто “образовательным учреждением”, а чем-то гораздо большим (“поэт в России больше, чем поэт”). Таковы уж исторические традиции народной школы. Они – в близости – к земле, к крестьянскому труду. Школа в селе – это совсем не то же самое, что в городе. У нее традиционно высокий социальный статус. Потому что она дает ребенку профессию. Потому что там он культурно образовывается, общаясь с учителями – людьми интеллигентными, духовно богатыми.
Однако современная жизнь предъявляет к выпускникам сегодняшней сельской школы очень серьезные требования. Качественно иные, можно сказать. Поэтому и сама школа нуждается в серьезных преобразованиях. Посудите сами. Современному молодому человеку необходимо быть конкурентоспособным на рынке труда, обладать высоким профессионализмом, способностью принимать важные самостоятельные решения экономического, а подчас и юридического характера. Каждая ли сельская школа в состоянии дать своим выпускникам тот уровень знаний, который позволил бы им успешно конкурировать с городскими ребятами при поступлении в вуз?
– То есть школьное образование на селе серьезно отстает от потребности жизни?
– Увы, это так. Где-то в каких-то школах частично, где-то полностью уровень образованности саратовских сельских школьников не соответствует уровню образованности, необходимому человеку в новых рыночных условиях. Реально существует проблема неравного доступа к образованию сельской молодежи по сравнению с городской, увеличиваются трудности в развитии сельского предпринимательства.
– Иначе говоря, назрела необходимость в реструктуризации сельской школы.
– Безусловно. Россия не сможет стать передовой державой без мощного агропромышленного производства. А кто будет его создавать? Конечно же, те самые мальчишки и девчонки, которые сегодня выходят из стен сельской школы. Современный, то есть отвечающий требованиям времени, аграрный сектор страны невозможно создавать без новой стратегии развития сельской школы.
-…И школы в маленьких отдаленных селах в эту концепцию не вписываются. Так?
– Совсем не так! Надо смотреть, что это за школа. Надо внимательно изучить ее. Подчеркиваю, внимательно – не на бегу, а побеседовав с ребятами, учителями, родителями, с местной властью, наконец.
– Ага, как же… Вот она-то точно подскажет, что школу “следует закрыть!”. Содержать же надо: ремонтировать, отапливать, поддерживать в чистоте, следить за освещением…
– Нет, что и говорить, на самом ведь деле есть такие школы, которые ничего, кроме расходов, власти не несут. Денег на нее уходит много, надо ведь еще и зарплату учителям платить. А результат? Один-два ученика, ну пусть пять… Каков уровень их знаний, какую пользу селу они принесут – вот в чем вопрос! В условиях жестких финансовых ограничений очень трудно решать проблемы приоритетного бюджетного финансирования такой отрасли, как образование. Задача состоит в том, чтобы наиболее эффективно использовать бюджетные деньги, определенные в консолидированном бюджете области. Мы провели экономический анализ структуры расходов отрасли. Так вот, он показал, что в 2002 году расходы на оплату труда и коммунальные услуги составляют 82 процента. Нетрудно посчитать, сколько, следовательно, средств остается на организацию образовательного процесса.
– Ничего себе разница! И чему, спрашивается, может научить такая сельская школа, если на самое главное, на то, ради чего она, собственно, и существует, остается лишь 18 процентов.
– Вот в том-то и дело! Но это еще не все. Другая немаловажная проблема – различие в стоимости обучения ребенка в школе на селе и в городе. В Турковском районе, например, на каждого ученика было затрачено 5900 рублей за год. В то время как каждый саратовский школьник “стоил” 2700 рублей. То есть в два раза меньше!
– Ну и где же выход? В чем видит ваше министерство решение указанных проблем?
– В оптимизации ресурсов. В Саратовской области 214 малокомплектных школ. Расходы на их содержание составляют 24,3 миллиона рублей. Мы провели предварительные расчеты расходов на организацию автобусной доставки детей из всех этих 214 школ в близлежащие основные и средние. Они показали, что на начальном этапе на транспортные средства надо затратить чуть больше денег, чем на содержание малокомплектных школ…
– Какая это сумма?
– Это 26,4 миллиона. Из них 23,1 миллиона рублей надо потратить на покупку автобусов.
– Такая точность?
– Да. Мы считаем, нам необходимы 66 автобусов, поскольку самое рациональное: один автобус забирает детей из трех населенных пунктов. Остальные деньги пойдут на бензин и ремонт. Когда же транспорт будет закуплен и подвоз учеников наладится, то экономия составит 21 миллион рублей.
– Солидные деньги.
– Да. И их можно будет направить на улучшение образовательного процесса. Реструктуризация сети малокомплектных школ дает возможность сконцентрировать ресурсы в средних школах, создать хорошо оснащенные компьютерные классы, вести преподавание двух иностранных языков, привлечь высококвалифицированных, опытных учителей, которые сегодня разбросаны по учебным заведениям. Такие школы станут в скором времени базовыми образовательными центрами.
– А малыши? Начальную школу, как вы считаете, тоже надо преобразовывать? Реструктуризировать… Оптимизировать…
– Нужно создавать комплексы “Начальная школа – детский сад”. В 2000 году в Саратовской области было 64 таких заведения, а в 2001 году – уже 103.
– Давайте уточним. Малышей никуда не стоит возить. Так?
– Вообще думать надо. Вот, скажем, Волга делит Саратовскую область на возвышенное правобережье и низменное левобережье. Иначе говоря, в левобережье – степи. Представляете, автобус зимой вдруг сломается и станет посреди продуваемой стылыми ветрами степи? Какой же нормальный станет в этой части области малышей куда-то гнать учиться?
– А каковы еще пути оптимизации образования, на ваш взгляд?
– Можно более рационально использовать уже имеющуюся материальную базу на селе. Для этого, а также для обеспечения многоканального финансирования мы планируем создать на базе общеобразовательных школ социокультурные центры, объединив библиотеку, фельдшерско-акушерский пункт и почтовое отделение (здесь возможны различные варианты). То есть мы рассматриваем образовательную систему села как культурно-образовательный комплекс, который объединит семейное воспитание, дошкольное, школьное, а так же начальное профессиональное образование.
Уже подсчитано, что экономический эффект такого слияния составит от трех до пяти миллионов рублей. Все это в целом позволит снизить удельный вес заработной платы и коммунальных услуг в затратах на содержание одного ученика в сельской школе с 80 до 60 процентов. Все это даст возможность объединить бюджетные ресурсы для поддержания нормальной жизни в деревне, а в результате выиграет школа. Наша сельская школа обязательно станет сильной.

Светлана ЦАРЕГОРОДЦЕВА

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте