Знаменательно, что первый Съезд работников дошкольного образования провели не только уважаемое Министерство образования и науки Российской Федерации, но и одна из крупнейших общественных организаций России – Российский книжный союз, который я имею честь возглавлять с момента его основания в 2001 году. Сам факт подобного сотрудничества – важный индикатор позитивного развития российского гражданского общества.
Российский книжный союз был создан более 10 лет назад, объединив под эгидой идей Чтения и Просветительства ведущие издательства, ученых, государственных и общественных деятелей. За годы своего существования РКС развивался и набирал силу. В 17 субъектах Российской Федерации открыты филиалы или представительства союза, важно отметить, что возглавили эти отделения, как правило, главы или заместители глав руководителей субъектов Федерации, что, безусловно, отражает значимость нашей работы. По сути, создано и эффективно работает одно из первых социальных сообществ, цель которого популяризация книги и чтения, повышение уровня образованности российского общества, укрепление его ценностной основы, не случайно в связи с этим союз принимает активное участие в разработке новой Концепции исторического образования России. Научным руководителем разработки стал член правления РКС академик РАН Александр Чубарьян. Создание концепции – важный вопрос в достижении общественного согласия по отношению к нашей истории, определению того, что объединяет российский народ, позволяет нам называться россиянами. РКС также выступил соучредителем Российского исторического общества.В рамках реализации поставленных целей год назад РКС принял решение об организации в своем составе отдельной палаты «Образование», деятельность которой направлена на подготовку предложений по совершенствованию российского образования и формированию современной социокультурной образовательной среды нашего общества. Основные направления работы палаты «Образование»: обеспечение высокого качества, в том числе детской образовательной литературы, соответствующей российским традициям, традициям и культуре народов России, требованиям федеральных государственных образовательных стандартов, закону «Об образовании в Российской Федерации»; изучение и внедрение в отечественную практику современных, соответствующих мировым тенденциям образовательных технологий, в том числе основанных на использовании новых мультимедийных, цифровых продуктов; поддержка перспективных авторов и издательств, педагогов и образовательных организаций.За последние годы установились не просто деловые, а теплые, конструктивные, партнерские отношения с Министерством образования и науки России, его представители вошли в состав правления РКС. За годы сотрудничества были проработаны многие вопросы, связанные с созданием и внедрением образовательных программ разных уровней: от федерального до конкретных школ. Стоит отметить, что все члены РКС, как физические, так и юридические лица, принимали и принимают активное участие в образовательных проектах и программах, рассматривая их в качестве важной основы формирования успешности граждан России.РКС принял активное участие в обсуждении проекта нового Закона «Об образовании в Российской Федерации», был не только инициатором, но и настойчиво отстаивал идеи как введения дошкольного образования в качестве нового уровня общего образования, так и разработки федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования. Мы стали активными участниками разработки стандарта, теперь предстоит большая работа по его апробации и внедрению. По сути, для реализации именно этих задач мы и собрались на съезд.Введение стандарта – значимый фактор изменения динамики развития дошкольного образования. Родители в целом поддерживают это новшество, удовлетворяющее их запрос и требования к качеству дошкольного образования. Одно из важнейших требований семей – уход от академической направленности программ. Родители прежде всего хотят, чтобы их дети полноценно развивались, чтобы была обеспечена доступность высококачественного ухода и присмотра. Важно обеспечить и требования различных социальных групп, например, представителям национальных меньшинств необходимо предоставить возможность изучения родного языка и родной культуры. Сегодня РКС объединяет представителей социально ответственного бизнеса. Мы предъявляем жесткие, но понятные для всех требования к качеству поступающей на рынок издательской продукции. В рамках нашего сотрудничества сформирована рабочая группа с участием представителей РКС и Министерства образования и науки РФ по вопросам экспертизы учебной литературы, и это только начало. Впереди много задач по обеспечению образовательного процесса качественными средствами обучения. По сути дела, РКС и Минобрнауки России – консолидированная площадка, позволяющая без излишней политизации решать серьезные вопросы в сфере образования путем эффективного общественно-государственного диалога.Мне приятно отметить, что на съезде присутствовали не только специалисты системы образования, высококвалифицированные педагоги, представители родительской общественности, но и издатели, авторы учебников и учебных пособий, игровой продукции, для которых съезд – важный момент в определении ключевых направлений их дальнейшей деятельности.На съезде важно было обсудить актуальные для сферы дошкольного образования и издателей проблемы совершенствования их взаимодействия, определения содержательного наполнения учебной литературы и программ, сопровождающей реализацию программ дошкольного образования, ее методической поддержки, доступности для всех детей дошкольного возраста, семей и педагогов, в том числе за счет наполнения рынка книгоиздательской продукцией в электронном виде.Важной представляется также оптимизация путей обеспечения детских садов литературой, необходимой для реализации образовательных программ дошкольного образования, да и в целом в сфере образования. В этой связи в соответствии с Законом «Об образовании в Российской Федерации» есть серьезный вопрос о закупке учебной литературы за бюджетные деньги: сегодня можно закупать только учебники, включенные в Федеральный перечень учебников, а, как известно, для дошкольного образования учебников нет. Эта важнейшая проблема требует скорейшего решения.Семья и общество формируют новые запросы к сфере образования. Эти высокие запросы порождают, по сути, новые общественные образовательные стандарты, которые касаются как содержания образования и методов обучения, так и требований к осуществлению образовательной деятельности, ресурсам и условиям, составляющим основу современной социокультурной образовательной среды России. По сути это общественный договор, формирующий систему требований к федеральным государственным образовательным структурам. Мы хорошо понимаем, что здоровая социокультурная среда образования – основа здоровой социокультурной среды российского общества.Дошкольное образование теперь стало самым первым уровнем общего образования, на котором закладывается фундамент социально-психологически и физически здоровой, самостоятельной и общественно активной личности, будущего успешного и востребованного гражданина нашей великой страны.Современный ребенок должен овладеть умением жить в мире с самим собой, получать и развивать в игре навыки индивидуальной работы и группового взаимодействия, научиться учиться. Именно в дошкольном возрасте формируют основные качества личности, ключевые социальные навыки, ценности семьи, здоровья, труда, поликультурности, толерантности, уважения к другим людям, самостоятельности и ответственности, приверженности к моральным и нравственным ценностям, определенным Конституцией России, здоровому и безопасному образу жизни. Одна из важнейших задач дошкольного образования – положить начало формированию самоидентификации ребенка в окружающем мире, его «я», как члена своей семьи, представителя своей нации, гражданина России.Все это сегодня находится в зоне особого внимания представителей Российского книжного союза. Мы готовы решать эти задачи, мы видим нашу помощь в создании современной учебной и детской литературы, литературы для педагогов и родителей. Это касается как поддержки молодых и талантливых авторов, так и небольших, в том числе региональных, издательств, книготорговых сетей и магазинов. Сегодня, к сожалению, это далеко не самый привлекательный бизнес. Между тем доступность книги – важный элемент воспитания и социализации маленьких сограждан.Мы все хорошо понимаем, что мир стремительно меняется, меняемся и мы, другими стали наши дети, другой среда их развития. Родители хотят, чтобы педагоги в детских садах умели делать многое, о чем мы раньше и не помышляли. Эти изменения потребуют не только глубоких научных исследований, разработки соответствующих требованиям времени учебной и методической литературы, но и кардинальной перестройки системы подготовки, повышения квалификации и переподготовки педагогов дошкольного образования. Стандарт дошкольного образования не только существенно изменил понимание дошкольного образования, но и предъявил новые требования. Задача издателей и книгораспространителей – стать помощниками и партнерами педагогов в решении этой сложной задачи.Вопросы детства – вопросы общие! Поэтому для нас особенно важно и значимо было участие в съезде представителей Роспотребнадзора, Министерства здравоохранения России, Министерства труда и социальной защиты России, академической и прикладной науки, членов Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации и Правительства Российской Федерации. На мой взгляд, только тесное взаимодействие и сотрудничество поможет выстроить и создать полноценную, действующую систему образования России в целом и гармоничное дошкольное образование в частности.Во всех субъектах Российской Федерации в последние годы отмечается позитивная тенденция в обеспечении доступности дошкольного образования. Отрадным стал тот факт, что эта положительная тенденция не только связана с позитивной демографической динамикой, но и стала следствием работы региональных властей, органов управления образованием по открытию новых детских садов и развитию новых форм образования и воспитания. Уверен, что представители российской книжной общественности смогут соответствовать высокой планке, заданной Законом «Об образовании в Российской Федерации», запросам современного российского общества, смогут помочь семьям и педагогам в решении нашей главной задачи – воспитании и обучении подрастающих поколений граждан России.
Комментарии