На мой взгляд, система промежуточной аттестации, что существует с этого года, себя не оправдывает. В соответствии с ней ученик с любым количеством двоек переводится в следующий класс. Да, есть ступенчатая система сдачи долга, когда ребенок может…
…попробовать подтянуть свои знания в июне, потом, если не получилось, в августе, потом, если и в августе не получилось, – в первой четверти. И этот долг, в принципе, может накапливаться любое количество лет. Получается, что человек долг за пятый класс может сдавать в девятом. Главное, чтобы он без долгов подошел к трем рубиконам: конец 4-го класса, иначе не перейдет с долгами в 5-й, конец 9-го класса и конец 11-го класса, иначе не будет допущен к экзаменам.
Вообще в новом Законе «Об образовании в РФ» существует очень размытая формулировка о том, что ученики, не прошедшие или прошедшие промежуточную аттестацию, но показавшие неудовлетворительные знания, переводятся в следующий класс условно по усмотрению родителей.
Примерно такая же формулировка была и в прежнем законе «Об образовании», но там был подзаконный акт, в соответствии с которым условный перевод осуществлялся, если у человека было не больше одной двойки, а две двойки стопроцентно гарантировали второй год в одном и том же классе.
Понятно, что у государства свои интересы. Экономические. Оно говорит: вам дано государственное задание, и, если вы получили деньги на его выполнение, обязаны обучить детей. А если не обучили, то это ваш брак и как хотите, так и выкручивайтесь, и при этом дополнительные сроки сдачи ребенком своих долгов никак учителю государством не оплачиваются.
Мое возмущение связано с тем, что даже на хорошем заводе, на отлаженном конвейере все равно есть определенный допуск на брак, и это нормально, потому что даже отлаженный станок может где-то дать сбой. Мы имеем дело не с заготовками, а с живыми детьми, которые, по оценкам психологов, в среднем до 40 процентов являются необучаемыми в условиях массовой школы. Но экономическая составляющая в очередной раз побеждает психологические исследования.
И если раньше был какой-то мотивационный смысл в учительской угрозе, мол, мы тебя не переведем, если не подтянешься, то теперь даже элементарного припугивания не будет. Возникает вопрос: а зачем тогда учиться? Ведь с точки зрения ученика, его все равно до 9-го класса дотянут. С точки зрения родителя, сдал ребенка в школу, как в камеру хранения, «а вы там мучайтесь!». С точки зрения учителя, «ради чего биться, все равно ведь переведу?!». Получается, все три субъекта не мотивированы. Как таковая летняя школа существует, и ученик может попробовать подтянуться в июне, в августе и в первой четверти, но даже если он ничего не подтянет, его все равно переведут в следующий класс. И зачем тогда учителю тратить время и силы?
Наверное, второгодничество было все-таки не самым плохим вариантом. Глупо, если ты не освоил программу пятого класса, переходить в шестой. Раньше система летней школы все же предполагала возврат ребенка в прежний класс, если он не сдал долги в три захода. Это был шанс что-то предпринять для изменения, а теперь этого шанса все три субъекта образования лишились.
Я думаю, что в скором будущем нам придется столкнуться с массовым недопущением детей до экзаменов в 9-м классе. И прежнюю систему промежуточной аттестации придется вернуть.
Об авторе
Сергей Софенко, заместитель директора по воспитательной работе лицея № 533 города Санкт-Петербурга, «Учитель года Санкт-Петербурга – 2013»
Комментарии