Недавно прошло сто дней с момента назначения Сергея Собянина мэром Москвы, но до сего времени Сергей Семенович с журналистами не встречался и на их вопросы обстоятельно и подробно не отвечал. Видимо, это ему и самому не нравилось, поэтому Собянин решил ответить на вопросы журналистов радиостанции «Эхо Москвы».
– Насколько вы жесткий человек, по собственной оценке? – Я в душе очень добрый человек, никогда никому никакого зла не желаю, не злопамятен. Но если считаю, что человек находится не на своем месте, я его уволю, даже не задумываясь. Личные отношения на работу стараюсь не перекладывать. Подбор московской команды не идет по личному знакомству, туда пришли люди, с которыми я вообще не был знаком до прихода в Москву. Такая же ситуация была и в Тюмени, и в аппарате Правительства РФ. Я приглашал людей не потому, что они мои односельчане или однокурсники, друзья, а совершенно по другому принципу. Я их подбираю по профессиональному признаку, поэтому и требования у меня к ним не как к друзьям, а как к профессионалам. – Вы осторожный человек или предпочитаете, например, рубить с плеча в своих решениях?- Я очень осторожный человек, но рублю с плеча, когда уверен в своем решении.- Какие лишние столичные функции вы обнаружили в Москве?- Дело в том, что нет лишних функций, у всех столиц в мире есть свои функции. Вопрос в том, что нужна ли концентрация властных организаций в одном городе или нужно разбросать министерства по разным городам. Но сложно управлять таким правительством, в котором министерства расположены в разных городах. Сегодня этот процесс идет, но немного другим путем. Крупные корпорации регистрируются в других городах, сами предприятия потихоньку мигрируют из Москвы в силу того, что здесь слишком дорогая жизнь, слишком большая заработная плата, слишком большие накладные расходы, слишком дорогая земля. Это естественный процесс перемещения предприятий вместе с соответствующими трудовыми ресурсами в Московскую область, в другие города. Мне кажется, это гораздо важнее, чем переезд какого-то министерства.- Когда вы работали главой администрации Президента РФ, затем главой аппарата Правительства РФ, то наблюдали Москву. Когда вы стали мэром, что вас больше всего удивило, чего вы представить себе не могли, когда стали мэром? – Я не гимназистка, чтобы чему-то удивляться, потому что в жизни много что видел. Тем не менее, если уж говорить в терминах удивления, больше всего, наверное, меня поразил беспредельный разгул уличной торговли. Конечно, видел ларьки на улицах, представлял примерно, что такое рынки, но, походив и подробно рассмотрев все, что там происходит, конечно, удивился. – С одной стороны, надо убирать эти лотки, с другой стороны, есть москвичи: шаговая доступность есть в планах реорганизации розничной торговли?- У меня нет никакого желания резко убрать эту торговлю, она сама по себе нужна, в Москве особенно, в силу того что многие магазины, которые раньше были магазинами шаговой доступности и расположены на первых этажах жилых домов, теперь торгуют золотом, мехами, холодильниками, но не колбасой, не молоком и не хлебом. Чтобы восполнить эту нишу, нужна торговля такого рода, но она должна быть в тех местах, где это реально удобно для населения, там, где она не мешает транспорту. Вид у нее должен быть соответствующий, специализация этой торговли должна быть другой. Там должны быть товары, которые нужны людям для повседневного спроса. Не меха и китайские шмотки, а именно продукты питания. В первую очередь в новой розничной торговле должна быть такая специализация. А где и как будут торговать, пусть сами жители решают. Мы предложили архитекторам дать схему размещения розничной торговли так, как архитекторы города считают правильным, где и сколько должно ее быть. После этого мы отдали документ на обсуждение в районные управы, в округа, чтобы они сами на совещаниях, на советах с общественностью округов, управ обсудили и сказали: «Да, вот это нам нужно, вот это не нужно, а вот здесь вы не предусмотрели, что нужно еще сделать дополнительную торговлю». Именно таким образом мы и сделаем. Но я говорю, что в любом случае она должна соответствовать определенным требованиям.- Как вы видите осуществление безопасности в местах массового скопления людей – в транспорте, театрах, стадионах, киноконцертных залах? Будет ли какая-то программа по усилению безопасности в связи с террористической угрозой? – Мы должны себе отдавать отчет, что мы всю страну и весь город в какие-то рамки не загоним. Главный упор должен делаться на оперативно-розыскную и профилактическую работу, мне кажется, это самые главные направления. Нет никаких рецептов, но тем не менее надо заниматься проблемами безопасности, например, в автобусах. Они сегодня вне программы транспортной безопасности, по крайней мере вне федеральных требований. Тем не менее мы планируем в каждом автобусе поставить видеокамеры, которые будут иметь разные функции, но с точки зрения безопасности решат задачу опознавания лиц, которые в нем проезжают. Плюс к тому видеокамерами оснащается большое пространство города – и подъезды, и дворы. Сейчас это уже отчасти действующая система. Видеокамерами обеспечиваются практически все магистрали города. Все это должно быть объединено в единую информационную систему безопасности города. Объем большой, но, я считаю, он подъемный и реальный для московского бюджета. Я считаю, что все видеокамеры, которые сегодня установлены для каких-то частных нужд, должны включаться в информационную систему. Более того, мы обсуждаем: может быть, не стоит заниматься установкой видеокамер самим, а покупать услугу подачи информационного сигнала. Такой вариант существует, мы его сейчас прорабатываем.- Как будет обеспечена безопасность в метро? – В любом случае без серьезной оперативной работы мы не справимся. Что касается специальных мероприятий (рамки, металлоискатели) – это важные и нужные мероприятия. Я считаю, что перед вокзалами должно быть патрулирование, в том числе со служебными собаками. Это такое хорошее психологическое воздействие, к тому же если хорошая служебная собака, то она работает лучше, чем иные технические средства. Я думаю, что комплекс технических, организационных и традиционных мероприятий даст эффект. Отдельно что-то делать – рамку, выстроить перед ней людей – ну, наверное, это половина решения вопроса. Надо смотреть, что до этого происходит, до того, как человек подошел к вокзалу, к этой рамке и так далее.- Будет ли в Москве сокращаться количество милиционеров, правоохранителей?- Сокращаться будет – это общая концепция развития правоохраны, в том числе полиции. Конечно, труднее придется работать, но количество должно восполняться другими вещами, в том числе техническими. Сегодня мы проэкспериментировали, и, я считаю, это был неплохой эксперимент в одном из административных округов, где была внедрена автоматизированная система управления патрульными нарядами. В каждой машине есть видеокамера, в каждой машине есть система ГЛОНАСС, и диспетчер видит, где патрульная машина находится в данный момент и чем она занимается.Все звонки, которые поступают на пульт, фиксируются и по районам, и по тематике, соответственно, к той точке, где произошло происшествие, очень быстро может приехать конкретная машина.Поэтому эффективность работы кратно увеличивается. Сегодня, чтобы навести порядок на каком-то отрезке той же Тверской, нужно, чтобы дежурили 30 постовых милиционеров и смотрели за правильностью парковки. Я считаю, что штрафы должны быть более жесткими, тогда, может быть, и реже придется их применять – это, во-первых. А во-вторых, сам механизм наложения этих штрафов должен быть другой: нам не нужно искать водителя, ждать его, пока он подойдет к машине, потом пытаться ему выписать и вручить протокол. Это огромная потеря времени. Я считаю, что должна быть просто фотофиксация нарушения. Сфотографировали, в компьютер – и счет на штраф. – Очень много слухов о том, что новое московское правительство и власть ради того, чтобы сократить дефицит бюджета, начнут потихонечку уменьшать или отменять московские надбавки учителям и врачам. Это так? – Это глупости. Потому что я считаю, что заработная плата врачей и учителей должна не снижаться, а расти. Потому что сколько бы мы денег ни вкладывали в компьютеризацию школ, информатизацию, новые методики, еще невесть что, на самом деле это все пустое, если там не будет высококвалифицированного учителя. А он придет туда только вслед за заработной платой.Конечно, там много людей, которые не мыслят свою жизнь по-другому. Это просто люди, которые любят свое дело, посвятили ему свою жизнь. Но мы не можем на их горбу постоянно выезжать. Туда должны приходить молодые люди, получать нормальную зарплату. И при первой возможности повышения заработной платы врачей, учителей мы это будем делать. Мы сегодня даже в рамках того бюджета, который сегодня утвержден (мы на 8% увеличили фонд заработной платы на этот год), сказали, что вся экономия, любая, которая есть в школе – от коммунальных услуг, хозяйственной какой-то деятельности и так далее (там много что можно оптимизировать, ненужное, второстепенный расход), – должна пойти в первую очередь на заработную плату учителей. Поэтому это моя убежденность. Надбавки снимать не будем. Мы будем повышать заработную плату. Вопрос там не в настройках, отдельных надбавках, в целом заработная плата должна расти у учителей и врачей.- Будет ли Москва объединена с Московской областью в единый субъект Федерации? – Все такие объединения несут политические издержки. Кажется, гораздо проще в этой ситуации идти по пути интеграции деятельности органов государственной и исполнительной власти. Мы практически по всем проблемным зонам, по всем позициям, которые есть у Москвы, начиная от транспорта и заканчивая ритуальными услугами, сегодня движемся совместно с Московской областью. По всем позициям у нас есть понимание, как делать. У нас нет ни одной позиции, по которой сказали бы: «Нет, мы не понимаем. Мы идем налево, вы – направо. Забирай свои куколки, отдавай наши тряпочки», – разругались, разъехались. Такого нет: объективно они не могут без нас обойтись, а мы без них. Они не могут ни один крупный район построить где-то недалеко от Москвы без помощи города, без его транспортной инфраструктуры, энергетической инфраструктуры, без создания рабочих мест. Поэтому я считаю, что это вполне нормальный путь взаимодействия. Тем более и Правительство РФ вовремя подключилось к этим процессам. Недавно создан координационный совет по развитию транспортной системы московского региона во главе с министром транспорта РФ, куда вошли представители и Московской области, и Москвы. Подготовлена программа развития московского транспортного узла, в которой работают все 3 субъекта на этой территории – и Правительство РФ, и Москва, и Московская область. – Насколько вы гарантируете, что информация, которую вам поставляют, объективна? Вы сами в этом уверены?- У нас вообще бытует мнение о том, что невозможно из прессы узнать о ситуации, которая есть. Но я не согласен с этим. Мы живем в другой информационной среде, в эпоху Интернета, поэтому зажать информацию, купировать или каким-то образом подать так, как она на самом деле не представлена в обычной жизни, мне кажется мало реально. Конечно, надо смотреть не только с точки зрения прессы, но и создавать собственные информационные системы, собственные контрольные органы, которые должны докладывать. Но нет ни одного источника, который был бы абсолютом. За счет всех источников – и СМИ, и собственные контрольные органы, и Счетная палата – все равно вырисовывается какая-то объективная картина.Плюс есть и собственная информация, я же в Москве живу, не на Луне и вижу, что происходит во многих вещах.- Какие меры должно предпринимать московское руководство для того, чтобы показать мигрантам, как нужно вести себя в столице? – Это непростая тема, и не только для России. Нет практически ни одной страны, особенно европейской, которая бы эффективно справилась с этими проблемами. Наоборот, мы еще выглядим более или менее благополучно по сравнению с тем, что происходит в Париже, Лондоне. Я когда первый раз приехал в Париж, даже не понял, куда приехал – там люди совершенно с не парижским цветом кожи. Количество мигрантов, которые там осели и уже живут, мне кажется, уже достигло чуть ли не половины Парижа.Нам предлагают: «Давайте запретим им приезжать сюда, давайте мы ограничим квоты на трудовых мигрантов». Что мы будем иметь? Мы будем иметь полмиллиона нелегальных мигрантов, которых никаким образом отсюда не выселить. Есть экономика, бизнес, если не хватает рабочих мест, либо должны закрываться торговые центры, останавливаться троллейбусы, трамваи, стройки, либо людей будут так или иначе завозить. Разница в заработной плате, которую платят мигрантам, и заработной плате, которую платят москвичам, огромная. И эта разница – сильнейшая мотивация привоза сюда мигрантов. Поэтому первое, что нужно сделать, это обязательно их регистрировать.Сегодня если миграционная служба находит незаконных мигрантов, то это уже экономически невыгодно тому предпринимателю, который их привез, потому что штрафы идут не за каждого мигранта: пересчитают 100 человек, на 100 помножат штрафы, и это уже в целом немаленький штраф.
Комментарии