search
main
0

Сергей СОБЯНИН, мэр Москвы: Деньги на все проекты у Москвы есть

​Скоро 1 сентября – новый учебный год, поэтому по традиции мы обсуждаем на городской августовской конференции наши текущие проблемы, задачи и, конечно, перспективы нашего московского образования.

В этом году в образовательные учреждения – детские дошкольные учреждения, школы, колледжи – придут 1,6 млн детей. Наша задача – обеспечить достойный уровень и качество образования и материально-технического состояния наших школ. Возможности города и кадровый потенциал московского образования позволяют нам ставить серьезные задачи по развитию образовательной отрасли Москвы. В летний период, когда была передышка в учебе, в городе была реализована беспрецедентная программа по текущему, капитальному ремонту, обустройству школьных территорий. Например, средства, выделенные на ремонтные работы, были увеличены по сравнению с прошедшим периодом почти в 2 раза, денег на благоустройство выделили почти в 100 раз больше, чем в предыдущее время, в 5 раз больше выделено средств на закупку оборудования, в 5 раз больше выделено средств на информатизацию. В целом на отрасль в этом году по сравнению с прошедшим годом мы выделили дополнительно около 50 млрд рублей. Это значительные деньги, которые, конечно, должны улучшить и качество образования, и достойную среду обучения. Разумеется, в 2012-м и в последующие годы мы продолжим наши усилия по благоустройству, ремонту школ, укреплению материально-технической базы, тем более что работы там непочатый край. Мы должны выработать стандарты капитального ремонта, стандарты обустройства спортивных площадок, для того чтобы уже более целенаправленно и системно продолжить эту работу в последующие годы. Как известно, Правительство Москвы в настоящее время разрабатывает 18 среднесрочных программ по основным направлениям развития города. Программа «Столичное образование» на 2012-2016 годы занимает среди этих программ ключевое место  и по значимости, и по объему финансирования. На эту программу предполагаем за пять лет направить 1,5 трлн рублей – по 300 млрд в год. Это значительные ресурсы, которые охватывают всю образовательную среду города.Каковы ключевые цели этой программы? Во-первых, это полное удовлетворение потребностей в дошкольных учебных заведениях. Все дети в возрасте от трех до семи лет должны быть обеспечены качественной подготовкой для дальнейшей учебы в школе. Во-вторых, наши дети должны обучаться в хороших условиях, на современном оборудовании. Качество обучения в каждой (я подчеркну, каждой  школе!) должно соответствовать государственным стандартам. Кроме того, школьники должны иметь возможности для реализации своих индивидуальных способностей. В-третьих, городские учебные заведения необходимо приспособить для полноценного обучения детей с ограниченными возможностями здоровья. Профессиональные колледжи и городские вузы призваны давать студентам современные знания, востребованные в экономике города. Наконец, еще одна важнейшая цель программы (я думаю, одна из самых важных) – повышение профессионального мастерства, социального престижа и материальной обеспеченности самих работников образования – воспитателей, учителей и мастеров производственного обучения. Немаловажная задача – повышение квалификации самих директоров школ и их умение руководить. Городские школы должны укрепить свою роль воспитательных центров, вокруг которых объединяются и родительская общественность, и местное сообщество в целом.Нам удалось добиться сокращения очереди в детские сады. Если осенью прошлого года очередь составляла порядка 25 тысяч, то сегодня – 1,8 тысячи. Но успокаиваться и радоваться рано. 1 сентября дополнительно придут в наши дошкольные учреждения на 50 тысяч детей больше, чем в предыдущие годы. Это означает, что мы должны решить и эту задачу. В результате дефицит мест вырастет на  10-15 тысяч, мы обязаны закрыть (и сделаем это) этот дефицит до конца этого года. Для этого в 2011 году будет построено 50 новых детских садов. Инвестиционная программа на 2012-2014 годы, которую мы уже утвердили, предусматривает строительство около 200 новых детских дошкольных учреждений. Кроме этого, в 2011 году в систему образования города возвращены 15 зданий, которые использовали не по назначению. Всего таких зданий еще 84, по ним ведется такая же работа.Растет востребованность различных форм дошкольного образования,  таких как центры игровой поддержки ребенка, группы кратковременного пребывания, службы ранней помощи, лекотеки. Город намерен и дальше развивать многообразие форм дошкольного образования, в том числе семейные детские сады. Сейчас их уже 530. В этом году детские сады будут посещать 43 тысячи детей с ограниченными возможностями, в том числе более 3 тысяч детей-инвалидов. Увеличивая количество детских садов, мы, естественно, не должны забывать и о качестве дошкольного образования. Здесь одной из ключевых задач стала, конечно, достойная заработная плата работников детских садов. Мы приняли решение об увеличении с IV квартала финансирования детских дошкольных учреждений на 1,2 млрд рублей. Это в первую очередь коснется тех детских дошкольных учреждений, где финансирование было наиболее низким. В расчете на 2012 год эта сумма составит уже 5 млрд рублей, что позволит в детских дошкольных учреждениях повысить заработную плату в среднем на 20-25%. Это прежде всего коснется тех детских дошкольных учреждений, где зарплата сегодня вообще минимальна.Одна из ключевых задач  – обеспечение достойного уровня образования во всех московских школах. Первый и самый важный шаг в решении этой проблемы – устранение сложившихся перекосов в финансировании, о чем мы говорили с педагогами в начале 2011 года. Тогда школы смогут платить достойную заработную плату, привлекать перспективных молодых специалистов. При этом мы приняли решение не забирать ни у кого деньги (собственно, это было сказано с самого начала), а выделять дополнительные ресурсы на те школы, которые финансируются очень слабо.Первым шагом на этом пути стал пилотный проект по развитию общего образования. Сегодня в нем участвуют 259 школ столицы. Еще 400 школ заявили и, я думаю, примут в нем участие уже с 1 октября этого года. В рамках проекта существенно увеличиваются нормативы финансирования, расширяется финансовая самостоятельность школ, вводится новая система оплаты труда, ориентированная на результат. Основные принципы, заложенные в основу реализации этого проекта, – прозрачность, создание системы контроля качества и информационная открытость. Не менее важно активное участие в школьных процессах родительской и ученической общественности. С финансовой точки зрения участие в пилотном проекте для многих школ означает рост бюджета до 40%. В 2011 году на повышение оплаты труда в школах, которые вступили в пилотный проект до этого, уже было заложено более 1 млрд рублей, и если в этот проект включатся 400 школ, то бюджет будет увеличен еще на 2 млрд рублей. На будущий год на эти цели будет дополнительно выделено 15 млрд рублей. Это, конечно, позволит увеличить уровень оплаты труда в среднем на 20-25%. Мы должны выйти на среднюю заработную плату по городу, я имею в виду, что у педагогов не должно быть зарплаты ниже средней заработной платы по городу, этого уровня мы в дальнейшем должны придерживаться.Еще одной важной задачей, которая должна быть решена в этом учебном году, стал переход первых классов на новый федеральный государственный образовательный стандарт. Он подразумевает приобретение нового оборудования, компьютерных классов, и в этих целях дополнительно было выделено 1,5 млрд рублей. На сегодняшний день проходят соответствующие конкурсы на закупку этого оборудования. Помимо этого прошли повышение квалификации 3600 учителей и 1200 администраторов. В целом мы придаем серьезное значение модернизации информационной среды в образовательных учреждениях. К сожалению, на протяжении последних лет компьютерный парк в столичных школах обновлялся слабо, сейчас мы ускоренными темпами наверстываем допущенное отставание. В 2011 году будет закуплено 300 новых компьютерных классов. До конца текущего года запланировано создание локальных вычислительных сетей в 743 образовательных учреждениях на сумму 350 млн рублей. Кроме того, в тысяче московских школ будут поставлены 20 тысяч рабочих мест, оборудованных персональными компьютерами для учителей. На 10 тысяч таких компьютеров контракты уже заключены. Скорость каналов доступа в Интернет для всех общеобразовательных учреждений города увеличится до 10 Мбит/с.Также максимально быстрыми темпами будет продолжена реализация программы повышения качества образовательных услуг для детей с ограниченными возможностями здоровья. В бюджете нынешнего года запланировано 611 млн рублей на приспособление зданий на территории образовательных учреждений для инвалидов и других маломобильных групп населения. Это позволит шире применять технологии инклюзивного образования в столичных школах. В конечном счете в каждом районе города должны быть школы, способные обеспечить совместное обучение детей-инвалидов и их здоровых сверстников. Еще один приоритет программы «Столичное образование» -развитие системы профессионального образования. Необходимо сделать ее максимально ориентированной на потребности перспективных направлений экономики города. Эту задачу мы должны решать совместно с работодателями, бизнес-структурами, заинтересованными в притоке на производство квалифицированной молодежи. В 2011 году в профессиональных колледжах города открыто обучение по 14 новым профессиям и 16 специальностям. Город укрепляет материально-техническую базу колледжей. В текущем году Правительство Москвы направило около 500 млн рублей на закупку современного учебно-производственного оборудования. В течение ближайших пяти лет мы продолжим последовательную работу по улучшению качества профессионального образования. Прекрасные детские сады, школы, колледжи – это, пожалуй, одно из самых главных богатств Москвы, мощный фактор притягательности нашего города и конкурентоспособности нашей столичной экономики. Богатый опыт и традиции столичного образования позволяют нам и обязывают нас держать самую высокую планку. Правительство города понимает важность развития образования, имеет четкую программу действий и, самое главное,  необходимые для этого ресурсы. В конечном счете успех зависит не только и не столько от денег, а от каждого педагогического коллектива, каждого учителя и воспитателя. В их надежных и любящих руках – будущее Москвы.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте