В январе будущего года исполняется сто лет с того памятного вечера, как на сцене Московского художественного театра достопочтенной публике была впервые представлена комедия Антона Павловича Чехова «Вишневый сад» в постановке Станиславского и Немировича-Данченко. Раневскую играла супруга драматурга Ольга Леонардовна Книппер-Чехова, Гаева – сам Константин Сергеевич Станиславский, вечного студента Петю Трофимова – Василий Иванович Качалов. С тех пор за постановку пьесы брались сотни раз в театрах по всему миру – от Японии до Аргентины. А вот кинематограф, как ни странно, историей этой интересовался не сильно: экранизаций «Вишневого сада» в мире не больше десятка. Одна из лучших – «Сад» петербургского режиссера Сергея Овчарова – вышла на экраны пять лет назад: в 2008 году попала в основной конкурс Московского международного кинофестиваля, и пусть никаких наград там не снискала, своего зрителя все же обрела. Овчарову первому и пока, пожалуй, единственному из кинематографистов удалось обнаружить в пьесе ее комедийную, фарсовую «подкладку», что сделало трагедию финала особенно горькой и непереносимой. О том, почему экранизаций классики много не бывает, о школьном списке ста лучших фильмов, о чувствах и бесчувственности наш разговор с кинорежиссером и сценаристом, преподавателем Санкт-Петербургского государственного университета кино и телевидения Сергеем ОВЧАРОВЫМ.
– Сергей Михайлович, «Вишневый сад» входит в школьную программу по литературе, хотя при всей своей внешней простоте пьеса эта в истории мировой драматургии считается одной из самых загадочных, так до конца и не расшифрованной. И совершенно очевидно лишь одно: у школьников она точно бешеной популярностью не пользуется…
– И что же их ждет?
– Чехова при жизни многие не понимали. Достаточно вспомнить, как освистали на премьере его «Чайку». А ваш «Сад» все приняли?
– Сергей Михайлович, вы на экранизациях «собаку съели». Что ни фильм, то классическая история: «Левша» по Лескову, «Оно» по Салтыкову-Щедрину, чеховский «Сад». Путь благородный, но опасный: всегда найдутся те, кто представлял себе Угрюм-Бурчеева или Раневскую совершенно иными. Может, стоит оставить большую литературу на полке, пусть живет своей книжной жизнью?
– А как вы относитесь к идее ввести в школе уроки кино и показывать детям картины из списка 100 лучших фильмов?
– Как все-таки любят преподаватели упрекнуть сегодняшнюю молодежь в невежестве…
– Но у вас-то, к счастью, работа есть?
Комментарии