- Сергей Иванович, система образования Ульяновской области активно развивается. Влияют ли успехи в образовательном кластере на экономику региона и социальную сферу в целом?
– В ближайшие десять лет центром сосредоточения всех ресурсов и наших усилий станет экономика, основанная на знаниях и технологическом предпринимательстве. Думать о том, какие кадры будут нужны нашей экономике, необходимо уже сейчас. Именно поэтому образование мы рассматриваем как ресурс развития. Именно поэтому у нас львиная доля средств регионального бюджета предусмотрена на образование. Выстроенная в нашем регионе система не только продемонстрировала свою жизнеспособность, но и явила множество замечательных образцов педагогической теории и практики. Рациональное инвестирование финансов, в том числе в рамках исполнения указов президента, позволило укрепить материальную базу школьного образования, а благодаря программе модернизации были сделаны серьезные вложения в школьную инфраструктуру.Еще в 90-е годы на базе школ заработали профильные классы вузов региона, и сегодня, анализируя достигнутые результаты и проделанную работу, можно говорить уже о школах-партнерах. Таким образом решаются сразу две задачи: обеспечивается непрерывность образования и совершенствуется система довузовской подготовки.Сегодня эта система получила дальнейшее развитие. В Ульяновской области активно развивается сеть детских (молодежных) академий, нацеленных на профильную подготовку детей и молодежи. Профиль академий соответствует ключевым направлениям социально-экономического развития региона: архитектурное, ядерно-медицинское, инженерное, авиационное, правовое, финансово-экономическое, аграрное, а также православное. Следующий этап профильной подготовки – организация 57 базовых кафедр, являющихся важной точкой сотрудничества теории и практики – вузов и крупнейших предприятий области. Такая система позволяет вузам получить доступ к реальным практикам ведущих компаний. Конечно, это выгодно и бизнес-структурам – они получают готовых специалистов, обладающих необходимыми им компетенциями. Мы строим экономику, основанную на знаниях и технологическом предпринимательстве, и стремимся максимально полно реализовывать свой технологический, научный и организационный потенциал. Нам удалось сохранить и приумножить советское научное наследие по всем направлениям – от авиационной промышленности до машиностроения, но для движения в инновационное будущее этого явно недостаточно. Для новых достижений мы выбираем лучших. Одним из наших партнеров, мы надеемся, станет израильский Университет «Технион». Мы ознакомились с опытом университета в области международной кооперации и обсудили несколько возможных вариантов сотрудничества. И прежде всего проект центра инновационных технических знаний Ульяновской области. Проект уже получил поддержку ведущего европейского научного центра KU LEUVEN LRD – первого в континентальной Европе университета по успешности процесса коммерциализации инноваций. Руководители израильского вуза рассказали о двух крупных проектах, которые разворачиваются сейчас в Нью-Йорке (США) и провинции Гуанчжоу (Китай), и механизмах их реализации. Планируется, что запуск этих проектов позволит студентам Ульяновской области и других российских городов получать образование принципиально иного уровня по многим техническим дисциплинам, инженерии, информационным технологиям, материаловедению, чистой энергетике и другим. По итогам встречи создана рабочая группа, которая будет координировать дальнейшие действия по расширению сотрудничества Ульяновской области и «Техниона» в сфере импорта знаний. Этот проект призван преодолеть отставание в формировании научно-технических знаний и выполнить важные задачи, которые диктуют современное развитие технологий и инноваций. Реализация проекта задействует потенциал, который изначально существовал в Ульяновске, одном из университетских центров СССР, и базу Ульяновского наноцентра ULNANOTECH, являющегося совместным проектом Ульяновской области и Роснано.Также в числе приоритетных направлений работы системы образования Ульяновской области – формирование региональной и гражданской идентичности. Самые яркие наши проекты: возрождение Поста №1, областной смотр строя и песни «Марш Победы», присвоение имен героев Отечества общеобразовательным организациям Ульяновской области в рамках патриотической акции «Имя героя – школе», военно-спортивные игры для школьников и молодежи «Зарница», «Орленок», вручение копии Знамени Победы образовательным организациям, носящим имена героев.В 2014 году в Ульяновской области создана Педагогическая палата. В состав этой общественной организации вошли лидеры практически всех крупных педагогических сообществ региона. У педагогического сообщества появилась реальная возможность влиять на образовательную политику региона.- В прошлом году в Ульяновской области были обеспечены местами в дошкольных образовательных организациях дети в возрасте от 3 до 7 лет. Будет ли решаться подобная проблема для малышей до 3 лет?- В 2015 году завершились процессы модернизации региональной системы дошкольного образования. Мы выполняем майские указы президента в этой части: сейчас у нас 100% детей в возрасте от 3 до 7 лет, нуждающихся в дошкольном образовании, обеспечены местами в детских садах во всех районах области. Мы создали более 15 тысяч новых мест, вложили миллиарды рублей в развитие сети учреждений.Задачу обеспечить дошкольными услугами детей от 1,5 до 3 лет мы частично уже выполняем. Создаем дополнительные места. Развиваем альтернативные формы дошкольного образования – семейные или домашние детские сады, группы кратковременного пребывания, разновозрастные группы, центры игрового развития ребенка, клубы молодых семей. – В образовании России в целом сейчас ставится задача ликвидации второй смены в школах. Сергей Иванович, насколько актуальна эта проблема для Ульяновской области? – Эта проблема актуальна для Ульяновской области. В 2014-2015 годах за счет использования внутренних ресурсов нам удалось сократить количество учащихся во вторую смену на 2259 человек. В 2015-2016 учебном году в 23 образовательных организациях области во вторую смену обучаются 3992 человека. По данным демографического прогноза, в период с 2015 по 2025 год ожидается увеличение численности детей школьного возраста, проживающих на территории Ульяновской области, на 21 тысячу человек. Растет потребность в создании новых мест в общеобразовательных организациях каждого муниципального образования.В 2016 году в рамках частно-государственного партнерства планируется начать строительство начальной школы – детского сада в рабочем поселке Кузоватово. Проектная мощность объекта – 405 мест. В 2017-2018 годах мы построим еще несколько школ. По крайней мере, заявки от Ульяновской области на участие в федеральной программе «Содействие созданию в субъектах Российской Федерации новых мест в общеобразовательных организациях» мы уже направили.- Еще одна очень важная тема – создание условий для образования и развития детей с ограниченными возможностями здоровья. Расскажите, пожалуйста, об опыте региона в этой сфере.- В Ульяновской области в 2014 и 2015 годах открылись уникальные детские сады. В них вместе с детьми без ограничений воспитываются дети дошкольного возраста с особыми образовательными потребностями – диагнозами ДЦП, РДА, дети-аллергики.В этих детских садах создана адекватная диагнозу предметно-развивающая среда для детей, включающая особые методические условия (развивающие игры, пособия), специально оборудованные бассейны, малые физкультурные залы, массажные кабинеты, кабинеты ЛФК. Помимо этого в Ульяновской области функционируют 62 дошкольные образовательные организации для детей с нарушением зрения, слуха, интеллекта, с задержкой психического развития. В них обучаются более 4,5 тысячи детей. Дети с ОВЗ, обучающиеся в общеобразовательных организациях Ульяновской области, получают психолого-педагогическую, медико-социальную помощь.Все дети-инвалиды, а это 291 ребенок, обеспечены компьютерным оборудованием, позволяющим обучаться с использованием дистанционных образовательных технологий.14 детей-инвалидов из числа выпускников и 4 инвалида по зрению получили компьютерное оборудование в безвозмездное временное пользование для продолжения обучения в профессиональных образовательных организациях.- Сергей Иванович, какие основные задачи стоят сегодня перед сферой профессионального образования? Как они связаны с развитием региона в целом?- Мы продолжаем эксперимент по внедрению дуальной формы профессионального образования, приступаем к созданию на базе Ульяновского авиационного колледжа Межрегионального центра компетенций в области обслуживания транспорта и логистики. Особое внимание продолжим уделять формированию благоприятной образовательно-воспитательной среды в профессиональных образовательных учреждениях Ульяновской области. Все это, мы надеемся, позволит привлечь инвестиции ведущих предприятий-работодателей в систему подготовки профессиональных кадров нового поколения, сформировать структуру подготовки кадров в соответствии с потребностями рынка труда, а также повысить уровень управленческой грамотности среди руководителей, сформировать модель выпускника профессиональной образовательной организации и увеличить контингент поступающих в профессиональные образовательные организации. В этом году также важно определить механизмы обеспечения поддержки по линии государственных и региональных ведомств, реализации частно-государственного партнерства, организационные формы эффективного взаимодействия вузовского и научно-исследовательского сектора. – Вы поставили задачу перед образованием – организовать еще более цельную и качественную подготовку IT-кадров. Каким образом будет решаться эта задача и какими средствами?- Задача продиктована тенденциями социально-экономического развития Ульяновской области. По специальностям, связанным с ИТ-сферой, обучаются в настоящее время более тысячи человек. Готовят специалистов ИТ-сферы в УлГУ, УлГТУ, Димитровградском инженерно-технологическом институте – филиале НИЯУ МИФИ.В 2016 году на базе УлГТУ будут открыты лицейские классы ИТ-направленности.В связи с этим я вижу необходимость решения двух задач. Первое – это профориентационная работа. Второе – учет потребностей рынка труда в выпускаемых специалистах и организация связей с работодателями. Считаю, что эти два направления необходимо рассматривать во взаимодействии. Вузы постоянно расширяют свои связи с предприятиями ИТ-сферы. Так, совсем недавно было подписано соглашение о сотрудничестве в сфере реализации образовательных проектов между Ульяновским государственным университетом и Ассоциацией развития информационных технологий. – Дополнительное образование школьников, казалось бы, необязательная сфера по сравнению с дошкольным, средним и высшим. Но в регионе дополнительное образование масштабно развивается. Почему это так важно для Ульяновской области? За счет чего происходит развитие?- Мы строим креативный регион. Нам нужны молодые деятельные талантливые ребята с предпринимательской жилкой. В данный момент ведется разработка концепции «умной школы» Технокампуса, который появится в районе Заволжье Ульяновска. Технокампус станет городом будущего со своей образовательной экосистемой. Мы выстроим линейку передовых учебных заведений – от детских садов до новых вузов. Очень важную роль в этой структуре будет играть дополнительное образование.С 1 июля 2015 года введен план реализации на территории Ульяновской области Концепции развития дополнительного образования детей на 2015-2018 годы. Каждый ребенок будет вовлечен в систему дополнительного образования, чтобы с раннего возраста найти себя и свой путь профессионального развития. В 2015 году создана региональная сетевая модель дополнительного образования, которая консолидирует усилия областного Дворца творчества детей и молодежи, где занимаются более 11500 детей, регионального ресурсного центра развития дополнительного образования, 64 организации в сфере образования, 53 – в сфере культуры и 27 – в сфере спорта.- В Ульяновске впервые проводится Всероссийский чемпионат региональных учительских команд. Вы поддерживаете идею проведения этого состязания? – Думаю, я не преувеличу, если скажу, что это событие уникальное, знаковое не только для нашего региона, но и для всей страны. А потому я не просто поддерживаю эту идею, но считаю ее как никогда более актуальной. Всероссийский чемпионат региональных учительских команд, инициированный учительским клубом Ульяновской области, – это возможность сформировать открытую платформу для демонстрации передового педагогического опыта и инновационных моделей обучения, которые позволят решать ключевые задачи образования на муниципальном, региональном и даже федеральном уровнях.
Комментарии