search
main
0

Сергей КОСАРЕВ, исполняющий обязанности начальника Управления образования и науки Липецкой области: Выбор выпускников зависит от профориентационной работы школы

​Липецкая область – один из лидеров страны по инновациям в самых различных сферах, в том числе и в образовании. Здесь традиционно высокие результаты единого государственного экзамена, значительное количество призеров и победителей различных олимпиад и конкурсов, в том числе и Всероссийской олимпиады школьников. А главное – качественное образование доступно детям не только в городских, но и в небольших сельских школах, которых в области большинство.О том, какие задачи стоят перед образованием Липецкой области, что является приоритетным в работе, мы говорим с исполняющим обязанности начальника Управления образования и науки Липецкой области Сергеем Николаевичем КОСАРЕВЫМ.

– Думаю, что одна из важнейших задач сегодня – профориентационная работа в школах. Давайте сделаем экскурс в историю. В 80-90-е годы прошлого века  школа старалась нацелить ребенка на выбор той или иной деятельности, причем ориентировала не только на получение высшего образования, но и на овладение рабочими специальностями. Это было особенно актуально по многим причинам: экономика страны была плановой,  кроме того, тогда  у выпускников не было возможности рассылать свои документы сразу в несколько вузов.  Ребята часто выбирали профессию по примеру родителей, следуя семейным традициям, но  иногда и просто за компанию…  А потом  человек понимал, что сделал неправильный выбор. Для кого-то это было серьезной жизненной драмой. Сейчас мы используем совершенно другие технологии итоговой аттестации. ЕГЭ снимает риски, которые были раньше. Чтобы поступить в столичный  или иной вуз, ребенку не нужно туда ехать, достаточно послать свои документы. В то же время единый государственный экзамен показал, что лишь 10-12 процентов выпускников выбирают 1-2 экзамена, остальные – до пяти, потому что они еще не определились с выбором своей профессии.  Сейчас мы будем обсуждать вопрос, как помочь ребенку уже на этапе старшего звена школы сделать  выбор, чтобы заниматься по одному какому-то направлению – гуманитарному, физико-математическому, естественно-научному… В общеобразовательных учреждениях Липецкой области сформирована система профильности, значит, мы сможем дать ребенку качественное образование по тем предметам, которые  он выберет. Если еще в школе ребенок определится с профилем, тогда не будет ситуации, когда он подает свои документы сразу в пять вузов на разные направления. В конечном итоге мы получим толкового абитуриента, а значит, в будущем хорошего специалиста.- Сергей Николаевич, я знаю, что в Липецкой области созданы производственно-образовательные кластеры, расскажите какие именно.- Их четыре: металлургический, машиностроительный, сельскохозяйственный и строительный.  Эти кластеры создавались на протяжении трех последних лет.  Примечательно, что группа компаний НЛМК занимается профориентационной работой с рядом школ физико-математического профиля.  Для ребят проводятся экскурсии, встречи с представителями администрации комбината, разработан целый ряд поощрений, в том числе и стипендии лучшим учащимся.  Далее кто-то из этих ребят поступает в металлургический колледж, кто-то  выбирает Липецкий государственный технический  университет. И уже на стадии зачисления для ребят из таких школ есть свои льготы.  Потом, обучаясь в колледже или университете, ребята проходят практику на НЛМК, тоже имея от комбината финансовую поддержку. Таким образом, взаимодействие  работодателя и учебного заведения помогает при поступлении, а затем при трудоустройстве.  Причем в металлургический кластер  трудоустраиваются 80 процентов выпускников учреждений среднего профессионального образования. В каждом из кластеров заключены соглашения  с хозяйствующими субъектами. Это касается и машиностроения, в Липецкой области много предприятий, работающих в  этой сфере. Убежден, что именно профориентационная работа поможет ответить каждому ребенку на вопрос, зачем он учится. В Липецкой области уже сегодня есть  хорошие результаты кластерной политики, думаю, это обязательно скажется и  на качестве школьного образования в целом. Главной же нашей целью является то, чтобы было больше успешных ребят, которые сделали свой профессиональный выбор, получили специальность и потом продолжили работу на предприятиях области. Это особенно важно с учетом того, что в Липецкой области создана свободная экономическая зона. Нам  нужны высококвалифицированные рабочие и инженеры. Инвесторы строят  на нашей территории заводы, работающие по современным технологиям, им нужны специалисты, обладающие специальными навыками и умениями. Кстати,  на отдельных предприятиях даже рабочие должны знать английский язык. Нам бы очень хотелось, чтобы предприятия нашей области были привлекательными для наших выпускников, чтобы они не уезжали из региона.- Во многих крупных городах России по-прежнему остается напряженной ситуация в дошкольном образовании. Мест в детских садах на всех желающих пока не хватает. Как обстоят дела с решением этой проблемы в Липецкой области?- Сейчас мы заканчиваем модернизацию системы дошкольного образования области, при  этом до конца года планируем ввести в строй полторы тысячи мест в детских садах. До конца года проблема очередности детей с 3 до 7 лет в Липецкой области будет решена.В трети школ области открыты группы для дошколят.  В будущем мы ставим перед собой задачу обеспечить местами в детских садах и малышей ясельного возраста. Хотелось бы, чтобы в этом нам помог негосударственный сектор.- А вообще насколько популярны частные детские сады среди жителей области? Много ли их у вас?- Негосударственный сектор в дошкольном образовании у нас больше развивается в областном центре. По области 12 частных детсадов и филиалов, в них воспитываются 534 ребенка, среди них есть и индивидуальные предприниматели, и учреждения. То есть они разные по видам и формам работы.  Каждый частный детский сад имеет свое лицо, и те учреждения, которые успели заработать авторитет, находятся в более выигрышном положении. Родители с удовольствием отдают туда детей. Другим же пока нужно себя так зарекомендовать, чтобы родители проголосовали за них ногами. Мы провели ряд консультаций с владельцами частных детсадов, помогаем им  решать вопросы с  арендой помещений и коммунальными расходами. Зачастую первые этажи новостроек у нас отданы под частные детские сады. Как правило, они украшают дворы, и жители домов относятся к ним положительно.- Могут ли себе позволить липчане и жители других городов оплату частного детского сада?- Максимальная плата в частном детсаду около 15 тысяч рублей, из них мы компенсируем три тысячи, кроме того, если  ребенку не предоставили место в  муниципальном детском  саду, это еще пять тысяч рублей. То есть реальная  стоимость места в частном саду для родителей может составить в среднем 7 тысяч рублей.- Сергей Николаевич, президентом страны поставлена задача постепенно перевести работу школ на односменный режим. Готовы ли к этому школы области?- Да, у нас в  Липецке и в нескольких городах области есть  школы, которые работают в 2 смены, это 13 процентов учащихся, то есть в принципе немного. По городу Липецку эта проблема решается за счет строительства новых школ, загруженность общеобразовательных учреждений зависит также от того, в каком микрорайоне они находятся. Есть стареющие микрорайоны, где мало детей  и, наоборот, новостройки, населенные преимущественно  семьями с детьми. Загруженность школы также зависит от того, насколько она интересна детям и их родителям. Дает ли она качественное образование. Родители, как правило, хотят, чтобы их ребенок учился в школе с традициями, с углубленным изучением отдельных предметов. Такие школы недогруженными не бывают. Разумеется, что в новых городских микрорайонах мы строим новые школы и детсады. Я думаю, к 2020 году у нас есть все возможности организационно и технически перейти на работу в одну смену. Нужно принять решения внутри муниципалитетов, внутри самой школы, чтобы снять излишнюю нагрузку. У нас ведь есть школы,  которые недогружены. В целом же за последнее время в  Липецке произошло сокращение количества школьников  с 63 тысяч человек до 49 тысяч.- Я знаю, что Липецкая область  наряду с пограничными Ростовской, Воронежской и Белгородской областями приняла большое количество детей с Украины…- Мы приняли более 2000 детей с Украины, более 800 малышей из этой категории определили в детские сады, более 1000 – в школу. 200 человек приняла система профессионального образования области. Школьники были обеспечены всеми необходимыми учебниками, разумеется, эта работа велась не только образовательным ведомством, но и другими, и  в  первую очередь управлением соцзащиты. Большая часть приехавших, это свыше 1000 человек, остались в  Липецке, кто-то устроился в селе, кто-то вернулся. Сейчас миграционные потоки не такие активные, но все равно люди к нам продолжают приезжать, места в школах для их детей есть.- С первого сентября этого года 5-е классы перешли на новый  стандарт. Готовы ли ваши педагоги к этому?- 100 процентов наших учителей прошли соответствующую подготовку. Все темы, которые касаются реализации нового стандарта, были детально проработаны  региональным Институтом развития образования Липецкой области. Кроме того, ряд общеобразовательных учреждений области являются региональными и федеральными стажировочными площадками по реализации стандарта. Мы также осуществляем подготовку педагогов из других регионов страны.  Примечательно, что в рамках апробации на новый ФГОС перешли более  700 семиклассников области и 1500 учащихся 6-х классов. Для реализации стандарта мы провели серьезную работу по оснащению общеобразовательных организаций.- Что происходит с дополнительным образованием в области? Ведь сейчас  с введением внеурочной деятельности его роль существенно усиливается…- На сегодняшний день у нас 131 учреждение дополнительного образования, все они относятся к разным ведомствам – спорта, культуры и образования. По статистке 95 процентов ребят охвачены дополнительным образованием, но мы понимаем, что, возможно, кто-то посещает сразу и музыкальную, и спортивную школу, и еще какие-то кружки, а кто-то вообще никуда не ходит. Чтобы понять реальную картину в этой области, мы заказали программный продукт, который даст возможность посчитать охват дополнительным образованием  с учетом того, что дети могут посещать несколько кружков и студий… Планируется, что этот инновационный продукт будет введен в техническую эксплуатацию уже в следующем году. Нам очень важно видеть реальную картину, знать, какие ресурсы доходят до каждого ребенка. Чтобы охватить  как можно больше детей плаванием, главой области Олегом Петровичем Королевым была поставлена задача построить в каждом муниципалитете по два бассейна. За счет третьего часа физкультуры в школьном расписании, а также за счет дополнительного образования мы предлагаем всем четвероклассникам заняться плаванием, а в конце учебного года проводим грандиозный фестиваль «Я умею плавать». На него съезжаются все муниципалитеты. На мой взгляд,  обучение детей плаванию не только обеспечивает их безопасность на воде, но и в целом повышает качество жизни семьи.- В Липецкой области создана сеть замечательных базовых школ, как  организован подвоз учащихся к ним?- Наш школьный парк автобусов состоит из 270 единиц. Более 9,5 тысячи  мальчишек и девчонок наши автобусы подвозят по 425 маршрутам. Примечательно, что автобусы оборудованы системой, которая полностью учитывает все нюансы движения транспортного средства. Подвоз у нас строго нормативный, если  не получается его организовать по всем правилам, значит, в селе сохраняется малокомплектная школа. Однако я уверен, чем меньше школа, тем ниже ее результаты, как это ни прискорбно. В большой базовой школе у педагогов есть среда для профессионального роста, возможность обсуждения тех или иных методических проблем. Наконец, конкуренция, заставляющая учителя двигаться вперед. Родители учащихся, кстати, уже оценили преимущества базовых школ. – Буквально на днях   завершился 26-й Всероссийский конкурс «Учитель года России», Липецкую область представляла замечательный педагог – учитель физики и информатики Алла Волкова, которая вошла в пятерку победителей конкурса. Как вы считаете, можно ли сказать, что конкурс – это своеобразный катализатор профессионального роста учителя?- Да, безусловно, это так. Конкурс поднимает престиж учителя, заставляет его по-другому взглянуть на себя и свою деятельность. Почувствовать уверенность в своих силах. Мы очень горды, что в 2011 году абсолютным победителем конкурса  стал учитель биологии и природоведения из села Баловнево Липецкой области Алексей Овчинников. Он и после конкурса остался на своем месте, но  при этом его знает вся страна. Алексей ездит на всероссийские семинары, участвует в педагогических десантах.- Сергей Николаевич, что бы вы хотели изменить в областной системе образования? О чем вы мечтаете как руководитель?- В системе образования, чтобы достичь результатов, главное – расширить возможности ребят, живущих в селе, дать им одинаково качественное образование. Поэтому мне хотелось бы  создать в Липецке школу-интернат  для одаренных детей.  Планирую также продолжить  начатую уже работу по дистанционному образованию. И конечно же, хотелось бы, чтобы мы перестали гнаться только за баллами, а думали о реальных результатах нашей работы. Чтобы результаты ЕГЭ стали инструментом не наказания, а совершенствования работы учителя. Ведь сколько бы инструкций и методичек мы ни писали, все равно все зависит от учителя, от его желания совершенствоваться. От учителя в конечном итоге зависит и профессиональный выбор ученика. Я, к примеру, пошел в педагогику,  поступил на физико-математический факультет только благодаря своему школьному учителю математики Фаине Николаевне Белоусовой, которая была настоящим профессионалом.Поэтому я хотел бы пожелать всем нашим педагогам создавать ситуацию успеха на уроках, быть уверенными в своих силах и в своем великом предназначении.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте