search
main
0

Сергей КАЗАРНОВСКИЙ, директор Центра образования № 686 «Класс-центр»: Спросите нас, какими должны быть стандарты, и мы вам ответим

​Свобода – сложная штука, потому что она – возможность выбора. В конце 80-х годов в нашу школу приехал американский театр, актеры замечательно сыграли спектакль, тогда уже наступила свобода, я уже мог их пригласить куда-нибудь, не согласовывая это ни с кем. Но были жесткие ограничения: во-первых, не было денег, во-вторых, не было кафе, я и говорю жене: «А давай я их домой приглашу!» Она меня спрашивает: «А чем мы их будем кормить?» Я поехал в пельменную, уговорил, чтобы мне дали десять пачек пельменей, мы их и жарили, и варили, взяли несколько соусов, и на столе были разные сибирские пельмени: такие и такие. Это свобода родила такую фантастическую фантазию.

Недавно в программе «Триумф джаза» я слушал великого саксофониста Джоша Рэдмена. Он вел концерт, по-английски шутил, представлял музыкантов, рассказывал историю создания каждого произведения. Я смотрел: в огромном зале в Доме музыки сидели не выпускники английских школ, но эти люди абсолютно точно понимали, о чем он говорит, реагировали, хохотали, словом, сегодня начались другие времена. Когда мы говорим о том, что должны были предложить в стандартах, то получается так:  одни не умеют говорить так, чтобы мы их поняли, а  мы не умеем читать написанное ими так, как они задумывали. Сейчас даны конкретные сроки, с 2013 года будет то-то, с 2020-го – то-то, и все вздохнули…Но смотрите, какая самая важная и главная реакция родителей, в первую очередь детей: они боятся выбора, который нужно будет сделать в старших классах. Учителя в принципе боятся свободы, все привыкли, что детерминирован каждый шаг, что они его выполняют не задумываясь. Школа во все времена решала один вопрос: «Что изучать?», при этом дети приходили практически с двумя вопросами: «Зачем мне это надо?» и «Что мне это дает?».  Есть еще и учительский вопрос: «Как это сделать?» И тут возникают три важные вещи: первая вещь – это мотивация, вторая – навыки, третья – практическое понимание. Учителя до сих пор понимали только, как дать методические указания, как дать навыки, когда то-то и то-то. Сегодня идет реформа управления в системе образования, но  этому надо еще долго и скрупулезно учить. Учить свободе! Нам нужно учить учителя, чтобы он мог в конце каждого урока говорить одну фразу: «Но есть другое мнение». Это ужасное умение, это ужасная ответственность научиться так говорить, но этому нужно учиться.Есть стихотворение одной московской поэтессы:А день был так тяжел и труден,Что, уронив под ванну мыло,Она сказала: будь что будет,И правда, было то, что было. Очень хорошее стихотворение, но речь сейчас совсем о другом. У нас дети учатся каждый день, нам надо думать конкретно, как работать и учить их тому, потому что учиться свободе… второй раз они не придут. Когда генерал Шарль де Голль был маленький, он приходил домой, и мама его никогда не спрашивала, что он говорил в школе. Она его спрашивала: «Какие вопросы ты задавал?», она учила его быть свободным человеком, уметь задавать вопросы. Сегодня мы не можем это сформулировать. Дай бог, чтобы мы в стандарт вложили возможность научить детей задавать вопросы. Я считаю, что нужен курс не «Россия в мире», а «Россия в России», потому что никто ее не знает, не ездит и не видит.Я бы хотел, чтобы детям говорили о России, о том, в какой стране мы живем. Есть целая технология, по которой можно, не вводя в часы, это делать, и мне кажется, это гораздо более важно, потому что возникает то самое человеческое чувство по отношению к Родине, которое должно возникать у каждого.Это должна быть государственная программа, я об этом говорил, когда мы с Александром Быковым начинали делать пятую четверть, чтобы дети увидели за государственные деньги свою страну. Точно так же для каждого класса, для каждой школы должна быть индивидуальная программа, тогда у них возникнет совсем другое ощущение. Михайло Ломоносов написал на воротах своей школы очень простую фразу: «Принуждайте к труду, только так можно научиться грамоте, музыке, гимнастике, главному. И без этих занятий рождается стыд».Рождается стыд, духовно-нравственные ориентиры, ибо, если вы не научились писать, то вам должно быть стыдно, если вы не научились слушать, вам должно быть стыдно, если вы не научились делать гимнастику, то вам должно быть стыдно. Вот, по сути дела, что должно быть. Мы должны детей готовить к выбору с самого начала в школе, но пока, странное дело, учителя говорят: «Напишите нам как, распишите каждый шаг, тогда мы поймем».Я думаю, что вначале надо попробовать завязать разговор. Я не верю в массовые разговоры, думаю, нужен небольшой «круглый стол», чтобы учителя давали свои предложения, которые бы реально рассматривались, я не верю в большие форумы, на которых можно, как говорят, что-то реально сделать. По поводу профильной школы – надо понимать, что это такое, может быть, не все родители это понимают. Задается некий профиль, например гуманитарный, есть определенное соотношение часов по тому или иному предмету, у школы появляются внятная образовательная программа и четкая работа. Что касается лучших школ, то все они имеют внятную образовательную программу. Стандарты сейчас создавали сверху – придумывали, писали, но никто не пришел в эти самые хорошие школы, не спросил, как у вас получается это, за счет чего получается это, почему у вас так получается, как вам удается добиться этого механизма. А все это очень важно, мы ведь очень многое могли бы сказать.  В России очень много хороших школ, есть такие, в  которых уже есть управленческие советы, которые понимают, что такое образовательная политика, то, как строится воспитательный процесс. Мы попробовали у себя в школе сделать индивидуальный план для каждого ребенка так, как бы он хотел учиться в старших классах, мы попробовали это, мы думали об этом. Но это требует массы учителей соответствующего уровня, нового расписания, к тому же на это нужны деньги, просто реальные деньги. В предисловии к пьесе «Майор Барбара» Шоу написал, что самое большое лицемерие говорить детям, что деньги зло, потому что именно наличие денег может обозначить человека как циника или честного, порядочного человека, но именно их наличие, а не их отсутствие. Именно благодаря деньгам может произойти что-то реальное. Но этот важный вопрос в стандартах реально не прописан.  Гениальный лидер образования Франции сказал гениальную вещь: «Мы правительству нашему сказали, то, что вы выделяете на образование, – это не затраты, это вложения, которые приносят прибыль. И если вы это сокращаете, вы должны написать, что потеряли при этом, что теряете». Это очень важная мысль, деньги для образования – это не затраты, это вложения, которые приносят прибыль.У меня лежат перед глазами стандарты, которые были написаны 13 марта 1784 года Екатериной II об образовании. Там очень просто: «Велеть во всех губерниях учредить по одной-две гимназии, набрать учеников купеческих и других всех чинов. А на отцов наложить штраф, чтобы они приводили детей своих от 6 лет, а по прошествии урочных лет больше не держать, чтобы не укрывались от службы. Во главе образования поставить нравственное воспитание, стремление к добру, физическому здоровью и развитию без всяких принудительных мер, чтобы учителя и воспитатели были помощниками, обучающими детей самостоятельности. Здоровое тело, ум и клонение к добру составляют все воспитание. Рекомендуется дважды в день открывать окна, и чтобы, как возможно летом, и зимой быть на вольном воздухе. Питая в детях веселость нрава, нужно отдалять от глаз и ушей все плохое и противное, как то: печальное воображение, наводящее уныние, и рассказы малодушия, наводящие негу, и ласкательства. Не оставлять никогда детей в празднестве. При всяком учении держать детей более получаса и кончить прежде, чем они будут стучать. Детям трудно иметь прилежание, страхом мучить нельзя, когда учиться будут непринужденно и добровольно, то заниматься будут охотно, так же, как играть. К учению не принуждать, а за отличие хвалить. Искусство учителей будет состоять в том, чтобы насколько можно облегчить детям обучение. Запрещается принуждать детей учить Ногу наизусть, сей память не укрепляет, так и запомнить легче повторением. Обходиться с детьми, как со взрослыми людьми, для того, говоря с ними, употреблять здравый рассудок и выражение с летами воспитанник скодный. Выговор чинить детям наедине, и всегда со спокойным голосом, а хвалить всегда при свидетелях». Ключевая фраза, которую говорит каждый разработчик стандартов: «И вот тогда мы сравняемся с лучшими европейскими странами во всех свободных науках, а также обеспечим детям будущее».

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте