search
main
0

Сергей КАНДРИКОВ, директор АНО «Центр правовой поддержки «Профзащита»: Директор школы должен знать законы, и мы стараемся ему в этом помогать

​С некоторых пор заседания аттестационной комиссии Департамента образования транслируют в прямом эфире. Настораживает то, что многих директоров не аттестуют, как раньше, на следующие пять лет, так как они не набирают нужных баллов при обязательном тестировании, а значит, не очень осведомлены в законодательстве и документах по менеджменту. На помощь директорам приходит МГО Общероссийского профсоюза образования, ставший одним из учредителей АНО «Центр правовой поддержки «Профзащита», директором которого стал известный юрист Сергей Кандриков, который сегодня отвечает на вопросы наших читателей.

– Сергей Владимирович, какие изменения в законодательстве Российской Федерации произошли с 1 января 2014 года?- 1 января 2014 года вступили в силу важные для образовательных учреждений федеральные законы:    Федеральный закон от 05.04.2013 №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – закон №44-ФЗ);    Федеральный закон от 28.12.2013 №396-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – закон №396-ФЗ).Закон №396-ФЗ вносит существенные поправки в закон №44-ФЗ, а также в Федеральный закон от 18.07.2011 №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – закон №223-ФЗ), в Кодекс об административных правонарушениях РФ (КоАП).В соответствии со ст. 15 закона №44-ФЗ бюджетное учреждение вправе осуществлять закупки за счет грантов, средств от приносящей доход деятельности и в случае, когда учреждение само стало исполнителем по контракту, по правилам закона №223-ФЗ при наличии правового акта (Положения о закупках), принятого в соответствии с законом №223-ФЗ.В соответствии с изменениями, внесенными законом №396-ФЗ, в 2014 году бюджетное учреждение вправе осуществлять эти закупки по правилам Федерального закона №223-ФЗ при наличии следующих условий:1) положение о закупках должно быть утверждено учредителем бюджетного учреждения (то есть Департаментом образования);2) утвержденное учредителем положение о закупках должно быть размещено учреждением на официальном сайте РФ для размещения информации о размещении заказов до 1 апреля 2014 года.До размещения на официальном сайте утвержденного учредителем положения о закупках бюджетные учреждения осуществляют такие закупки в соответствии с Федеральным законом №44-ФЗ.В случае если до 1 апреля 2014 года утвержденное учредителем положение о закупках не будет размещено учреждением на официальном сайте РФ, в течение всего 2014 года учреждение будет размещать все заказы по правилам Федерального закона №44-ФЗ.По тексту закона №44-ФЗ устраняются некоторые неудачные формулировки первоначального текста закона, в частности, изложена в новой редакции норма (п. 5 ч. 1 ст. 93), регулирующая размещение у единственного поставщика на сумму до 400 тыс. руб. Изменениями устраняется неоднозначность первоначальной формулировки нормы, дававшей повод сомневаться, на все ли образовательные учреждения распространяется эта норма, теперь ответ однозначен: все образовательные учреждения вправе осуществлять закупки у единственного поставщика по п. 5 ч. 1 ст. 93 закона (закупки на сумму до 400 тыс. руб.).Уточнено, что продукция, включенная в перечень аукционной продукции, закупается путем проведения аукциона во всех случаях закупки, за исключением закупки такой продукции у единственного поставщика или путем проведения запроса котировок или запроса предложений (ч. 2 ст. 59 закона №44-ФЗ). Согласно первоначальной формулировке любую продукцию, включенную в перечень аукционной продукции, независимо от суммы закупки (даже на 1 руб.) должны были бы закупать через аукцион.Исключены из случаев проведения запроса предложений (изменения в ч. 2 ст. 83 закона №44-ФЗ) и добавлены в качестве оснований закупки у единственного поставщика следующие случаи закупки (п. 29 и п. 33 ч. 1 ст. 93 закона №44-ФЗ):1) заключение договора энергоснабжения или договора купли-продажи электрической энергии с гарантирующим поставщиком электрической энергии;2) заключение контракта на оказание преподавательских услуг, а также услуг экскурсовода (гида) физическими лицами.Значительно расширен перечень случаев, когда обеспечение исполнения контракта необязательно (ч. 2 ст. 96 закона №44-ФЗ), например, добавлены случаи закупки путем запроса котировок, расширен перечень случаев у единственного поставщика.В соответствии с законом №44-ФЗ при закупках у единственного поставщика (ст. 93):1) для заключения контракта (то есть не позднее даты заключения) заказчик обязан обосновать в документально оформленном отчете невозможность или нецелесообразность использования иных способов определения поставщика, а также цену контракта и иные существенные условия контракта (ч. 3 ст. 93), форма такого отчета не установлена, размещение указанных документов в ЕИС (на официальном сайте) в настоящее время не предусмотрено;2) контракт с единственным поставщиком должен содержать расчет и обоснование цены контракта.Исполнение контракта включает в себя приемку результатов исполнения контракта (этапов его исполнения), включая проведение экспертизы таких результатов в соответствии с законом №44-ФЗ.Согласно ч. 9 ст. 94 закона №44-ФЗ результаты исполнения контракта (отдельного этапа исполнения) заказчик отражает в отчете, размещаемом в единой информационной системе (ЕИС) и содержащем информацию:- об исполнении контракта, о соблюдении промежуточных и окончательных сроков исполнения контракта;- о ненадлежащем исполнении контракта и о санкциях, которые применены в связи с нарушением условий контракта или его неисполнением;- об изменении или о расторжении контракта в ходе его исполнения.К такому отчету прилагают заключение по результатам экспертизы отдельного этапа исполнения контракта и документ о приемке таких результатов либо иной определенный законодательством Российской Федерации документ (ч. 10 ст. 94).Порядок подготовки и размещения в ЕИС такого отчета, а также форма такого отчета и порядок ее заполнения установлены в соответствии с ч. 11 ст. 94 закона постановлением Правительства РФ от 28.11.2013 №1093.Необходимо учитывать, что законом №44-ФЗ установлены случаи, когда при закупках у единственного поставщика (ст. 93):- заказчик должен разместить в ЕИС извещение об осуществлении такой закупки не позднее чем за 5 (пять) дней до даты заключения контракта (ч. 2 ст. 93), например, случаи закупки у монополистов, закупки услуг водо-, тепло-, газоснабжения;- заказчик обязан уведомить в течение 1 рабочего дня контролирующий орган (Главконтроль) о заключении контракта при закупке по основаниям по пп. 6, 9 и 34 ч. 1 ст. 93 (например, закупка у ОИВ или закупка по обстоятельствам непреодолимой силы);- заказчик обязан предварительно согласовать с контролирующим органом (Главконтроль) заключение контракта при закупке по п. 25 ч. 1 ст. 93 в случае признания конкурентных процедур несостоявшимися;- заказчик обязан установить требование об обеспечении контракта в случаях, предусмотренных ст. 96 закона, например, если контракт заключается по результатам несостоявшихся конкурентных процедур по п. 25 ч. 1 ст. 93 закона.Создание отдельной должности контрактного управляющего необязательно, можно возложить обязанности на работника, в частности, такое разъяснение было дано представителями Минэкономразвития на открытом семинаре.Постановлением Правительства Москвы от 25.12.2013 №904-ПП внесены изменения в постановление Правительства Москвы от 24.02.2012 №67-ПП «О системе закупок города Москвы», в том числе терминология приведена в соответствие с законом №44-ФЗ, дополнен понятийный аппарат.Сохраняется условие о том, что при необходимости внесения изменений в план-график такие изменения вносятся не позднее 20 числа месяца, предшествующего началу соответствующего квартала (п. 2.4.3. постановления 67-ПП).В настоящее время планируют «эпохальные» изменения в закон №44-ФЗ. В соответствии с решением Правительства РФ Минэкономразвития РФ прорабатывает изменения в закон №44-ФЗ по введению электронной процедуры определения поставщика при проведении всех конкурсов, котировок, запросов предложений.Также планируют поэтапный переход на электронные процедуры: для федеральных заказчиков ориентировочно с 01.07.2014, для заказчиков субъектов РФ – ориентировочно с 01.01.2015.- Какие изменения произошли в нормативно-правовом регулировании отношений в сфере образования, какие новые документы приняты в этой области?- Согласно ч. 2 ст. 111 закона №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» с 01.01.2014 года обеспечение государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего, дополнительного образования, включая расходы на оплату труда, приобретение учебников и учебных пособий, средств обучения, игр, игрушек (за исключением расходов на содержание зданий и оплату коммунальных услуг), обязательство субъекта РФ.Среди недавно принятых нормативных правовых актов можно назвать следующие:1) приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10.2013 №1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» (вступил в силу 01.01.2014);2) письмо Минобрнауки России от 13.01.2014 №08-10 «О плане действий по обеспечению введения федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»;3) приказ Минтруда России от 18.10.2013 №544н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)» – стандарт применяется при формировании кадровой политики и в управлении персоналом, при организации обучения и аттестации работников, заключении трудовых договоров, разработке должностных инструкций и установлении систем оплаты труда с 1 января 2015 года;4) приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 30.08.2013 №1014 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования»;5) приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 30.08.2013 №1015 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования»;6) приказ Минобрнауки России от 29.08.2013 №1008 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам», вступил в силу 22 декабря 2013 года.Приказом определено, что образовательный процесс организуют в соответствии с индивидуальными учебными планами в объединениях по интересам, сформированных в группы учащихся одного возраста или разных возрастных категорий (разновозрастные группы), являющиеся основным составом объединения (например, клубы, секции, кружки, лаборатории, студии, оркестры, творческие коллективы, ансамбли, театры), а также индивидуально.Дополнительные общеобразовательные программы реализуют как самостоятельно, так и посредством сетевых форм их реализации, с использованием различных образовательных технологий (в том числе дистанционные образовательные технологии, электронное обучение), может применяться форма организации образовательной деятельности, основанная на модульном принципе представления содержания образовательной программы и построения учебных планов, использовании соответствующих образовательных технологий.Установлено, что образовательные организации определяют формы аудиторных занятий, а также формы, порядок и периодичность проведения промежуточной аттестации учащихся, а также ежегодно обновляют дополнительные общеобразовательные программы с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технологий и социальной сферы.Приказ определяет также особенности организации образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам для учащихся с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов и инвалидов.Одновременно признан утратившим силу приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 26.06.2012 №504 «Об утверждении Типового положения об образовательном учреждении дополнительного образования детей»;7) постановление Правительства РФ от 18.11.2013 №1039 «О государственной аккредитации образовательной деятельности».Оно вступило в законную силу взамен постановления Правительства РФ от 21.03.2011 №184 «Об утверждении Положения о государственной аккредитации образовательных учреждений и научных организаций». Срок переоформления выданных до 1 сентября 2013 года свидетельств и лицензий – до 1 января 2016 года (ч. 9 ст. 108 Федерального закона №273-ФЗ);8) постановление Правительства РФ от 28.10.2013 №966 «О лицензировании образовательной деятельности»;9) приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 10.12.2013 №1320 «Об утверждении формы лицензии на осуществление образовательной деятельности, формы приложения к лицензии на осуществление образовательной деятельности и технических требований к указанным документам»;9) приказ Минобрнауки России от 27.08.2013 №989 «Об утверждении образцов и описаний аттестатов об основном общем и среднем общем образовании и приложений к ним»;11) приказ Минобрнауки России от 01.10.2013 №1100 «Об утверждении образцов и описаний документов о высшем образовании и о квалификации и приложений к ним».Информация к сведениюАНО ЦПП «Профзащита»129090, г. Москва, пер. Протопоповский, д. 25, стр. 1Тел.: 8 (495) 688-50-38; 8 (495) 688-59-92; 8 (495) 688-52-83; 8 (499) 713-60-71E-mail ano-profzaschita@mail.ruСайт: www.ano-profzaschita.ru

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте