search
main
0

Сергей КАНДРИКОВ, директор АНО «Центр правовой поддержки «Профзащита»: Директор школы должен знать законы, и мы стараемся ему в этом помогать

​Мы продолжаем публиковать материалы, подготовленные МГО Общероссийского профсоюза образования, которые должны помочь директору и в работе, и в прохождении аттестации на соответствие должности.

– С 1 января 2014 года в трудовом законодательстве Российской Федерации произошли изменения по охране труда. Какие появились нововведения?- 1 января 2014 года вступил в силу Федеральный закон «О специальной оценке условий труда» от 28.12.2013 №426-ФЗ, заменивший процедуру аттестации рабочих мест процедурой специальной оценки условий труда. Согласно Федеральному закону от 28.12.2013 №426-ФЗ специальная оценка условий труда – единый комплекс последовательно осуществляемых мероприятий по идентификации вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса (далее также – вредные и (или) опасные производственные факторы) и оценке уровня их воздействия на работника с учетом отклонения их фактических значений от установленных уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти нормативов (гигиенических нормативов) условий труда и применения средств индивидуальной и коллективной защиты работников.По результатам проведения специальной оценки условий труда устанавливаются классы (подклассы) условий труда на рабочих местах. Результаты проведения специальной оценки условий труда могут применяться для установления работникам предусмотренных Трудовым кодексом Российской Федерации гарантий и компенсаций. Обязанности по организации и финансированию проведения специальной оценки условий труда возлагают на работодателя. Специальная оценка условий труда проводится не реже чем один раз в пять лет, если иное не установлено законом, совместно работодателем и специализированной организацией, привлекаемой работодателем на основании гражданско-правового договора в соответствии с методикой.В отношении рабочих мест, на которых вредные и (или) опасные производственные факторы не выявлены, работодатель подает в территориальный орган государственного надзора за соблюдением трудового законодательства по месту своего нахождения декларацию соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда. Декларация действительна в течение 5 лет. Предусмотрено формирование и ведение реестра деклараций, а также формирование и ведение реестра организаций, проводящих специальную оценку условий труда, реестра экспертов таких организаций. В случае если до дня вступления в силу закона была проведена аттестация рабочих мест по условиям труда, специальная оценка условий труда в отношении таких рабочих мест может не проводиться в течение 5 лет, за исключением случаев возникновения необходимости проведения внеплановой оценки.За исключением установленных законом случаев, специальная оценка условий труда может проводиться поэтапно и должна быть завершена не позднее чем 31 декабря 2018 года. При этом согласно п. 3 ст. 15 Федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О специальной оценке условий труда» от 28.12.2013 №421-ФЗ при реализации в соответствии с положениями Трудового кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона) в отношении работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, компенсационных мер, направленных на ослабление негативного воздействия на их здоровье вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса (сокращенная продолжительность рабочего времени, ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск либо денежная компенсация за них, а также повышенная оплата труда), порядок и условия осуществления таких мер не могут быть ухудшены, а размеры снижены по сравнению с порядком, условиями и размерами фактически реализуемых в отношении указанных работников компенсационных мер по состоянию на день вступления в силу настоящего Федерального закона при условии сохранения соответствующих условий труда на рабочем месте, явившихся основанием для назначения реализуемых компенсационных мер.- В случае приема в государственное бюджетное образовательное учреждение граждан Белоруссии или Казахстана необходима ли процедура признания предоставленных ими документов о высшем образовании, выданных в республиках Казахстан и Беларусь?- Согласно ч. 1 ст. 107 Федерального закона от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – закон №273-ФЗ) признание в РФ иностранного образования и (или) иностранной квалификации осуществляется в соответствии с международными договорами Российской Федерации, регулирующими вопросы признания и установления эквивалентности иностранного образования и (или) иностранной квалификации (далее – международные договоры о взаимном признании).Согласно ч. 2 ст. 107 закона №273-ФЗ под признанием в Российской Федерации образования и (или) квалификации, полученных в иностранном государстве (далее – иностранное образование и (или) иностранная квалификация), понимается официальное подтверждение значимости (уровня) полученных в иностранном государстве образования и (или) квалификации в целях обеспечения доступа их обладателя к образованию и (или) профессиональной деятельности в России, предоставления их обладателю академических, профессиональных и (или) иных предусмотренных международными договорами о взаимном признании и (или) законодательством РФ прав. Обладателям иностранного образования и (или) иностранной квалификации, признаваемых в России, предоставляют те же академические и (или) профессиональные права, что и обладателям соответствующих образования и (или) квалификации, полученных в РФ, если иное не установлено международными договорами о взаимном признании.В силу ч. 3 ст. 107 закона №273-ФЗ в России признаются иностранное образование и (или) иностранная квалификация, подпадающие под действие международных договоров о взаимном признании, а также полученные в иностранных образовательных организациях, поименованных в Перечне иностранных образовательных организаций, которые выдают документы об образовании и (или) о квалификации, признаваемых в Российской Федерации, утвержденном распоряжением Правительства РФ от 19.09.2013 №1694-р.Согласно ч. 4 ст. 107 закона №273-ФЗ признание иностранного образования и (или) иностранной квалификации осуществляет Рособрнадзор в соответствии с положениями Административного регламента предоставления Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки государственной услуги по признанию документов иностранных государств об уровне образования и (или) квалификации на территории Российской Федерации, утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ от 4 февраля 2013 г. №62 (далее – Административный регламент).Однако, как следует из части 4 ст. 107 закона №273-ФЗ, признание иностранного образования в указанном порядке требуется только в том случае, если иностранное образование и (или) иностранная квалификация не соответствуют условиям, предусмотренным частью 3 ст. 107 закона №273-ФЗ (ч. 4 ст. 107 закона №273-ФЗ).Между Правительством Республики Беларусь, Правительством Республики Казахстан, Правительством Российской Федерации имеется соответствующее Соглашение о взаимном признании и эквивалентности документов об образовании (в том числе о взаимном признании и эквивалентности документов о высшем образовании) (от 24 ноября 1998 г.), в соответствии с которым документы о высшем образовании, выдаваемые государствами-подписантами, взаимно признаются указанными государствами и эквивалентны, в том числе при поступлении на работу в соответствии с указанными в них специальностью и квалификацией, если учреждения образования, которые выдали их, отвечают критериям, установленным органом по взаимному признанию документов об образовании (ст. 8-10). Следовательно, признание документов о высшем образовании, выданных в Республиках Казахстан и Беларусь, в рамках процедур, предусмотренных Административным регламентом, по нашему мнению, не требуется.Кроме этого, между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Беларусь заключено Соглашение о взаимном признании и эквивалентности документов об образовании, ученых степенях и званиях (от 27 февраля 1996 г.; далее – Соглашение), в соответствии со ст. 7 которого диплом бакалавра, выдаваемый в Российской Федерации, и диплом о высшем образовании с нормативным сроком обучения 4 или 4,5 года, выдаваемый в Республике Беларусь, признаются в обоих государствах соответствующими (эквивалентными) при продолжении образования и поступлении на работу в соответствии с указанными в документах об образовании направлением подготовки (специальностью) и квалификацией (степенью).Диплом специалиста, выдаваемый в Российской Федерации, и диплом о высшем образовании с нормативным сроком обучения 5 и более лет, выдаваемый в Республике Беларусь, признают в обоих государствах соответствующими (эквивалентными) при поступлении на работу в соответствии с указанными в документах об образовании специальностью и квалификацией (ст. 8 Соглашения).Граждане Республики Беларусь на территории РФ имеют равные с гражданами России права на трудоустройство, оплату труда, другие социально-правовые гарантии. Действующий в России порядок привлечения и использования иностранной рабочей силы в отношении граждан Республики Беларусь не применяется (ст. 7 Договора между РФ и Республикой Беларусь о равных правах граждан от 25.12.1998, п. 1 решения Высшего Совета Сообщества Беларуси и России от 22.06.1996 «О равных правах на трудоустройство, оплату труда и предоставление других социально-трудовых гарантий» (далее по тексту – Решение).Документы, выданные в Республике Беларусь и Российской Федерации для реализации трудовых прав и социально-трудовых гарантий их граждан, или их копии, заверенные в установленном порядке, признаются без легализации (абз. 2 п. 1 Решения).Таким образом, в случае приема гражданина Республики Беларусь на работу, требующую специальных знаний или специальной подготовки, указанный работник в качестве документа об образовании, предусмотренного ст. 65 ТК РФ, может предоставить соответствующий документ о высшем образовании, выданный учреждением образования Республики Беларусь. Признания документов о высшем образовании, выданных в Республике Беларусь, в рамках процедур, предусмотренных Административным регламентом, по нашему мнению, не требуется.- Вправе ли работодатель предоставить отпуск авансом? Вправе ли работодатель произвести удержание за неотработанные дни отпуска, в случае если такой работник увольняется? Какие права есть у работодателя, если суммы заработной платы, начисленной сотруднику при увольнении, недостаточно для полного возмещения отпускных за неотработанные дни отпуска?- В соответствии со ст. 122 ТК РФ оплачиваемый отпуск должен предоставляться работнику ежегодно. Право на использование отпуска за первый год работы возникает у работника по истечении шести месяцев его непрерывной работы у данного работодателя. По соглашению сторон оплачиваемый отпуск работнику может быть предоставлен и до истечения шести месяцев. Таким образом, предоставление работнику отпуска авансом право работодателя, а не обязанность.В силу абзаца 5 ч. 2 ст. 137 ТК РФ, если работник увольняется до окончания того рабочего года, в счет которого он уже получил ежегодный оплачиваемый отпуск, работодатель вправе удержать из его заработной платы сумму за неотработанные дни отпуска, за исключением случаев, когда работник увольняется по основаниям, предусмотренным п. 8 ч. 1 ст. 77 ТК РФ, п. 1, 2 или 4 ч. 1 ст. 81 ТК РФ, п. 1, 2, 5, 6 и 7 статьи 83 ТК РФ. Принятие решения об удержании из заработной платы также право, а не обязанность работодателя. Согласно ч. 3 ст. 137 ТК РФ применительно к абзацу 5 ч. 2 ст. 137 ТК РФ согласие работника на такое удержание не требуется. Не требуется также оформлять решение работодателя об удержании в виде приказа (распоряжения), знакомить с ним работника в такой ситуации не нужно.Однако при удержании излишне выплаченных отпускных должны соблюдать ограничения размера удержаний, предусмотренные ч. 1 ст. 138 ТК РФ (работодатель в отсутствие других удержаний вправе удерживать в счет погашения задолженности за неотработанные дни отпуска не более 20% от суммы заработной платы сотрудника. При этом даже с согласия последнего работодатель не вправе превышать указанный 20-процентный размер удержания).Если начисленных сотруднику при увольнении сумм недостаточно для полного погашения задолженности или ограничения, установленные ст. 138 ТК РФ, не позволяют полностью погасить задолженность, то оставшуюся часть работник может добровольно возвратить путем внесения в кассу работодателя или перечислить на его расчетный счет. Если работник откажется от добровольного возмещения отпускных, то работодателю останется только обратиться в суд с иском о взыскании с него излишне выплаченных сумм (ст. 382, 383 ТК РФ).Информация к сведению Адрес АНО ЦПП «Профзащита»:129090, г. Москва, пер. Протопоповский, д. 25, стр. 1Тел.: 8(495)688-50-38; 8(495)688-59-92; 8(495)688-52-83; 8(499)713-60-71Е-mail: тano-profzaschita@mail.ruСайт: www.ano-profzaschita.ru

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте