search
main
0

Сергей ИВАНОВ, министр обороны Российской Федерации: Мнение, что мы готовим в военных вузах “ремесленников от войны”, – ошибочно

Когда в путинской команде появляется новый человек, “независимые” средства массовой информации считают чуть ли не долгом чести вылить на него ушат помоев, обнародовать “компромат”. На Иванова, как ни искали, компромат не нашли. Тогда его обвинили в том, что у него отсутствует индивидуальность и он ничем ярким не выделяется на фоне политической элиты страны. После того как президент Путин в своей книге охарактеризовал отношения с секретарем Совета безопасности как чувство локтя, журналисты не раз спрашивали у Иванова: “Если это так, то почему вы чаще всего стоите за спиной президента?” Иванов отвечал: “Я всю жизнь старался не выделяться, меня этому учили. И меня совершенно не задевает, когда говорят об “отсутствии у Иванова индивидуальных особенностей”. Наоборот, это комплимент, свидетельство профессионализма. Не люблю и уже не полюблю тусовок, у меня нет желания светиться перед камерами и общаться с “бомондом”. Но многие ли из тех, кого молва причисляет к “индивидуальностям”, могут похвастаться, что читали в студенческие годы в оригинале Голсуорси и Моэма, а на английском и шведском говорят, как на своем родном языке, у кого в домашней библиотеке весь Ле Карре, Агата Кристи, Фредерик Форсайт…
Он родился в простой ленинградской семье. Отец умер рано. Мать всю жизнь проработала инженером-оптиком на различных питерских предприятиях. Дядя по матери был капитаном дальнего плавания. Ходил в экзотические страны. Сергей любил в детстве слушать его рассказы и читать книги о море. С тех пор среди любимых авторов – Виктор Конецкий с его морскими повестями и Валентин Пикуль, чей сочный насыщенный язык ему очень нравится. Женился он рано, на своей ровеснице, студентке-экономистке. Им было по двадцать три года. Вскоре родились два сына. Старшему теперь – двадцать четыре, младшему – 21. Журналистам так и не удалось проведать, где они учатся. Не знают они и того, где работает его жена Ирина. Да что там журналисты, как говорит сам Иванов, ни в вузах, ни на работе у жены даже не догадываются, кто у них отец и муж – фамилия помогает.
С Путиным они познакомились, когда “после окончания университета попали на работу в одно очень маленькое подразделение одной немаленькой организации. Года два работали вместе, профессиональные интересы, один возраст, примерно одни взгляды”. Потом их дороги разошлись, один уехал из Питера навсегда, другой остался надолго. Коллеги отмечают, что Иванов не любит помпы, излишней атрибутики, подчеркнутого внимания, что умеет быстро переключаться, работать в режиме стрессов, впрочем, как большинство профессиональных разведчиков. Кстати, о своей прошлой жизни в разведке он никогда не говорит публично. И не хочет, чтобы его сыновья работали там, считая, что в разведке не должно быть династий.
Когда он работал в Совете безопасности, любил приезжать в свой кабинет к восьми-началу девятого утра: пока телефоны не звонят. Став в марте нынешнего года министром обороны, начал появляться на работе еще раньше: в 7.00-7.15, а уезжать после половины одиннадцатого вечера. Если застает жену уже спящей – не будит, сам достает ужин из холодильника или обходится простыми бутербродами. Когда-то в семье Ивановых жила охотничья собака, но она умерла. Года два назад завели котенка – британского голубого. И хотя он по паспорту Бегемот, зовут его просто Мотей.
Еще в марте жил, как и все предыдущие годы, на двенадцатом этаже стандартного панельного дома на Юго-Западе Москвы, недалеко от кольцевой дороги. (Говорят, что и сейчас там живет). Никаких консьержек, милиции или охраны. Часто в подъезде отключался свет и приходилось в потемках добираться к себе. Шутит, что если бы не футбол, хоккей, баскетбол, волейбол, теннис и гольф, которыми занимался в разное время, то появлялся бы в квартире после таких подъемов довольно-таки злым. Почти никто не помнит его повышающим голос. Вывести Иванова из себя практически невозможно.
Зачем пришел в Министерство обороны? Чтобы создать вновь боеспособную армию. Сегодня 30 процентов военного бюджета тратится на прокорм, выплату социальных пособий, строительство или покупку квартир для офицеров и только 30 процентов идет собственно на поддержание обороноспособности – проведение учений, закупку боевой техники. Можно ли поменять процентное соотношение? Наверное, можно, но не с ходу и не сразу. Помнится, когда-то еще в бытность секретарем Совета безопасности, говоря о доктрине информационной безопасности страны, он сказал: “Концептуальные документы не пекут как блины”. Это касается и армейских реформ.
В команде Путина много сильных управленцев-тактиков. Стратегов гораздо меньше. Иванов один из них. Не потому ли президент его и ценит?..

– Сергей Борисович, несмотря на то, что будет продолжаться сокращение Российской Армии, в этом году снова возрос конкурс в высшие военно-учебные заведения. Как вы считаете, почему?
– Я вижу три основные причины. Во-первых, постепенно изменяется к лучшему отношение общества к тем, кто избрал для себя профессию защитника Отечества. Остались в прошлом годы безоглядной, а порой и необоснованной критики в средствах массовой информации Вооруженных Сил, превращения их в глазах молодежи чуть ли не в подобие мест заключения. Возрождается на новых принципах военно-патриотическая работа, в школах стали больше внимания уделять воспитанию молодежи в духе гордости за свою Родину, ответственности за ее защиту. Офицерская профессия вновь становится престижной и привлекательной для юношей. Во-вторых, принимаемые Президентом и Правительством Российской Федерации меры по улучшению социальной защищенности военнослужащих, значительному увеличению в течение 2002-2004 годов их денежного содержания при сохранении всех основных выплат, предусмотренных Законом “О статусе военнослужащих”, ставят офицеров по уровню жизни в один ряд с федеральными государственными служащими. И, наконец, в-третьих, растущая с каждым годом коммерциализация гражданской высшей школы не позволяет многим юношам получить качественное бесплатное образование. А военно-учебные заведения по-прежнему дают такую возможность.
– Говорят, что в ходе военной реформы многие военные вузы будут закрыты. Так ли это? И если да, то по какому принципу будут определять вузы, подлежащие сокращению?
– Прежде всего хочу подчеркнуть, что основной нашей задачей является не механическое сокращение военных вузов, а совершенствование системы подготовки военных кадров. Точно так же, как сокращение численности личного состава армии и флота – не самоцель; главное – повышение эффективности Вооруженных Сил страны.
Сокращение численности Российской Армии закономерно повлечет снижение потребностей в офицерских кадрах, а следовательно, количества военно-учебных заведений. Однако это не означает немедленной и массовой реорганизации сети военных вузов.
При определении судьбы каждого военно-учебного заведения будет проведен объективный анализ всего комплекса финансовых, технико-экономических и других показателей, характеризующих его состояние, оценка его потенциальной возможности по подготовке всего спектра специалистов для Вооруженных Сил, других войск и армий иностранных государств. Этим занимается специальная комиссия Министерства обороны.
В то же время уже сегодня можно сказать, какие военно-учебные заведения будут сохранены. Среди них, безусловно, военные академии и военные университеты. Они являются теми системообразующими вузами, учебно-методическими и научными центрами, вокруг которых строится вся система военного образования, где сосредоточена значительная часть научных исследований, определяющих направления и перспективы военного строительства.
Будут сохранены также военно-учебные заведения, являющиеся единственными в своем роде войск, и те вузы, ликвидация которых потребует организации подготовки специалистов на другой базе, что сопряжено со значительными финансовыми затратами.
– Невозможно научить, например, будущего летчика летать, тренируя его только на стенде. То же самое можно сказать о подводниках, моряках. Это же касается и некоторых технических специальностей, связанных с высокими технологиями. Не секрет, что материальная база многих военно-учебных заведений устарела, десятилетиями не обновлялась. Будет ли меняться сложившаяся ситуация?
– Да, эта проблема существует как в гражданской, так и военной высшей школе. Остаточный принцип финансирования образования, сложившийся в последние годы, нанес значительный ущерб материально-техническому и информационному обеспечению образовательного процесса. В вузах недостает современных образцов вооружения и военной техники, компьютеров и учебников, ветшает и приходит в упадок учебное оборудование, ограниченные лимиты на топливо и запасные части вынуждают сокращать практические виды занятий, прежде всего полеты, вождения, стрельбы, учебные плавания. Это не может не сказываться на уровне военно-профессиональной подготовки выпускников. К сожалению, комплексные программы развития образования, разрабатываемые Министерством образования России, не учитывают интересы военно-учебных заведений, хотя они и являются составной частью системы высшего профессионального образования страны.
Положение тяжелое, но не критическое. В вузах идет поиск и внедрение ресурсосберегающих технологий обучения, расширяется использование современных тренажерных средств. Разработана и реализуется Концепция информатизации военного образования. Удается привлекать дополнительные внебюджетные средства на развитие и совершенствование материально-технической базы, стимулирование труда преподавателей и обучающихся.
Это только начало большой кропотливой работы. По нашим расчетам, на решение основных проблем с обеспечением образовательного процесса в военных вузах потребуется лет семь-восемь.
– Сергей Борисович, некоторые девушки мечтают учиться в военных вузах. Есть ли такая возможность сегодня? И вообще много ли служит сегодня в армии лиц женского пола?
– Профессия офицера с давних времен считалась исключительно мужской привилегией. В ХХ столетии жизнь внесла в эти правила существенные коррективы. Доля женщин в армиях всего мира, в том числе и в Российской Армии, постоянно растет. Федеральный закон “О воинской обязанности и военной службе” не устанавливает ограничений для поступления на военную службу по контракту по половому признаку. Нет таких ограничений и для поступления в военно-учебные заведения. Девушки должны соответствовать медицинским и профессионально-психологическим требованиям военной службы к конкретным военным специальностям, а также требованиям по уровню образования, профессиональной и физической подготовки. Предельный возраст пребывания на военной службе для военнослужащих-женщин установлен 45 лет.
В то же время в силу объективных условий большинство девушек не могут занимать должности, связанные со значительными физическими и морально-психологическими нагрузками. Поэтому в вузы Министерства обороны они принимаются лишь по специальностям финансового профиля и некоторым специальностям связи. В частности, девушек принимают в Новочеркасский военный институт связи и Ярославский филиал Военного финансово-экономического университета. Более широкие возможности для поступления дают военно-учебные заведения других “силовых” министерств и ведомств.
В настоящее время в армии и на флоте проходят военную службу по контракту более 68 тыс. женщин (чаще всего это медики, связисты). В подавляющем большинстве они успешно справляются со своими служебными обязанностями. Около 45% женщин – офицеры, прапорщики и мичманы. Более 77% женщин-офицеров имеют военное специальное образование, они окончили военные академии, университеты, институты. Средний возраст женщин-офицеров – 32 года, прапорщиков – 36 лет.
– Из истории мы знаем, что до революции офицеры были не только блестящими военными, но и настоящими интеллигентами. К сожалению, в годы советской власти гуманитарная составляющая военного образования сводилась в большинстве своем к политико-массовой работе. Новой России нужны новые военные. Учат ли их в военных вузах чему-то еще, кроме их непосредственной специальности?
– То мнение, что мы готовим в военных вузах исключительно “ремесленников от войны”, является ошибочным. Современный офицер должен быть не только военным профессионалом высочайшего класса, но и всесторонне образованным человеком, способным самостоятельно ориентироваться во многих сферах жизни современного общества. Поэтому в числе главных задач военно-учебного заведения – удовлетворение потребностей обучающихся в интеллектуальном, культурном и нравственном развитии. Надо иметь в виду и то, что наши выпускники, наряду с военной, получают и гражданскую специальность.
Начиная с 1996 года учебные планы и программы военных вузов разрабатываются на основе государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования. Обязательным их компонентом вне зависимости от специальности подготовки офицера является цикл гуманитарных и социально-экономических дисциплин. В их числе история, философия, культурология, экономика, педагогика и психология, иностранный язык и другие. Обязательной дисциплиной, необходимой каждому военному человеку, является военная история. Впрочем, и раньше было примерно так же. В настоящее время вы не найдете чрезмерной идеологизации общественных наук, характерной для прошлых лет, содержание и направленность обучения ориентированы на реалии сегодняшнего дня. Большой проблемой в настоящее время является недостаток качественных учебников по гуманитарным и социально-экономическим дисциплинам. Это беда всей высшей школы страны.
– После 91-го года в средней школе практически была разрушена ранее существовавшая система воспитательной работы. Особенно много нападок обрушилось на военно-патриотическое воспитание. Сегодня, к счастью, все понемногу начало восстанавливаться. Каким, на ваш взгляд, должно быть военно-патриотическое воспитание в школе? И должна ли школа вообще готовить подростков к службе в армии? Если да, то как?
– Честно говоря, я всегда считал, что наша школьная система воспитания была если и подорвана в силу известных обстоятельств, но не разрушена. Несмотря на тяжелейшее социально-экономическое положение, учителя российских школ, на мой взгляд, стараются честно выполнять свой профессиональный и гражданский долг перед обществом.
Что касается патриотизма, то это неотъемлемое качество личности граждан любого государства. Во все времена, с Древней Руси и до нынешних дней, патриотизм был и остается одной из основ духовного единства Государства Российского.
В последние годы некоторые духовные качества, ранее всегда присущие нашему народу, частично утрачены. Произошла деформация сознания многих людей; самим понятиям “патриотизм” и “патриот”, иногда совершенно безосновательно, пытаются придать националистический характер, патриотическое воспитание почему-то связывают с насилием, подавлением личности.
Я не приемлю таких оценок и подходов и глубоко убежден в том, что на современном этапе развития нашего государства воспитание у граждан патриотизма, высоких нравственных качеств приобретает особую значимость. И роль школы в этом процессе трудно переоценить.
Я не разделяю тревог той части общественных деятелей, которые видят в допризывной подготовке молодежи, в том числе и в рамках школьной программы, посягательство на свободу личности граждан, удар по демократическим основам российского общества. Критические высказывания по поводу самого факта организации такой подготовки, на мой взгляд, носят спекулятивный характер, многие доводы “против” – надуманные, популистские, а их авторы, похоже, преследуют конъюнктурные цели.
Кстати, на Западе – в США, Великобритании, Германии, во Франции и вопроса о необходимости патриотического воспитания не возникает, и допризывная подготовка молодежи к службе в армии в школах и колледжах там проводится. Например, в Великобритании военная подготовка в школах, именуемая “Системой вневойсковой подготовки”, организуется и проводится среди мальчиков и даже девочек в возрасте от 11 до 18 лет.
В России обязательная и добровольная подготовка граждан к военной службе определена положениями Федерального закона “О воинской обязанности и военной службе” от 28 марта 1998 года. Если говорить о формах такой подготовки, то по этому вопросу в отечественной системе среднего образования был накоплен немалый опыт. Вооруженные Силы тоже не остаются в стороне.
При этом важно понять, что в конечном счете такая работа ведется в интересах государства, общества, граждан страны. На первый план выдвигается воспитание нашей молодежи на героических примерах нашей истории, привитие юношам любви к своему Отечеству, готовности к его защите.
– Согласно программе реформирования российского образования в стране начинается переход на 12-летнее обучение. Через пару лет окажется, что большинство ребят оканчивают среднюю школу, когда им уже исполнилось 18 лет. В связи с этим будет ли меняться существующее законодательство о призывном возрасте?
– Государственной Думой в апреле с.г. принят закон, предусматривающий предоставление гражданам отсрочки от призыва на военную службу на период обучения их в образовательных учреждениях основного общего и среднего (полного) общего образования. Однако Совет Федерации не согласился с данным законом, возвратил его в Государственную Думу.
Будем надеяться, что в ближайшее время разногласия будут устранены и закон вступит в силу. Поскольку указанным законом предусматривается завершение гражданами до призыва на военную службу и 12-летнего образования, изменять призывной возраст нет необходимости.
– Сергей Борисович, вы тоже знаете, что сегодня около 80% российских учителей – женщины, притом больше половины из них – среднего и старшего возраста. Школе крайне необходимы мужчины. Но ребята не идут в педвузы не только потому, что учительская зарплата низкая. Одна из причин: после окончания вуза тех, кто не пойдет работать в сельские школы, заберут в армию. Как вы относитесь к тому, чтобы все молодые педагоги-мужчины получали отсрочку от службы в армии?
– Предоставление отсрочки от призыва всем педагогам-мужчинам поставит в неравные условия сельские и городские образовательные учреждения. Думаю, что из-за различия в социально-бытовых условиях проживания юноши отдадут предпочтение городским образовательным учреждениям, а сельские останутся без молодых специалистов. Именно по этим причинам 28 сентября с.г. законопроект, предусматривающий предоставление отсрочки от призыва всем молодым педагогам-мужчинам, был отклонен депутатами Государственной Думы.
– Многие абитуриенты выбирают те гражданские вузы, где есть военные кафедры. Не секрет, что многие из них готовят офицеров не очень высокого профессионального уровня. Может быть, вообще лучше военные кафедры закрыть: и экономия средств, и авторитет офицерского звания не будет подрываться?
– Начнем с того, что главная задача военных кафедр – это подготовка офицеров запаса для формирования мобилизационного ресурса государства на случай войны. Только незначительное количество выпускников гражданских вузов в мирное время призывается на военную службу на два года, но они, что называется, “не делают погоду” в войсках, хотя многие из них показывают себя в роли офицера неплохо, а некоторые сами принимают решение продолжать военную службу.
Вообще надо иметь в виду, что эта мера, направленная на ликвидацию текущего некомплекта в офицерских кадрах, временная. Уровень военной подготовки выпускников военных кафедр, естественно, ниже, чем в военно-учебных заведениях. Вместе с тем там, где ректоры вузов видят в военных кафедрах не только “приманку” для студентов, но и оказывают им действенную помощь, дела обстоят значительно лучше.
На данный момент сеть военных кафедр нуждается в оптимизации, и мы будем принимать меры по приведению ее в соответствие с реальными мобилизационными потребностями государства.
– Считается, что неотъемлемой чертой правового государства является возможность альтернативной службы. Появится ли она в России в ближайшее время?
– Будем надеяться, что появится. Ведь принципиальных противников введения альтернативной службы в стране нет. Само по себе принятие такой нормы станет еще одним шагом в укреплении правового фундамента сферы обеспечения военной безопасности. Министерство обороны в наибольшей степени заинтересовано в создании эффективной законодательной базы своей деятельности. Поэтому мы всегда стараемся принимать активное участие в разработке документов “военного пакета”.
К настоящему времени в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации внесены на рассмотрение три законопроекта об альтернативной гражданской службе, подготовленные депутатами. “На выходе” и законопроект, разрабатываемый Правительством Российской Федерации, который, на мой взгляд, наиболее полно учитывает интересы государства и граждан. В соответствии с законотворческой деятельностью Государственная Дума планирует рассмотреть их в ноябре 2001 года.
Так что теперь слово за депутатами Государственной Думы.
– Чем, на ваш взгляд, отличаются западные офицеры от российских? Есть ли у западных солдат качества, которые бы вы хотели видеть у наших ребят?
– На мой взгляд, подобное сравнение не вполне корректно. С одной стороны, современные армии предъявляют практически одинаковые требования к качествам военнослужащих. К качествам офицеров требования у всех высокие. И это понятно. Офицер – центральная фигура в любой армии. С другой стороны, каждая страна специфична, имеет свои собственные устремления, государственные интересы; у каждого народа свои особенности, своя культура, своя история, поэтому любая армия имеет свои исторические корни, свой менталитет и традиции.
Наконец, нужно учитывать и разницу в конкретных социальных, экономических, политических, демографических и других условиях, в которых существует и выполняет свои конкретные задачи та или иная армия.
Опыт показывает, что по уровню военно-профессиональной подготовки российские офицеры и солдаты ни в чем не уступают зарубежным коллегам. Вместе с тем в Вооруженных Силах России есть ряд проблем, связанных, например, с оснащением российских армии и флота современным оружием и боевой техникой, совершенствованием системы комплектования, созданием для военнослужащих и членов их семей достойных условий жизни и службы. Совершенно очевидно, что решить их Министерство обороны способно только при действенной поддержке всего государства, всего общества.
Безусловно, мы следим за развитием других вооруженных сил, изучаем опыт подготовки офицерских кадров в армиях зарубежных государств. Все лучшее стремимся использовать в подготовке российских офицеров и других категорий военнослужащих. Однако о слепом копировании системы подготовки военных специалистов зарубежных государств речь не идет.
У нас накоплен свой 300-летний опыт подготовки офицеров, сложились национальные традиции обучения и воспитания слушателей и курсантов. В том, чтобы развивать и совершенствовать их, наполнять новым содержанием, мы видим свою важнейшую задачу.
– Осенью этого года правительство намерено рассмотреть на своем заседании проблемы военного образования. Вопрос готовят, насколько я знаю, два министерства: обороны и образования. Что бы вы хотели получить в результате этого рассмотрения?
– Действительно, в четвертом квартале на заседании правительства будет рассмотрен проект федеральной целевой программы реформирования системы подготовки кадров и военного образования в России на период до 2010 года. Впервые вопросы подготовки офицерских кадров будут решаться на государственном уровне. Это решение и политическая воля Президента Российской Федерации. Федеральная программа впервые предоставляет уникальную возможность: помимо средств, выделяемых на национальную оборону, получить дополнительное финансирование военно-учебных заведений отдельной строкой федерального бюджета. Средства будут выделяться начиная с 2003 года. Головным разработчиком программы определено Министерство обороны. К работе привлечены все министерства и ведомства, имеющие военно-учебные заведения. Естественно, мы постоянно сверяем свои шаги с Министерством образования, находим там понимание и поддержку.
Мы очень заинтересованы в скорейшем повышении эффективности военного образования и при этом прекрасно осознаем, что сегодняшние и завтрашние воспитанники военных вузов будут определять лицо и будущее Российской Армии ХХI века. Именно от них в недалеком будущем будет существенно зависеть уровень обороноспособности государства, военной безопасности всех граждан страны.
Петр ПОЛОЖЕВЕЦ

Досье “УГ”

Сергей Борисович ИВАНОВ родился 31 января 1953 года в городе Ленинграде. Окончил переводческое отделение филологического факультета Ленинградского государственного университета, затем высшие курсы КГБ СССР в городе Минске, 101-ю школу Первого Главного управления КГБ (ныне Академия Службы внешней разведки).
С 1981 по 1998 год прошел путь от оперуполномоченного Первого Главного управления КГБ СССР до первого заместителя начальника одного из управлений Службы внешней разведки Российской Федерации. Был в трех длительных зарубежных командировках в скандинавских странах и Африке.
После реорганизации КГБ продолжил работу в Службе внешней разведки Российской Федерации, а затем – в Федеральной службе безопасности РФ. С августа 1998 года – заместитель директора ФСБ – начальник Департамента анализа, прогноза и стратегического планирования ФСБ. С 15 ноября 1999 года – секретарь Совета безопасности Российской Федерации.
Указом Президента РФ от 28 марта 2001 года назначен министром обороны Российской Федерации.
Владеет английским и шведским языками.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте