Может, пора снять с директоров школ и заведующих детсадами обязанность бегать по стройкам? У них есть много других обязанностей, кроме борьбы с подрядчиками, которые срывают сроки и меняют запроектированные технологии.
Уже через год Россия должна выйти на стопроцентную доступность дошкольного образования для детей от трёх до семи лет. Такой ориентир четко обозначен в президентском указе «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки» от 7 мая 2012 года. И к этой цели мы уверенно движемся. Открываются новые дошкольные места, ремонтируются детсады. Поначалу процесс шел без серьёзных федеральных источников средств — вкладывал местный бюджет, мы участвовали в конкурсах. Обеспечивали ввод как минимум трёх новых дошкольных групп каждый год. С 2012 года, выполняя программу, открыли 1600 новых дошкольных мест, затратив на это около полумиллиарда рублей. В этом году у нас строятся два новых здания в Копылове и Кандинке, одно реконструируется в Тахтамышеве. Параллельно еще несколько зданий находятся в комплексном капремонте в Аэропорту, Зоркальцеве, Нелюбине, Молодёжном и Кафтанчикове.
Проблем всего три, но очень серьёзные. Во-первых, мы в полной мере «насладились прелестями» 44-го Федерального закона о госзакупках. Раньше процесс выбора подрядчика был облегчен статусом автономных учреждений. Он позволял проводить внутренний конкурс и с разрешения наблюдательного совета учреждения выбирать действительно достойного. С 2014 года вступил в силу 44-ФЗ, который наложил ряд ограничений на процесс выбора подрядчика. Он удлинил саму процедуру, и с этим связаны многие трудности. Теперь образовательная организация не может выбрать подрядчика, и с этим как раз связана вторая проблема — низкая степень ответственности подрядчиков. Поясню сказанное примерами. В этом году образовательные организации района стали строить и ремонтировать сразу несколько компаний, с которыми отсутствовал опыт взаимодействия. И там, где контракт заключался напрямую, и там, где проводились закупочные процедуры, опыт в основном негативный. Если на этапе заключения договоров все подрядчики гарантировали высокое качество работ, выдерживание сроков, командный подход при решении любых проблем, то в процессе все оказалось иначе. Наши коллеги из области сразу пытались поставить всё на место, говоря о том, что директор школы не специалист в стройке, и, заключая контракт с проектировщиками и строителями, договор по техническому надзору за объектом, он должен быть максимально застрахован от неприятностей и принятия сложных самостоятельных решений. Так и должно быть! Каждый должен заниматься своим делом. Ведь мы же не идем делать хирургическую операцию к специалисту без медицинского образования и опыта. И заказывая ту или иную услугу, хотим надеяться на добросовестность исполнителя. Строительство и капремонт, кстати, не менее сложная отрасль, чем медицина.
Но на нашем примере мы увидели, что в конечном итоге вся ответственность «свалилась» на заказчиков – директоров школ и заведующих детскими садами, на учредителя – управление образования, в котором работает всего один профильный специалист – мой заместитель Валерий Павлов. И сотни вопросов, начиная от выделения земельного участка под строительство и получения всевозможных разрешений и технических условий, согласования проектной документации, составление технических заданий на проектирование и строительство, сопровождение документации в экспертизе, принятие технических решений, контроль за ходом строительства и его безопасностью ложатся на одни и те же плечи. В процессе работы встречались и крайне неприятные моменты – когда подрядчик в одностороннем порядке пытался изменить уже запроектированную технологию отопления на обычный угольный котел или центральную систему отопления, крайне нам не выгодные. Бывали случаи срыва сроков работ и перекладывания вины за это на всех, кого угодно, кроме себя самого. Директора соцучреждений не должны руководить строительством. Это работа специалистов в этой сфере. Коллеги из городского департамента образования столкнулись с этой проблемой в прошлом году, и в 2014 году ответственность за строительство школ и садов взял на себя департамент капстроительства. Теперь работники образования имеют возможность не бегать по стройкам, которые не являются их профилем, а приложить все усилия к развитию образования. Что и говорить, заниматься подбором кадров, приобретением оборудования, развивающей средой в зданиях, которые нам отремонтировали и передали по акту после ремонта – мечта! Я надеюсь, что в Томском районе тоже будет принято такое решение и в 2015 году за строительство и ремонт будут отвечать строители.
Хуже всего — и это третья проблема — нет командной работы и общего понимания важности своевременного и качественного строительства детских садов. Зачастую ведомственные и личные интересы превалируют над общественными. Например, нам пришлось пробивать толстый лёд непонимания при установке инновационного отопления тепловыми насосами. Это ведь идеальная система для детских садов: независимость от котельной, тарифов и графиков отопительного сезона, отсутствие травматичных для детей батарей, тёплый пол. Но, как сказал Никколо Макиавелли, «надо знать, что нет дела, коего устройство было бы труднее, ведение опаснее, а успех сомнительнее, нежели замена старых порядков новыми». Очень хотелось бы, чтобы все уровни власти были заодно в достижении общей цели.
Об авторе
Сергей Ефимов, начальник Управления образования Томского района Томской области
Комментарии