У каждого из нас есть мечты. Кто-то мечтает стать юристом, кто-то экономистом. Я с детства мечтал стать учителем. Почему?
Ответ прост: когда я учился в школе, у меня уже тогда было свое видение урока. Мне казалось, что если бы учитель сделал бы сейчас немножко по-другому, насколько было бы интереснее, дети бы бежали на урок с радостью, я – в том числе. Поэтому после школы я направился в педагогический университет покорять педагогические вершины. Там я получил необходимый багаж знаний и отправился на практику. У молодых педагогов, когда они приходят на практику, возникает много методических проблем – они не могут полученный в университете опыт реализовать на практике. У меня таких проблем не возникло, это подтвердило правильность выбора профессии. Многие мои однокурсники отговаривали меня и говорили о маленькой зарплате, сложностях, непрестижности занятия, но я пошел, и каково же было мое удивление, когда я пришел в школу с большими надеждами все изменить, но увидел, что школа – это набор консервативных стереотипов. Первая сложность: непринятие молодых специалистов более опытными коллегами. Это связно с тем, что когда приходит молодой специалист, он хочет все изменить, что-то реализовать, у него куча идей, он хорошо владеет мультимедийными технологиями, много чего знает, но опытные коллеги говорят ему, что, мол, молодец, столько всего разработал, но мел и доску ничто не заменит. Однако в этой ситуации я добивался своего, ходил на методические объединения, на педсоветы, выступал, и мои коллеги сказали, что в моих предложениях есть рациональное зерно. Результатом нашего сотрудничества стало то, что мы смогли издать совместную методичку, которая подошла и молодым педагогам, и более опытным учителям.Вторая сложность – огромное количество бумажной работы. У меня в первый год складывалось впечатление, что я не учитель, а деловод. Это не было бы проблемой, если бы университет учил, как заполнять журнал, как писать отчеты. Но если молодому педагогу дают еще классное руководство, причем чаще всего проблемный класс, аргументируя это тем, что, мол, у молодых много энергии, что кто, как не он, то становится очень сложно работать. Став классным руководителем, я был очень доволен до первого родительского собрания. Зашли родители в класс и спрашивают, где классный руководитель. Тут появился я и родители говорили, что я еще ребенок и ничему не смогу научить детей. Собрание длилось 6 часов, пока мы не расставили все точки над i, я никого не выпустил. Но зато, когда собрание закончилось и родители вышли, ни у кого не осталось сомнений, что их дети в надежных руках.Третья проблема – слабая подготовленность педагога к встрече с классом. Мне очень приятно, что есть много психологов и что об этой проблеме говорят. Ведь когда ты заходишь в класс и там 30 или 40 детей, все оценивают твои качества, как ты одет, какое у тебя настроение, как ты говоришь, можешь ли ты адекватно отреагировать на поставленный вопрос либо сможешь ли ты на него ответить.Еще одна проблема – перспективность молодых педагогов и соответственно возможность самореализации. У нас существует такая проблема: чтобы принять участие в большинстве конкурсов, нужно иметь немалый педагогический стаж – от 5 до 10 лет, это оставляет за бортом огромное количество перспективной молодежи. Где им получать опыт и обмениваться им, если, по сути, везде путь закрыт? Я, имея полтора года стажа, принял участие в конкурсе «Учитель года», пройдя все три этапа, занял первое место. Но на городской этап меня не пустили, потому что учителя, у которых 36 лет стажа, мне сказали: «Подождите, что-то здесь несоответствие какое-то!» По закону тот, у кого нет стажа в пять лет, не может состязаться на городском уровне, но я стал победителем вне конкурса.Очень остра проблема аттестации. Чтобы стать методистом, нужно пройти десятилетний путь. За это время моя зарплата возрастет в переводе на рубли на полторы тысячи рублей. Вопрос: сколько учителей в результате останется в профессии?Большая проблема – квартирный вопрос и низкая заработная плата. Мечта жить в отдельной квартире остается для педагога несбыточной мечтой. Заработная плата не позволяет ни взять кредит, ни тем более что-нибудь отложить. Поэтому многие учителя, даже те, что хотят работать в школе, уходят на место с более высокой заработной платой. А я остался, понял, что, преодолевая трудности, мы становимся сильнее и мудрее. Тем более в последнее время, когда для молодых специалистов стал делать много именно профсоюз.В нашей стране создано товарищество молодых педагогов, которое проводит конференции, оказывает методическую помощь, создан университет молодых педагогов, где их готовят к приходу в школу, где они смогут легко адаптироваться. Когда они подписывают контракт на работу в школе на три года, они получают одноразовую помощь – пятикратный размер заработной платы, также существуют подъемные и надбавка в 30 процентов для молодых педагогов, надбавка в 50 процентов, если ты пришел с красным дипломом, также для всех учителей существует 20-процентная надбавка от киевского мэра, но надо иметь в виду, что профсоюз эту надбавку каждый год отстаивает. Сейчас разрабатывается программа (она нынче находится на рассмотрении у министра) по обеспечению молодых педагогов доступным жильем. Называется она «Аренда с правом выкупа» под три процента годовых, что в принципе довольно доступно.У нас проходит конкурс «Педагогические ступени» типа московского «Педагогического старта». За семь лет работы в школе я понял одну вещь: учитель – это для меня не работа, это состояние моей души, как и для московских молодых учителей. Как бы то ни было, но если идешь ты в школу за надбавками, за высокой заработной платой, то ты там не продержишься. Нужно, чтобы ты шел туда по зову сердца. Как говорится, наша задача – сердце отдавать детям.
Комментарии