search
main
0

«Серебряный университет»

Образовательный проект для старшего поколения

Это разговор с Наталией Геннадьевной КАЛИННИКОВОЙ, кандидатом филологических наук, доцентом, руководителем Центра сопровождения образовательных программ ИНО МГПУ, лауреатом премии города Москвы в области образования «За вклад в реализацию образовательного проекта «Серебряный университет» для профессионального развития граждан старшего поколения в городе Москве».

– Наталия Геннадьевна, расскажите, как начиналась работа «Серебряного университета»?

– Несколько слов об истории учебных структур для взрослых, пожилых людей. Университеты третьего возраста стали возникать в России как частные самодеятельные инициативы на местах, довольно часто с привлечением местных отделений Всероссийского общества «Знание» как отголосков советских университетов культуры в Москве и Московской области, Петербурге, Саратове, Орле, Кирове, Костроме, Курске, Ярославле, Челябинске, Кургане. В 2003 году в Петербурге была создана школа «третьего возраста», очень похожая на американские adult schools и датские народные школы. Идея московского университета для возраста «55+» вызревала долго, в 2015 году в Сколково была опубликована монография А.Е.Левинтова про «Серебряный университет». Параллельно в Московском городском педагогическом университете шла научная проработка вопросов образования лиц третьего возраста и апробация программ для пенсионеров. В 2017 году именно на базе МГПУ были набраны первые группы обучающихся при поддержке Ветеранской организации и Департамента социальной защиты населения Москвы.

В рамках проекта «Серебряный университет» основными были курсы и образовательные мероприятия для пенсионеров в области духовной, культурной составляющих (общеразвивающие программы и мастер-классы). Большой интерес вызвали программы гуманитарного факультета, такие как «Разговорный английский язык», «Иностранный язык для общения и путешествий», «История и культура Москвы», «Литературное творчество», «География путешествий». Быстро сформировался высокий спрос на программы факультета «Массовые коммуникации и информатика».

– А как родилось само название проекта?

– Его придумал один из инициаторов создания «Серебряного университета» и активный участник организации учебного процесса кандидат географических наук, методолог А.Е.Левинтов – очень креативный человек. Как сейчас модно говорить, нейминг был проведен успешно.

– С какими трудностями, не­ожи­дан­ностями вы столкнулись на первых этапах работы?

– Опыт реализации проекта на протяжении четырех лет показал, что многие лица третьего возраста испытывают трудности в обучении, обусловленные психологическими причинами: беспокойством о своем авторитете, боязнью выглядеть некомпетентным в глазах окружающих, несоответствием собственного образа в роли ученика. Сложность обучения пожилых усугубляется еще и тем, что все они испытали на себе воздействие старой педагогической парадигмы со всеми присущими ей недостатками и достоинствами: лекционной формой проведения занятий, отрывом обучения от жизни, преобладанием технократического мышления, ориентацией на усвоение готовых знаний и индивидуальные формы работы. Постепенно многое удалось преодолеть, не во всех случаях, конечно, этот лед удалось растопить. Но в целом такие формы работы, как групповая деятельность, проекты, различные формы обсуждения, организация клубного пространства, нашли отклик у большинства слушателей.

– Что больше всего убедило вас в необходимости продолжать и совершенствовать это направление?

– Это прежде всего огромное количество запросов и предложений, которые стали возникать уже на второй год реализации проекта. Возьмем в качестве примера курс «История и культура Москвы». Первоначально базовый курс составлял 24 часа, он включал лекционные и практические занятия, восемь часов из двадцати четырех отводилось на экскурсии. Итоги уже первого выпуска выявили практически идентичные пожелания учащихся разных групп: расширить экскурсионный блок, увеличить количество учебных часов как в лекционной, так и в семинарской части, предусмотреть возможности коллективного обсуждения докладов и проектов. Следующим этапом расширения учебного пространства курса «История и культура Москвы» стал курс объемом 36 часов с графиком занятий два раза в неделю. Подобное повышение интенсивности в значительной степени стало шагом вперед в решении проблемы соответствия учебных программ запросам студентов. На этом этапе можно с уверенностью отметить повышение уровня индивидуальных сообщений учащихся, а также подготовки фрагментов экскурсий. Но вскоре стало ясно, что увеличение количества учебных часов не может удовлетворить интерес учащихся. После совместного совещания инициативной группы выпускников, представителей администрации и преподавателей «Серебряного университета» было принято решение о создании специфического клубного пространства, которое могло бы в полной мере удовлетворить потребности выпускников в создании условий профессионального и творческого долголетия, повышения качества жизни и социальной активности москвичей старшего возраста. Именно подобная форма творческого общения оказалась востребованной после первых выпусков студентов гуманитарного факультета «Серебряного университета» МГПУ.

– Вы участвовали в проекте в качестве преподавателя?

– Да, у меня был такой опыт. Я кандидат филологических наук и с удовольствием попробовала себя в роли ведущей курса «Литературное творчество». По-моему, мы так или иначе опробовали все доступные жанры, кроме пьесы и романа. Даже выпуск газеты состоялся, правда, в одном экземпляре! Хочу предложить вашему вниманию синквейн, сочиненный одной из слушательниц:

 

«Серебряный университет»!

Неожиданный, креативный,

Увлекает, вдохновляет, омолаживает.

Самое большое счастье – общение,

Возможность творить!

 

– В 2020 году началась пандемия. Обучение в вузах перевели на дистант. Неужели ваши «серебряные» студенты тоже согласились обучаться дистанционно?

– Как отмечал Дейл Карнеги, если вам достался лимон, сделайте из него лимонад. В начале процесса онлайн-обучения было много жалоб, охов-вздохов, так как живое общение, столь ценное в любом возрасте, но особенно в пожилом, стало невозможно. Но вскоре прояснились и плюсы ситуации – посещаемость возросла, готовиться стали тщательнее, сообщения и виртуальные экскурсии получались глубже и интереснее. К тому же многим, как говорили раньше, пришлось «подтянуть матчасть» – развить компетенции, связанные с компьютерными технологиями. Так что нет худа без добра. Впрочем, сейчас наши студенты с радостной готовностью стремятся встретиться офлайн. У нас очень оптимистичные участники клуба!

– Какие события, связанные с деятельностью «Серебряного университета», вам запомнились больше всего?

– Я с огромным удовольствием, даже с восторгом, побывала на нескольких экскурсиях наших студентов, проходивших курс подготовки «Экскурсоведение» (256 часов): творчество Шехтеля, московский модерн – это было подано не только вдохновенно, но и профессионально. И конечно, запомнился выпускной вечер первого года обучения, на котором были представлены лучшие образцы творчества наших «серебряных» студентов и студентов и обучающихся по дополнительным программам МГПУ. Мы читали стихи, пели песни, танцевали и рассматривали уникальные куклы, сделанные обучающимися по курсу «Авторская кукла», была организована выставка картин наших студентов. Запомнилось торжественное вручение дипломов выпускникам программ переподготовки по программам «Экскурсоведение», «Няня», тоже в очном формате, с поздравлениями и напутствиями от Департамента образования и науки Москвы и Департамента труда и социальной защиты населения.

– Давайте заглянем в будущее. Каковы перспективы дальнейшей работы со студентами «серебряного» возраста?

– Я думаю, наши программы будут востребованы в еще большей степени, сейчас людям как никогда нужны общение, деятельность, возможность проявить свои творческие способности. Перспективна такая форма, как наставничество, разрабатываются соответствующие программы, есть Ассоциация «серебряных» наставников. В ближайшее время мы возвращаемся в офлайн-формат, продолжая онлайн-программы в полном объеме. Несмотря на то что клуб «Москва и москвичи», который я курирую, ушел на летние каникулы, мы в неформальном варианте продолжаем традиции. В мае – июне запланированы ежегодные прогулки на ВДНХ и в Ботанический сад, а также в Измайлово, ждем предложений от музейного комплекса МГПУ, который нас балует авторскими экскурсиями по Москве. «Серебряный университет» еще очень молод, самое интересное впереди! Мы еще отметим серебряный юбилей «Серебряного университета»!

 

Светлана СМИРНОВА, директор Центра продвижения образовательных программ и проектов, координатор по международной деятельности МГПУ

 

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте