Жизненное кредо Аллы Курбатовой – не останавливаться на достигнутом. Четыре года назад она, директор малоизвестной подмосковной гимназии «Дмитров», отправилась на первый управленческий конкурс «Лидер в образовании-2000» и вошла в шестерку сильнейших руководителей страны. Нынешней весной Алла Курбатова дебютировала в марафоне «Лучшие школы России» и одержала абсолютную победу. Ее гимназия признана «Школой школ». Как и четыре года назад, триумф вместе с ней разделит ее команда – учителя, ученики, родители. «Спасибо всему моему коллективу, его трудом выкована эта победа», – говорит Алла Викторовна.
Капитанский мостик
Конкурс «Лучшие школы России» – двухлетний малыш, который за свою недолгую жизнь успел заявить о себе на всю страну. До 15 марта в оргкомитет конкурса было подано 110 заявок из 57 субъектов Федерации от победителей региональных этапов. Экспертная комиссия во главе с ректором Академии повышения квалификации и переподготовки работников образования Эдуардом Никитиным в конце марта определила тридцатку сильнейших. На заочном этапе рассматривались методические материалы школ.
Первый тур очного конкурса назывался «Общественная экспертиза» и проходил с 22 по 26 апреля в рамках Российского образовательного форума в КВЦ «Сокольники». Тридцать школ-финалистов принимали участие в экспозиции и дискутировали на «круглых столах», посвященных актуальным проблемам российского образования. Но самым захватывающим испытанием этого тура стал «Конкурс капитанов», где оценивалось профессиональное мастерство, остроумие и находчивость лидеров.
Нестандартные вопросы, на которые должны были отвечать директора, перемежались картинками из реальной школьной жизни, по поводу которых участники должны были дать короткие, но емкие комментарии. Как поступить, если в школе не хватает денег на приобретение нужной методической литературы? Как отучить детей писать на партах? Как противостоять детскому пивному алкоголизму? Что делать, если коллеги по работе заходят на порносайты?
Как отметил присутствовавший на конкурсе представитель образовательной Лиги Франции Давид Лопез, французские учителя вряд ли смогли бы принять участие в подобном мероприятии, так как затруднились бы сразу ответить на многие вопросы. Но то французы, а это наши.
Отвечая на вопросы, касающиеся нехватки средств, директора были единодушны в том, что школа должна активно использовать попечительские советы. Отучить писать на партах тоже оказалось несложно: по примеру одной из школ нужно отвести специальное место, например «Стену гласности», где дети могли бы совершенно безбоязненно делать надписи.
А если местные органы власти регулярно привлекают учеников вашей школы на добровольно-принудительные работы, то стоит заключить с муниципалитетом договор. Именно так поступил Юрий Шагдаров, директор школы из поселка Могойтуй Агинского Бурятского автономного округа. Теперь его подопечные могут заработать 900 рублей в месяц.
Покой нам
только снится
«Профессиональная экспертиза» – так называлось состязание второго тура, в котором школу представляла команда: директор, учитель, ученик, родитель и журналист. Победители прошлого года по секрету рассказывают, что для них это задание оказалось одним из самых трудных. Не верите? Тогда попробуйте сами доказать членам жюри, академикам и видным деятелям образования, что именно ваше учебное заведение достойно называться лучшим в стране.
С 14 по 17 мая в московской гимназии № 1518 это пытались сделать тридцать финалистов конкурса. Выступать первыми выпал жребий участникам из школы №1 города Абакана. Затем «презентационная эстафета» была передана командам из Москвы, Саратова, Анапы, Оренбурга…
Каждое образовательное учреждение было по-своему оригинальным. Так, московскую школу № 1188 с углубленным изучением изобразительного искусства отличал интересный презентационный ролик, где ситуации из жизни школы были представлены юмористическими зарисовками учеников и учителей.
О своих образовательных учреждениях школьники рассказывали в стихах, песнях, инсценировках. А директор лицея № 2 из города Нальчика даже исполнил лезгинку по просьбе зала.
Прав оказался заместитель руководителя Федерального агентства по образованию Евгений Бутко, который в приветственной речи в честь открытия второго тура отметил, что конкурс является победой российского образования: «Если мы собираемся вместе – значит, нам есть что сказать друг другу, поделиться своими педагогическими достижениями и успехами».
Таланты
и поклонники
Быть самой-самой значит быть школой импровизации, творчества, новых идей и устремлений. Яркой, неповторимой и запоминающейся, как музыкальная композиция в исполнении юных джазменов из столичного Центра образования №686 Сергея Казарновского. Джазовые аккорды с порога встречали гостей церемонии награждения, прошедшей в Колонном зале Дома союзов 17 мая. Джаз стал лейтмотивом всего вечера.
Чествовать победителей пришли не только заслуженные деятели образования, но и известные актеры, спортсмены, писатели, журналисты, а также первая леди страны Людмила Путина. Министр образования и науки РФ, председатель оргкомитета конкурса Андрей Фурсенко первым поздравил участников и зачитал приветствие Президента России Владимира Путина.
Найти нестандартную кандидатуру на роль ведущей званого вечера очень просто. Достаточно позвонить в московскую гимназию
№ 1567 и позвать к телефону учителя латыни Марию Филиппенко. Дочь известного актера уже не первый раз выступает в этом качестве. За ее плечами церемонии награждения победителей столичного конкурса «Учитель года», лауреатом которого она стала в 1999 году, и работа телеведущей. А вот достойного партнера по сцене для Марии отыскать оказалось не так-то легко. В итоге эту роль поручили Эдуарду Апломбову, конферансье из «Необыкновенного концерта», поставленного Театром кукол им. Сергея Образцова (его озвучивал заслуженный артист России Роберт Ляпидевский). Кукла-конферансье и учительница шутили, представляли гостей, спорили по поводу того, кого и почему считать «лучшим».
Первый из десяти конвертов с именами победителей Всероссийского конкурса вскрывали Галина Меркулова, председатель Профсоюза работников народного образования и науки РФ, и Евгений Бутко. Выдержав паузу, Галина Ивановна назвала Губернаторский Светленский лицей поселка Светлого Томской области, который, как и другие девять победителей, стал обладателем звания «лучшая школа», почетного диплома, символического серебряного колокольчика и гранта в размере 100 тысяч рублей.
Представители четвертой власти в стране – главный редактор «Учительской газеты» Петр Положевец и телеведущая Елена Ищеева – расправились со вторым конвертом столь же уверенно, как и первая пара. «Сейчас вы услышите название школы, рассказ о которой займет достойное место в галерее портретов лучших учебных заведений, которую мы обязательно создадим на страницах нашей газеты», – пообещал Петр Григорьевич, и в следующее мгновение зал приветствовал очередного победителя – подмосковную гимназию «Дмитров».
Столичные мэтры – первый заместитель руководителя Департамента образования Москвы Лариса Курнишова и директор Центра образования №109 Евгений Ямбург – поздравляли среднюю школу №2 поселка Могойтуй Агинского-Бурятского автономного округа, живущую по завету Жан Жака Руссо: «Зачем приспосабливать ребенка к системе образования? Лучше приспособить эту систему к ребенку».
Народный артист России Александр Пашутин поздравлял Владимира Лундина, директора лицея при Санкт-Петербургском государственном университете телекоммуникаций имени Бонч-Бруевича.
Генеральный директор издательского центра «Владос» Ольга Бородина объявила следующего победителя – Усть-Илимский экспериментальный лицей Иркутской области.
Девятикратная олимпийская чемпионка Людмила Латынина закончила школу с золотой медалью, первой и самой дорогой для нее. Она и объявила следующего победителя – лицей №2 города Нальчика из Кабардино-Балкарской республики. По результатам открытого голосования, проходившего в интернете, лицей №2 был признан еще и «Народной школой».
Мало кто знает, что Алена Свиридова начинала свою карьеру в школе, работая учителем музыки. «Когда в классе сидят сорок человек, то никакой Дворец спорта тебе уже не страшен», – улыбнулась она и вскрыла очередной конверт с именем лауреата – гимназии №1 города Кирово-Чепецка Кировской области.
Ведущие еще не успели договорить, а зал уже аплодировал народному учителю СССР Шалве Амонашвили. Классик отечественной педагогики объявил следующего победителя – Новосибирская православная гимназия во имя Преподобного Сергия Радонежского.
Писатель Эдуард Успенский прочитал душещипательное стихотворение о будильнике-мучителе, посвященное всем маленьким «педагогическим марафонцам» – ученикам лучших школ страны. А Григорий Остер поделился очередным вредным советом: «Если ты при виде школы весь дрожишь от жажды знаний, заходи, тебе учитель обязательно нальет». В Анастасиевской средней школе Ростовской области теперь будут давать праздничные звонки в серебряный колокольчик и учить посвящения великих писателей наизусть.
«Нам перед страной не стыдно, перед вами действительно лучшие школы», – заявил Эдуард Никитин. Имя последнего из десяти победителей 2005 года объявлял председатель жюри. Им стала средняя школа №1 села Курсавка Ставропольского края.
Специальный приз ветерану войны, директору единственной в России экспериментальной мужской школы-интерната педагогического профиля города Волгограда Федору Слипченко вручила ведущая программы «Здоровье» Елена Малышева.
Профсоюз работников народного образования и науки РФ наградил дипломом за социальное партнерство в сфере трудовых отношений и премией в размере 30 тысяч рублей Анастасиевскую среднюю школу Матвеево-Курганского района Ростовской области и школу № 1 города Абакана Республики Хакасия.
Кроме того, Эдуард Никитин отметил почетными дипломами еще пять учебных заведений. «За сохранение традиций российской сельской школы» – школу имени Мичурина деревни Семлово Ярославской области. «За верность педагогической профессии» – Волгоградский лицей (областная экспериментальная мужская средняя школа-интернат педагогического профиля). «За воспитание творческой личности» – московскую школу № 1188 с углубленным изучением изобразительного искусства. «За успешное социальное партнерство» – школу № 9 города Находки Приморского края. «За высокую педагогическую культуру» – рязанский лицей № 4, где в начальных классах работает учитель года России-1995 Зинаида Климентовская.
И вот, наконец, самый волнительный момент. На сцену снова поднимается министр образования, чтобы объявить абсолютного победителя конкурса, «Школу школ», обладателя гранта в размере двух миллионов рублей – подмосковную гимназию «Дмитров» из старинного русского города, в честь которого она и была названа. Алла Курбатова, которой на вид не более 30 лет, вырастила двоих дочерей и воспитывает внучку, руководит огромным коллективом и искренне радуется, когда вокруг всем хорошо. Может, потому она так молодо выглядит, что любит улыбаться. И не случайно символом ее школы стал подсолнух, который тянется к солнцу. Кто сказал, что люди не летают? От пьянящего восторга и переполняющих эмоций – запросто.
Закончилась церемония веселым перезвоном десяти серебряных колокольчиков, врученных ученикам школ-победителей. Последний звонок, который прозвучал в Колонном Зале Дома Союзов в Москве на неделю раньше положенного, запомнится участникам конкурса на всю жизнь.
Комментарии