1 октября прошел Международный день пожилых людей – это особый день для старших граждан по всему миру. В нашем мире «ветераны жизни» все чаще будут играть решающую роль – передавая накопленный опыт и знания, помогая своим семьям. Уже сейчас пожилые люди вносят существенный вклад в развитие общества.
Дом ветеранов педагогического труда был создан по инициативе городского Совета ветеранов педагогического труда еще в сентябре 2004 года. За год оздоровление и социальную адаптацию в комфортных условиях, полностью приспособленных для активного и насыщенного отдыха, получают 720 человек. С 1 января 2018 года годовой контингент Дома ветеранов педагогического труда увеличится и составит 1200 человек. Ежегодно в соответствии с графиком, утвержденным Департаментом образования города Москвы, ветераны-педагоги всех административных округов города приезжают на отдых в Дом ветеранов, каждая смена продолжается три недели.В течение трех недель отдыхающие имеют возможность сформировать новый облик третьего возраста – продуктивный, деятельный. Программа пребывания предполагает как занятия музыкой и спортом, так и геронтообразование. Согласно Концепции развития непрерывного образования взрослых в Российской Федерации на период до 2025 года геронтообразование как вид социального обучения имеет целью персональное развитие, сохранение активной позиции пожилых людей, формирование функциональной грамотности взрослого человека в различных сферах (финансовой, бюджетной, информационной, правовой).Пожилой человек при выходе на пенсию сталкивается с полной переменой деятельности и жизненного уклада. Вывести людей из изоляции и побудить их к активной жизни может вовлечение в творческий и образовательный процесс. Геронтообразование обеспечивает развитие личности пожилого учащегося, формирует компетентность, активность, обеспечивает социальный комфорт, саморегуляцию и позволяет пожилому человеку научиться жить в новых, существенно изменившихся условиях.Учебный процесс для наших ветеранов составлен с учетом психологических и социологических условий, их жизненного опыта и разносторонних интересов.Круг изучаемых дисциплин достаточно широк: финансовый практикум, правовая азбука, школа здоровья, компьютерная грамотность. К проведению занятий привлекаются как опытные педагоги, так и студенты-волонтеры – победители городских профессиональных конкурсов.Базовый курс компьютерной грамотности предполагает знакомство с терминами, действиями, преодоление боязни и напряжения перед компьютером. В рамках курса слушатели учатся уверенно общаться с персональным компьютером, самостоятельно создавать и форматировать текстовые документы, работать с электронной почтой, находить в Интернете необходимую информацию и сохранять ее. Методика обучения учитывает, что пожилые люди не столько не хотят или не могут использовать новые технологии, сколько просто не знакомы с ними.Для реализации образовательных целей используются различные формы и способы: лекции, семинары с группами по интересам, группы самообучения и взаимопомощи для тех, кто не может присутствовать на занятиях по состоянию здоровья.Особенностью пожилых обучающихся является передача богатого жизненного опыта в учебном процессе, их высокая мотивация, так как обучение строится без обязательных программ.Образование наших ветеранов педагогического труда как вид социального обучения относится к так называемому неформальному образованию, направленному на сохранение социальной адаптации и активной позиции пожилых людей.Пенсионеры могут полностью посвятить себя любимому занятию. Общение и получение новых цифровых знаний позволяет ветеранам реализовать свои способности, оставаться самостоятельными и быть менее подверженными стрессовым состояниям в кризисный период. По поручению руководителя Департамента образования города Москвы Исаака Калины в июне 2017 года была сформирована новая программа по IT-компетентности для ветеранов педагогического труда на тему «Современные информационно-коммуникационные технологии в сфере образования, в области социальных проектов».Основная цель курса – научить использовать новые программы и сервисы для сокращения цифрового разрыва среди населения, получение возможности пользоваться государственными и муниципальными услугами дистанционно, а значит, активно включиться в городские проекты, повысить качество повседневной жизни людей так называемого серебряного возраста.Целевая аудитория курса – члены городского Совета ветеранов педагогического труда. Курс был рассчитан на 72 часа, его основу составили практические занятия. Слушатели освоили поиск и способы просмотра информации в сети Интернет, ввод и обработку поисковых запросов, работу государственных порталов и социальных сетей.Развитие цифровой грамотности позволяет обогащать процесс взаимодействия взрослого человека с государством за счет владения современными технологиями, в том числе информационными. Таким образом, привлечение ветеранов к активной деятельности может улучшить состояние здоровья, уменьшить случаи госпитализации, а значит, способствовать улучшению качества их жизни. Геронтообразование должно стать одной из форм работы по активизации внутреннего потенциала ветеранов.Зоя ДАНИЛОВА, директор колледжа №23
Комментарии