search
main
0

Сердечная работа

Осторожно! Проекты предметной номинации вызывают интерес к учебе

Участник олимпиады «Мой первый учитель» признался в кулуарах – этот конкурс заинтересовал потому, что посвящен не всей многообразной деятельности, а конкретному проекту с учениками. На очном этапе изложению итогов проекта (или промежуточных результатов) надо посвятить всего-то десятиминутное выступление и ответить на вопросы жюри. Однако это не значит, что испытание из легких. Вместить в короткую речь год, а то и несколько лет кропотливой работы совсем не просто.

 

При этом, конечно, очень греют поддержка коллег в аудитории и доброжелательное отношение жюри. Руководитель жюри номинации «Предметная образовательная деятельность» профессор Московского городского педагогического университета Марина Романова пообещала: «Мы вам зададим интересные вопросы на понимание, чтобы усилить вашу позицию». Так и получилось.

Кстати, вам интересно, о чем педагогов начальной школы спрашивало жюри? Вот несколько принципиально важных вопросов: «В чем ваш личный вклад в этот проект?», «Какие авторские задания вы придумали для избранной вами технологии?», «Какие яркие результаты показывают, что ваша работа эффективна?».

Проекты, о которых рассказывали участники номинации, – это в первую очередь попытка решить непростые проблемы, с которыми сталкивается учитель.

Например, Светлану Клименко из Омской области беспокоит бездумное пребывание детей на просторах Интернета. И она внедряет телекоммуникационный проект по творчеству Агнии Барто «Всем детям – ровесница», который учит школьников эффективно пользоваться цифровыми ресурсами. Ребята знакомятся с биографией и творчеством поэтессы, разгадывают кроссворды и ребусы, пишут стихи и рисуют иллюстрации к ним для виртуальных поэтических сборников.

Милана МАГОМАДОВА рассказывает о сингапурской методике

 

Милана Магомадова из Чеченской Республики открыла для себя сингапурскую методику обучения в тот момент, когда ей достался немотивированный класс. Приемы и инструменты методики помогли! Например, ребята освоили прием «встать – сесть»: чтобы ответить на вопрос учителя «да», дети встают, «нет» – сидят, научились работать в команде, с тем, кто перед тобой и рядом с тобой. «Появился интерес к учебе, дети научились сотрудничать, помогать другу другу», – рассказывает педагог.

Система упражнений Евгении Потаповой помогла ученикам петербургской учительницы начальных классов Елены Хижняковой выработать хороший почерк, который, как известно, влияет и на грамотность, и на развитие наглядно-образного мышления, и на самооценку.

Елена ПЧЕЛЬНИКОВА отвечает на вопросы жюри

 

«В Удмуртской Республике два государственных языка – удмуртский и русский, но реального двуязычия нет. Уменьшается количество говорящих на удмуртском», – с грустью констатировала Елена Пчельникова из села Селты. Цель ее проекта – заинтересовать детей родным языком, но не формально, а с помощью современных активностей. Ребята вместе с педагогом и при поддержке родителей создали мультфильм «Сказ о батырах могучих и их женах верных», озвучили на удмуртском языке. Так дети погрузились в языковую среду. Конечно, не только мультстудия в арсенале педагога, она использует дидактические, языковые игры, изучает вместе с семьями учеников традиции и национальную кухню.

А вот проблема не только образовательная, но государственного масштаба – нехватка технических кадров. Анна Ульянова из Иркутской области создала профориентационный курс «Будущий железнодорожник». Цель проекта – развитие инженерного мышления и вовлечение в научно-техническое творчество с помощью СТЭМ-образования.

Придать учебной информации наглядность, лаконичность, компактность – об этом в первую очередь заботились, затевая свои проекты, несколько участников номинации.

Гульназ Галеевой из Республики Башкортостан понравилась логико-смысловая модель Валерия Штейнберга, потому что она интересна детям и повышает успеваемость. Технология с помощью дидактических многомерных моделей позволяет представить знания в свернутой и развернутой формах, научить ребят их переработке и использованию.

Педагог московской госпитальной школы Диана Хачатрян (структурное подразделение школы №109 в центре имени Димы Рогачева) вместе с коллегами создала адаптированные предметные справочники. И педагогам, и детям в специфических условиях обучения в стационаре понадобились дополнительные пособия, помимо учебников. Идея справочника родилась потому, что в нем информация дается в краткой и доступной форме, сопровождается схемами и яркими иллюстрациями. Так удается пробудить у ребят, находящихся на лечении, интерес к учебе, дать возможность поверить в успех.

Свой проект представляет Анна АНДРУЩАКЕВИЧ

 

Анна Андрущакевич из Республики Татарстан создала серию образовательных web-квестов на основе заданий международного сравнительного исследования PIRLS. И они уже сейчас, на старте проекта, стали прекрасным инструментом формирования читательской грамотности четвероклассников. Web-квесты разработаны к основным темам курса «Литературное чтение». Ребята учатся осознанно читать и получать информацию, использовать ее в жизни. После прохождения квестов появилось больше любителей чтения, дети стали чаще ходить в библиотеки.

Не только дать знания, но и научить понимать свои и чужие чувства, справляться с тревогой, радоваться, любить, дружить – такую задачу поставила перед собой Алина Шалимова из Тульской области. Развивать эмоциональный интеллект младших школьников она решила средствами иммерсивного театра на уроках литературного чтения. Ученики перестают быть пассивными зрителями, погружаются в мир художественных произведений все без исключения, не отходя от парты.

Педагог предложила коллегам несколько универсальных приемов: «Хоровой театр», «Сердечная работа», «Следуй за голосом». А вот еще интересная фишка – «Книжная практика», это проверка фактов из книг. К примеру, ребята измеряли всех высоких учителей в школе, нашли «дядю Степу» и выяснили, что не все ситуации, описанные в произведении Михалкова, реальны. Это помогло детям понять, для чего нужны литературные приемы – гипербола, аллегория, метафора. Иммерсивный театр помогает развивать не только эмоциональный интеллект, но и предметные компетенции.

«Наследие Великой Победы: историческое просвещение младших школьников о событиях Великой Отечественной войны на уроках «Основы православной культуры» – так называется проект, который представила Елена Назаренко из Волгоградской области. Педагог провела серию уроков по темам, связанным с Великой Отечественной войной: «Россия – наша Родина», «Культура и религия», «Православная молитва», «Подвиг», «Защита Отечества». Итог – 100% ребят отметили, что им было интересно изучать историю Великой Отечественной войны. Все создали памятные листы об участии в войне своих родных, а 12% учеников нашли информацию более чем о семи представителях своего рода – участниках войны.

Оксана РОДИОНОВА

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте