search
main
0

Сердечная ласка и мудрая строгость. Обратная связь

Образование всегда будет главной социальной ценностью. Это – основа возрождения экономики, от него зависит будущее страны, ее интеллектуальный потенциал. Государству нужно поколение умных, честных, развитых, активных, порядочных людей. От качества образования граждан зависит престиж страны, ее культура. Каждый уважающий себя человек, истинный патриот своей Родины, стремится постоянно повышать свой образовательный уровень.

По-моему, весьма оптимистичное начало. Но все ли так идеально в этом безбрежном мире образования? «Не нужно доказывать, что образование – самое великое благо для человека. Без образования люди и грубы, и бедны, и несчастны», – писал в свое время Чернышевский.

Действительно, нелепо доказывать необходимость того, что в доказательстве не нуждается. Это все равно что доказывать роль воздуха в жизни всего живого. Это же подтверждают и слова Льва Толстого: «Потребность образования лежит в каждом человеке; народ любит и ищет образования, как любит и ищет воздуха для дыхания».

Но почему-то с привкусом горечи, обиды, недоумения воспринимаются эти слова в современном обществе. А нужны ли ему образованные люди? Не придется ли тем, кто отдал свои силы, знания во благо государства, имеющим порой не одно высшее образование и богатый опыт работы, почувствовать себя «лишними», ненужными своей стране? Мне кажется, что сама постановка такого вопроса преступна. Однако все глубже проникает в сознание людей, что престиж образования упал. И самое страшное, что с такой установкой дети идут в первый класс, воспринимая школу не как серьезный шаг на пути к образованию, а лишь неизбежный жизненный этап. Смущают откровенные реплики родителей в присутствии детей: «Какой толк в том, что мы учились, в результате…» А все попытки учителя доказать обратное воспринимаются по меньшей мере как лицемерие.

Ах, это «чистое, ясное, непорочное святое детство», сколько проблем взрослых вобрало ты в себя? Как же быть учителю в этой непростой ситуации? Как зажечь в сердцах детей непоколебимую веру в силу знаний? Моя задача – проникнуть в их удивительно хрупкий мир, взглянуть их глазами на действительность, которую вряд ли назовешь сказочной. Для этого надо быть мастером человеческих душ. Здесь я руководствуюсь мнением М.Пришвина: «Человек в обществе должен расти согласно своей природе, быть самим собой и единственным, как на дереве каждый лист отличается от другого. Но в каждом листике есть нечто общее с другими, и эта общность перебегает по сучкам, сосудам и образует мощь ствола и единство всего дерева». Каждый ребенок может быть познан как личность только с учетом его действительной жизни, его радостей, огорчений, потребностей и надежд. И только тогда ребенок захочет учиться.

«Дети – цветы земли», – слышим нередко мы эту фразу. Думаю, никто не возразит этому романтичному сравнению детей с дивными созданиями природы – цветами. Я вижу в ней более глубокий смысл. Не секрет, что красота и благоухание цветов во многом зависит от неустанного труда цветовода, так и духовный мир ребенка находится под пристальным вниманием учителя. Как и цветовод, использующий современные технологии выращивания, учитель стремится к совершенным методам обучения и воспитания. И главное, цветам свойственно тянуться к свету, теплу. Также и дети, сердца которых открыты для нашей любви, заботы, человеческого участия. Прав был В.Сухомлинский, утверждавший, что одно из самых важных качеств воспитателя – человечность, глубокая любовь к детям.

«Любовь к детям, любовь к ближнему», – как заповедь произносим мы эти слова. Но обидно, если они только и останутся словами. Ведь, как мы помним из заповеди, любовь к ближнему начинается с любви к самому себе. А кто может похвастаться этой разумной любовью, которая часто похожа на эгоизм? В советской педагогике призывали думать о других и любить других больше, чем самих себя. Значит, кто-то и нас должен любить? Убеждать ребенка, что учение – это бесполезное занятие, что образование никому не нужно в нашей стране, – это ли любовь, толкающая в пропасть? Это прежде всего безответственность и безразличие к судьбам детей.

Елена ВАСЮКОВА, учитель школы №9, Брянская область

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте