Цель: повторить, обобщить, систематизировать знания школьников по данной теме; воспитывать интерес к фольклору, патриотизм.
Оборудование: декорации – интерьер русской избы, иконы, рушники, самовар, глиняная и деревянная посуда, печь, ухват, лавки, прялка, декоративные плетеные тарелки на стенах, вышитые картинки и т.д.; лесная поляна с березкой, на стенах изображения сказочного солнца, птицы, облака, девушки и парни в русских народных костюмах; костюмы лесовика, девушки-березки, русские народные.
Ход урока
Участники спектакля сидят у печи, у стола, за прялкой. Звучат русские народные наигрыши. Все вместе выходят к зрителям и кланяются:
– Здравствуйте, гости дорогие!
Рассаживаются на свои места.
1-й участник: Печка… Я уверена, что с этим словом у каждого человека связаны самые дорогие, добрые и теплые воспоминания…
2-й участник: И пусть в нашей печи еще не горит огонь добра, но вы, наверное, чувствуете тепло, которое исходит от нее. Печка – сердце дома, пока она не сложена – избы нет.
1-й: Печь не затоплена – значит дом еще не живет и не пахнет в нем живым духом. А затопят печь – и будет в ней тепло, и затеплится в доме жизнь.
2-й: Печка русская, стоишь ты в доме широкая да ладная, пол-избы, почитай, занимаешь, и не жаль людям, готовы они потесниться, потому как печь и накормит, и обогреет, а если нужно – вылечит. Одно слово, Матушка.
1-й: Не зря с давних времен поддерживать огонь в очаге полагалось хозяйке. Русские печки по несколько столетий не остывали в наших избах. От дедов к нам пришел обычай: отдавая замуж дочь родную, чтоб очаг ее семейный не угас, дает ей мать лучину огневую.
Гори очаг!
Не затухай огонь!
Храни тепло души,
Семьи и дома.
Таким законом предки жили
И завещали нам через века:
“Храни огонь родного очага”.
2-й: Печь обогревала жилище, в ней пекли хлеб, готовили еду, сушили одежду, грели воду, на ней спали, а в старину на ней прятались стыдливые невесты.
1-й: Женщину, только что родившую ребенка, в зимнюю пору устраивали на печи, чтобы теплее было ей самой и новому жителю земли. Русская широкая печь служила ему первым пристанищем. На той печи проводил человек дни и ночи своей старости, а многие предпочитали умереть на печке.
Выходят ведущие
1-й: Здесь красные девицы…
2-й: Добры молодцы кругом.
Оба: – Все уселись за столом.
1-й: Будет всем вам здесь
приятно
Побывать в гостях у нас,
2-й: Песни русские попеть,
В русский пляс с душой
пуститься,
1-й: Пирогов отведать вкусных,
2-й: И чайку напиться всласть.
Оба: Все мы рады видеть вас!
1-й: А где же пироги? Ведь изба красна не углами, а пирогами.
2-й: Будут вам и пироги.
А сейчас посидим рядком,
Да поговорим ладком.
Учитель: А ведь поговорить нам есть о чем. В наше сложное, противоречивое время нам не раз приходилось слышать, что наша страна нищая, что за границей люди живут лучше, богаче… Но мне, дети, хочется, чтобы вы помнили, что Родину, как и маму, не выбирают. Ведь никому из нас в голову не придет любить свою маму меньше за то, что она не богата, об этом и не думаешь… Так и любовь к Родине должна быть бескорыстной.
Чтобы по-настоящему глубоко и преданно любить Родину, надо знать хорошо не только ее настоящее, но и прошлое.
На уроках истории вы знакомились с далеким прошлым нашего народа, узнали, что собой представляло наше древнее государство – Киевская Русь, какие народы ее населяли, какова была их культура. Узнали и о том, как тяжела и опасна была жизнь наших предков, так как частые войны опустошили русскую землю. Но и в часы радости наш народ не терял своей душевной теплоты, верил в свои силы, в свое светлое будущее – все это находило отражение в его творчестве. А народ наш поистине талантлив! Каких только сказок, песен, легенд не создал он! Радости и печали, надежды и ожидания, мечты о счастье – все отразилось в творчестве наших далеких предков.
Давайте представим и воспроизведем некоторые картины прошлого.
Ведущие:
2-й: Вечерком, когда окончены работы в поле и по дому, собираются девушки и парни в какой-нибудь крестьянской избе – и снова работа: кто прядет, кто вышивает, кто ткет…
1-й: Но какие работы без песни?
Девушки поют песню “Во поле береза стояла”.
1-й: А там и до пляски недалеко.
“А я по лугу”
“Я за то люблю Ивана”…
2-й: Часто парни и девушки состязались в сочинении и исполнении частушек.
Став полукругом, девушки и молодцы начинают состязаться в исполнении частушек.
Под музыку девушки садятся на свои места и снова прядут…
Ведущие:
2-й: Устали девушки, присели, и снова замелькали руки в работе. И вдруг…
1-й: Остановились руки, замерли все… Что же произошло?
Оба: А вот что…
Дети слушают сказки:
1. Волшебная.
2. Бытовая.
2-й: Сказки не только слушали, но и определяли лучшего рассказчика.
1-й: Кто же вам больше понравился из наших рассказчиков? Чем?
2-й: А кто автор этих сказок? (Дети отвечают).
Да, автора у них нет. Народные сказки не записывались, а сохранялись в памяти людей, передавались из уст в уста. Никто не знал имен их создателей. Поэтому мы и говорим, что творцом их был народ.
1-й: Но сказки не только слушали, нередко их разыгрывали.
(Инсценируется сказка “Колобок” или “Теремок”)
2-й: А еще с давних времен народ создавал не только сказки, но и другие произведения. Какие? (Пословицы, поговорки, скороговорки, прибаутки, считалки, загадки, былины).
А какие же посиделки без прибаутки и небылицы?
Они могут быть очень разными: то это песни, то стихи, то коротенькие рассказики – разговоры, но главное – они всегда веселые.
2-й: И прибауткам, и небылицам запрещалось только одно: быть нескладехами и неряхами. И звучат они красиво, и запоминаются легко.
Первый ученик: Федул, что губу надул?
– Кафтан прожег.
– Можно зашить!
– Да иглы нет.
– А велика-ли дырка-то?
– Один ворот остался.
Второй ученик: Повстречались под вечер два приятеля. Один другого спрашивает:
– Что сегодня делал?
– Рукавицы искал.
– Нашел?
– Нашел.
– Где же они были?
– Да за поясом. А ты куда шагаешь?
– За семь верст.
– Киселя хлебать?
– Нет, комара искать.
– Это которого же комара?
– Да того, который за нос укусить меня хочет.
– Да он же при тебе.
– Где это при мне?
– Да на носу у тебя.
Ведущие:
1-й: Желанными гостями на таких посиделках были и скороговорки.
2-й: Вот тут и начиналось настоящее состязание! Для скороговорки важно, чтобы ее произносили не только как можно скорее, но и чисто, красиво. Ведь недаром народ дал скороговоркам еще одно имя – чистоговорки. Итак, состязание начинается! Кто первый?
(Дети соревнуются в чтении скороговорок.)
1-й: Долог зимний вечер. Горит – потрескивает березовая лучина, тени бегают по стене, разливается тепло от русской печки…
Раздается стук в дверь.
– Кто же это? Входите! (Входит Лесовик).
Лесовик: Здравствуйте, люди добрые! Я к вам издалека.
Угадайте, где я живу, откуда пришел:
Дом со всех сторон открыт,
Он резною крышей крыт,
Заходи в зеленый дом –
Чудеса увидишь в нем.
Что это за дом? Правильно, я пришел к вам из лесу. В моем заповедном лесу каких только подарков нет!
Там, где в травах ветер сладкий,
Где за полем бор степной,
Собираю я загадки в кузовок берестяной.
Что в нем лежит, вы узнаете, коль загадки отгадаете. Иду я ельником после дождя, смотрю:
В лесу под елкой крошка –
Только шляпка, да ножка.
(Достает из кузовка грибок). В моем лесу растет кустарник, а в нем мальчик-крошка в костяной одежке.
У этого мальчика
Шапочка зеленая
До ушей надвинута.
Что за мальчик? (Дети отгадывают, а лесовик достает лесные орехи).
В моем лесу под деревом
Андрейки
Все в тюбетейках.
Что это такое? (Достает желуди).
Вот какой мой лес
Полон загадок и чудес!
А вы, ребята, загадки знаете? Очень хочется послушать, кто сумеет загадать самую сложную, а кто окажется самым сообразительным. Сделаем так: посчитаемся, на ком закончится считалка, тот и загадывает. Кто начинает считать?
Считалки
1. Под горою у реки
Живут гномы-старики,
У них колокол висит.
Рассеребряный звонит:
Дин-динь-динь-дон,
Выходи из круга вон.
2. Шел баран по крутым горам,
Вырвал травку,
Положил на лавку.
Кто ее возьмет,
Тот вон пойдет.
После каждой считалки дети загадывают загадки. Вдруг девушка – березка обнаруживает, что у нее пропал кокошник, ищет, но не может найти.
Девушка-березка: Кто взял мой кокошник? Что же мне делать?
Один из учеников: Я знаю волшебное слово, и мы сейчас найдем, у кого он. Смотрите: на воре шапка горит!
Один мальчик хватается за голову, чем и выдает себя. Кокошник возвращают хозяйке.
Девушка-березка: А кто угадает, какое волшебное слово помогло мне отыскать кокошник? (Пословица).
А что это такое?
Отгадайте пословицу по ее части.
…не воин.
…отрежь.
…друзей.
Закончите пословицу: “Без труда…”.
Ведущие:
1-й: Быстро летит время, пора по домам расходиться. А на прощание расскажу одну сказочку. Согласны?
Жил-был царь, у царя был двор… (Как вы думаете интересную я вам расскажу сказку?) На дворе был кол, но колу мочало, не начать ли сказку сначала?
Что за удивление? Ладно уж, расскажу сказку. Только какую? Про журавля и овцу хотите ли? Хотите. Вокруг кольца ходили журавль и овца, съели они стожок сенца… А не сказать ли с конца? Сказать!
2-й: Нет уж! Давай я вам расскажу получше. Слушайте! В одном болоте жила-была лягушка по имени по отчеству Квакушка. Задумала лягушка вспрыгнуть на мост, присела да и завязила хвост! Дергала, дергала, дергала – выдернула хвост, да завязила нос. Дергала, дергала, дергала – выдернула нос, да завязила хвост.
1-й: Ну что ты рассказываешь, как испорченная пластинка! Что же дальше?
2-й: А дальше вот что. Дергала, дергала, дергала – выдернула хвост, да завязила нос…
1-й: Ну уж хватит! Я расскажу настоящую сказку. Хотите? Слушайте! Жил-был один мудрец. Вздумал он из человеческих костей построить мост через океан-море. Собирал он кости не год, не дав, целых 40 лет, и пустил их, чтобы стали мягкими, мокнуть в воду…
2-й: Что ж ты молчишь? А дальше что?
1-й: Так ведь кости еще не размокли!
Ребята, вот такими сказками нарочно поддевали слишком доверчивых людей. Дурачили так очень долго, как в сказке про белого бычка, пока любитель сказок не догадывался, что его разыгрывают.
Это докучные сказки – от слова “докучать, надоедать”: слушатели докучали сказочнику, а сказочник – слушателям.
2-й: Вот и закончился вечер. Догорела свеча.
1-й: Но, как в добрых старых сказках, мы приглашаем вас на пир…
2-й: Вам – сказки. А нам – бубликов связки!
1-й: Вам – сказки, а нам – пироги да сласти!
Приложение:
ЧАСТУШКИ:
На веселое гулянье
Я пришла без ремешка.
Девяносто песен знаю,
Еще дома полмешка.
Гармонисту своему я задаю задание:
Кому играть, кому плясать –
На соревнование.
Поиграй, гармонь моя, сегодня светлая заря,
Светлая зориночка, услышит ягодиночка.
Моя прялка не прядет, колесо не вертится,
Не дождаться мне милого, он, наверно, сердится.
Ох, подружка моя Оля, дай-ка подрумяниться,
Мое белое лицо никому не нравится.
Все я песни перепела, одна песня на уме.
Эту песенку кому-то я спою наедине.
В.КОВАЛЬ,
учитель средней школы N 21
Калининград
Комментарии