search
main
0

Сердце Байкала. Летний лагерь как ресурс развития ребенка

Лето позади. У наших детей три месяца каникул – больше всех в мире. В сентябре они возвращаются в школу окрепшими, подросшими, загорелыми и… слегка одичавшими. Школе приходится пару недель возвращать их в рабочее состояние. Причем некоторых так и не удается в него вернуть – статистика показывает, что с каждым прожитым в школе годом у них падает желание учиться, а вернее, осваивать школьную программу.

Однако те же ребята с желанием и удовольствием серьезно занимаются спортом, танцами, музыкой и другими видами дополнительного образования. В некоторых авторских школах получают удивительные результаты, применяя так называемое погружение, когда ребята на целый день погружаются в мир одного предмета – математики, истории, физики… А если представить себе погружение на целых две недели, да еще в отрыве от родного дома и заботливой мамы? Такую возможность дает смена в летнем оздоровительном лагере.Лагеря ставят перед собой разные цели – оздоровительные, спортивные, образовательные. Иногда лагерь проводят для одаренных детей, и там их усиленно пичкают дополнительными знаниями по любимым ими предметам. Но можно поставить перед лагерем и иную цель: воспитать самостоятельность, приучить к самообслуживанию, самоорганизации, дать ребятам попробовать себя в разных ролях, ознакомиться с теми видами деятельности, которые непривычны для школы. А средством для достижения этих целей может стать погружение, но не в учебный школьный предмет, а в Большую Игру, которая начинается в первый день и заканчивается в последний день лагерной смены.Конечно, чтобы играть в такую игру, нужна особая подготовка, ведь ребятам нужно будет выполнять в лагере проекты, требующие знания не одной, а сразу нескольких дисциплин. Причем темы этих проектов будут подсказаны жизнью, а точнее, реальными предприятиями. Так работают летние лагеря, в которых участвуют ребята из школ, объединенных инновационной программой «Школа нового поколения» (ШНП). Эта программа уже 10 лет реализуется благотворительным фондом Олега Дерипаски «Вольное Дело», и одна из особенностей школы нового поколения – это школа полного дня и полного года.«Нам удалось организовать взаимодействие бизнеса и государственной общеобразовательной школы через работу автономной некоммерческой организации – методического центра «Школа нового поколения», – говорит генеральный директор фонда Тамара Румянцева. – Программа «Школа нового поколения» была инициирована нашим учредителем и представлена фонду впервые в 2004 году. Мы решили поддержать ее, и не ошиблись – за эти 10 лет программа ШНП стала ведущей образовательной программой фонда. Основное поле ее деятельности – дополнительное или неформальное образование, где у педагога большая свобода для творчества и он не связан тесными рамками расписания. Профильные образовательные лагеря ШНП, безусловно, ориентированы на самоопределение. Здесь формируются лидерские качества, активная жизненная позиция, социальная ответственность. Главная задача для нас – готовить будущие кадры для экономики страны, причем не только инженеров, но и высококвалифицированных рабочих. В рамках программы «Школа нового поколения» развиваются такие проекты, как «Робототехника: инженерно-технические кадры инновационной России», «Школа инженерной культуры», «Школа реальных дел». Современный бизнес – это бизнес высоких технологий, и стране нужны кадры для высокотехнологичных отраслей».«Как раз здесь и можно вырабатывать у ребят универсальные учебные действия и компетенции, о которых говорится в новых ФГОС, – продолжает директор одной из лучших московских школ Елена Владиславовна Орлова, которая руководит программой ШНП все эти годы. – Мы на практике убедились в том, что именно школа полного дня и полного года может обеспечить целостность образовательного процесса, где гармонично объединены обучение и воспитание, первая и вторая половина учебного дня, учебное и каникулярное время, игровая педагогика и проектная деятельность учащихся. За это лето нами было организовано шесть образовательных лагерей, где отдохнули, укрепили здоровье, получили новые знания и жизненный опыт более 500 ребят средних и старших классов и 90 учителей из шести регионов России – Краснодарского края, Иркутской области, Красноярского края, Республики Хакасия, Забайкальского края и Республики Тыва».Летние тематические лагерные смены и сентябрьские образовательные экспедиции – кульминация годового цикла мероприятий, которые фонд поддерживает вместе с крупным бизнесом в лице компании Eh+, предприятия которой базируются в Восточной Сибири. Энергетика, добыча угля и экология определяют тематику этих мероприятий, которые дают возможность ребятам из подшефных школ ознакомиться с работой в этих отраслях.Как сделать важнейшую работу по расширенной профориентации интересной, чтобы она стала основой для самоопределения ребят? «Мы создаем в лагере условия не только для отдыха и оздоровления ребят, но и для их самоорганизации, самостоятельной проектной деятельности, – делится опытом бессменный директор лагерей программы ШНП Игорь Гребенник. – Ребятам нужно дать возможность играть всю смену с первого же часа их пребывания в лагере, чтобы весь день был занят интересной для них деятельностью. А для этого нам, педагогам, нужно сделать самое трудное: не вмешиваться, определить условия и правила игры и отойти в сторону, быть консультантами, а не учителями, знающими единственно правильное решение задачи».Байкальское летоТретий год в районе Малого моря на Байкале проводятся образовательные лагеря ШНП. Программа каждой из тематических лагерных смен включает десять образовательных блоков, содержание которых зависит от тематики смены. Общим является подход: при изучении сквозных тематических модулей и разработке собственных проектов у ребят гармонично выстраиваются метапредметные связи математики, физики, химии, географии, биологии, информатики, черчения, технологии и, конечно, экономики – прибыль играет немаловажную роль для конечных результатов проекта. Командная работа способствует социализации, развитию личностных качеств и важнейших компетенций: критического мышления, креативности, коммуникационных навыков.Ребята занимаются изучением окружающей среды, участвуют в социально-экологических акциях, учатся придумывать и организовывать внутришкольные мероприятия, и самое главное – приобретают опыт самоорганизации и самоуправления. В лагере ребята получают возможность не только придумывать схемы технических устройств, но и воплощать их в виде упрощенных моделей-прототипов, используя подручные средства. Приезжая домой повзрослевшими, ребята удивляют родственников новым опытом, самостоятельным и ответственным отношением к жизни и школе, становятся лидерами ученического самоуправления.В этом году к уже проводившимся ранее байкальским сменам «Энергия» и «Экология» прибавилась тематическая смена «Уголь». Перед ними стояла игровая задача – построить Государство угольщиков со своим правительством, разрезами по добыче угля и компаниями по производству различных продуктов из угля. В этой смене у ребят проходили увлекательные занятия по изучению карьерной техники и минералогии, они занимались моделированием машин и производственного цикла добычи угля. В конце смены ребята провели круглый стол, где каждый мог задать вопросы специалистам компании «Востсибуголь».Кубанское летоПравильно организованное лето школьников – одно из важных направлений эффективного государственно-частного партнерства, которое наглядно демонстрирует совместная деятельность администрации Усть-Лабинского района Краснодарского края, компании «Базовый Элемент» и фонда «Вольное Дело». Чтобы создать базу для развития этого направления, в 2004 году неподалеку от районного центра в живописной местности на берегу реки был фактически построен заново центр детского отдыха «Тополек». В этом году на базе «Тополька» успешно работали три образовательных лагеря: молодежный оздоровительно-образовательный лагерь «Крылья границы», профильная смена «Экология жизненного пространства», лингвистический лагерь «Вокруг света за 14 дней».Под руководством ветеранов пограничной авиации 60 учеников средних и старших классов из 22 школ Усть-Лабинского района прошли двухнедельный курс специальной подготовки по направлениям: основы выживания, основы водной, тактической и огневой подготовки. Особый акцент был сделан на формирование коммуникативных умений и навыков, лидерских качеств, морально-психологической устойчивости в нестандартных ситуациях. Ребята много занимались физической подготовкой, участвовали в соревнованиях по военно-прикладным видам спорта. Многие раскрыли свои способности, принимая участие в творческих мероприятиях лагеря. Во время смены ребята посетили одно из спецподразделений в районе Краснодара. Побывали в музеях города, выезжали в отдельный авиационный отряд в Геленджике. Особенно им запомнилась походная игра «Казачий кордон» – она никого не оставила равнодушным.- Основная цель этой смены, – говорит Елена Владиславовна, – военно-патриотическое воспитание, большое внимание было уделено формированию команд, выявлению лидерских качеств. Как правило, в эту смену приезжают дети из кадетских классов, а также из социально незащищенных семей, из семей погибших военнослужащих. Таким ребятам важно увидеть достойные примеры людей с активной жизненной позицией.А вот профильная смена «Экология жизненного пространства» для 60 ребят 5-6-х классов школ Усть-Лабинского района ставила своей задачей приобщить школьников к освоению навыков исследовательской деятельности. Она была направлена на развитие интереса к физике, биологии и экологии, к практическому участию в сохранении природных экосистем. Каждый день смены имел свое название: день скаутинга, день исследований, день лидера.- Профильная смена – это хорошее завершение двухгодичного внедрения в программу 5-6-х классов авторского курса Е.И.Африной «Основы естественно-научных знаний» (ОЕНИ). Зачем мы это делаем? Обычно в школе преподавание естественно-научных дисциплин ведется так, как будто учителя отдельных предметов и не подозревают о том, что происходит в соседних учебных кабинетах. Целостного восприятия мира не формируется, ребята не понимают роли математики в познании природы. Необходимо показать учащимся, что у всех естественных наук единый подход и методы наблюдений, измерений, анализа и, в общем, исследования природы, – говорит научный руководитель программы Ренальд Лачашвили.Еще одной доброй традицией стало проведение лингвистических смен. Для юных любителей иностранных языков в этом году была организована лингвистическая смена «Вокруг света за 14 дней», уже 9-я по счету. Главный принцип – коммуникативная направленность в изучении языка. В нашем мире ведь не всегда ключевую роль играют книжные познания в грамматике – гораздо важнее живое общение, преодоление языкового барьера и способность выразить свои мысли. Эта задача решалась путем погружения в активную языковую среду, которую создавали приглашенные иностранные специалисты агрохолдинга «Кубань».Летние каникулы для участников программы ШНП стали ярким событием в жизни каждого. Ребята прошли хорошую школу воспитания выносливости, умения преодолевать трудности и работать в группе, любви к своей Родине!А что дальше?Тематика профильных образовательных смен программы «Школа нового поколения» постоянно расширяется и совершенствуется. Так, на следующий год планируется открытие новой профильной смены – агропромышленной, которая будет знакомить ребят с профессиями, востребованными в сельском хозяйстве.Уже в октябре команды школ программы ШНП примут участие в Национальном чемпионате сквозных рабочих профессий высокотехнологичных отраслей промышленности в Екатеринбурге.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте