Свое педагогическое кредо Наталья Малахова нашла, читая Ромена Роллана: «Чтобы озарять светом других, нужно носить солнце в себе». Это не просто красивые слова, это действительно ее жизнь. Наталья Михайловна – учитель высшей квалификационной категории, почетный работник общего образования Российской Федерации, победитель конкурса лучших учителей приоритетного национального проекта «Образование», победитель конкурса «Учитель года России»-2012. С сентября 2022 года Наталья Малахова работает тьютором госпитальной школы, которая открылась на Ставрополье в рамках федерального проекта «УчимЗнаем» на базе отделения онкологии и детской гематологии Краевой детской клинической больницы.
Выпускница педагогического класса ставропольской школы №25, Наталья Михайловна хранит верность профессии уже 28 лет. В послужном списке – должности учителя и заместителя директора по учебно-воспитательной работе, преподавателя Гуманитарного института Северо-Кавказского федерального университета, курсов повышения квалификации СКИРО ПК и ПРО, работа в качестве председателя предметной комиссии по русскому языку для проведения ЕГЭ в Ставропольском крае, членство в аттестационной комиссии и коллегии Министерства образования и молодежной политики Ставропольского края. За плечами большой опыт работы в большой столичной и малокомплектной сельской школах, в классах коррекции и профильных классах с углубленным изучением предмета.
Педагогические экспедиции, публикации в научных журналах, многочисленные выступления на профессиональных съездах и форумах – далеко не полный перечень возможностей, используемых педагогом для трансляции опыта. А для будущих педагогов – методика преподавания литературы в школе, именно эту дисциплину педагог-практик в 2015-2016 годах преподавала студентам филологических специальностей Гуманитарного института СКФУ.
Работая учителем в школе №42 Ставрополя, Наталья Малахова руководит педагогической практикой студентов, проводит мастер-классы и открытые уроки для коллег, оказывает методическую помощь участникам городского, краевого, российского этапов конкурса «Учитель года России», передает свой опыт коллегам на курсах повышения квалификации «Преподавание филологических дисциплин в условиях реализации ФГОС ООО и ФГОС СОО», «Русский язык: современные стратегии и технологии повышения качества образования».
Сфера профессиональных интересов педагога разнообразна. В 2017‑м Наталья Михайловна получила грант Городского методического центра Департамента образования и науки города Москвы за разработку модуля уроков для платформы «Московская электронная школа», а в 2018-2019 учебном году стала разработчиком электронных сценариев для проекта «Российская электронная школа».
Педагог не останавливается на достигнутом: в 2020 году в составе команды школы №42 приняла участие в профессиональном конкурсе «Учитель будущего» («Россия – страна возможностей»), в котором вместе с коллегами стала победителем полуфинала.
В госпитальной школе круг ее обязанностей широк – от составления индивидуального маршрута для каждого ребенка до организации его психолого-педагогического сопровождения в процессе длительного лечения.
– Год назад к нам в школу приехал руководитель программ регионального развития проекта «УчимЗнаем» Иван Долуев, который рассказал об особенностях работы с ребятами, находящимися на длительном лечении. На этой встрече была и директор благотворительного фонда «Дети в больнице» Елена Коробченко, – рассказывает Наталья Малахова. – Именно при ее содействии удалось превратить обычную игровую комнату с детсадовскими пластмассовыми столиками в отделении детской онкологии и гематологии Краевой детской клинической больницы в учебный класс с партами и учительским столом, а компания Samsung, технический партнер проекта, снабдила нас интерактивной доской, планшетами и рабочим местом учителя.
Участники той судьбоносной встречи по-разному восприняли призыв включиться в реализацию проекта. Кто-то плакал, говоря, что работать с детьми, которым приходится так сильно страдать, невыносимо тяжело. Но были и те, кто почувствовал зов сердца: нельзя оставить ребенка один на один с болезнью. Прежде чем прийти к таким ученикам, самим следовало учиться. Несколько месяцев интенсивной подготовки – и старт проекту был дан.
Наталья Михайловна стала тьютором с правами администрирования. Все приходилось делать с нуля: составлять списки первых учеников, вести разъяснительную работу с родителями, формировать индивидуальные учебные планы, разбираться с диагнозами, чтобы понять, как правильно выстроить работу, чтобы учеба была на пользу и способствовала выздоровлению. И теперь работа в заботливой школе кипит. Каждую неделю нужно составлять новое расписание: состав детей, находящихся в отделении, постоянно меняется, меняются их состояние здоровья и, следовательно, план лечения, все это необходимо учитывать при организации учебного процесса.
Сама Наталья Михайловна преподает в госпитальной школе свои любимые предметы – русский язык и литературу. Именно в них она черпает душевные силы и помогает ребятам находить в лучших произведениях источник радости и вдохновения.
Это новая страница в биографии педагога, и крупицы бесценной практики пока бережно собираются в копилку опыта, которым она всегда готова поделиться.
Алиса АНДРЕЕВА
Комментарии