Если 1 сентября состоится в штатном режиме, то есть дети и взрослые придут в классы и начнутся очные уроки, нам очень повезло. Конечно, школы примут учащихся с соблюдением мер предосторожности. Первые занятия в классе будут отличаться от традиционных не только наличием масок и новым порядком рассадки школьников за партами (предполагается, что это нас ждет!). После длительного перерыва в учебе в течение первых недель нужно быть готовыми к перестройке учебных планов.
Для пятиклассников
Начните обязательно с приветствия по-английски, если надо – помогите вспомнить правильный ответ. Hello, children, I am happy to see you! – Hello. Teacher! Если школьники не сразу откликнутся полной фразой и не ответят, что тоже счастливы вас видеть, не страшно. Вы увидите радость встречи на их лицах.
Лицо, Face – прекрасная тема для первого занятия. Вы можете начать с сообщения о том, что хорошо помните их лица, и отметить, что все они очень выросли. В качестве наглядного пособия используйте любое крупное фото, репродукцию известного портрета, легко узнаваемый персонаж мультфильма. Заранее разделите доску на две половины, с одной стороны напишите небольшой словарик по-русски – лицо, волосы, лоб, брови, глаза, ресницы, нос, щеки, рот, подбородок, уши, шея… Пожалуй, для пятого класса пока достаточно. Введите игровой элемент. «Who has a face? Does your friend have a face?” Такой вопрос неизбежно вызывает легкий смех: конечно, у каждого есть лицо! Начните с себя: «I have a face. Do you have a face?» Если нужно, покажите рукой на своё лицо, а затем предложите каждому потренироваться с соседом, таким образом закрепляя и конкретное слово, и простейшую глагольную конструкцию. Будьте готовы к тому, что далеко не все ученики смогут вспомнить трудные слова. Обычно это существительные forehead, brows, eye-lashes, chin. Здесь и поможет картинка, вместо объяснений достаточно показать на лоб или подбородок. Возможно, первый урок целиком уйдет на повторение темы «Лицо». Важно не забывать, что основная наша цель – помочь детям вспомнить слова и начать говорить по-английски.
Для учащихся шестых и седьмых классов возвращение в школу станет событием более привычным, а возможно, и радостно ожидаемым. Будем оптимистами! Период привыкания у них пройдет легче. Будем надеяться, что после языковой разминки они вспомнят больше слов, заговорят быстрее и увереннее, чем учащиеся пятых классов. В качестве разминки давайте используем ту же тему – «Лицо». Если у детей помладше простое разглядывание фотографии, постера или репродукции, а затем называние и повторение вокабуляра займут весь урок, то у тех, кто занимается английским языком на год-два дольше, в идеале на то же задание уйдет 10-15 минут. Что делать, если ваши ученики не сумеют быстро включиться в процесс? Дайте им время. Ни в коем случае не проводите сравнений типа «Мой пятый класс выполнил задание куда быстрее!». Не забывайте, и взрослые и дети находятся в одинаковом положении, ощущают последствия изоляции, отсутствия привычного распорядка. К тому же в любой семье могли произойти грустные события. Если кто-то из родных и близких переболел за время эпидемии, это неминуемо отразилось на психологическом состоянии ребят.
Что добавим к вокабуляру? В шестых классах предлагаю составить список простейших прилагательных: большой, маленький, худой, толстый, светлый, темный, рыжий… И далее предложить каждому выбрать два любых существительных, а потом составить с ними небольшие предложения. Сформулируем сверхзадачу, например: что бывает большим – нос, глаза, щеки, волосы?.. А что может быть маленьким? Предложите каждому нарисовать любое лицо, использовав собственные характеристики внешности. Как выглядит человек с большими щеками? Какую часть лица занимают большие глаза? Если упражнения выполняются в ожидаемом вами темпе, останется время для добавления прилагательных цвета. Сначала посоветуем ребятам вспомнить основные цвета и напишем их по-английски на доске, а затем сделаем небольшую диаграмму. В центре напишем RED (или любой другой цвет), проведем во все стороны стрелки и предложим записать, что может быть красным на лице – глаза, рот, щеки, уши… Далее повторить схему с другими цветами, отвести несколько минут на взаимные проверки, мини-диалоги. Это поможет школьникам немного расслабиться, оживиться.
В седьмых классах у нас может остаться время для того, чтобы вспомнить или добавить к вокабуляру более сложные примеры. Как по-английски «левый», «правый»? Обычно прилагательные left, right не вызывают проблем. Предлагаем определить, что в лице человека может быть левым или правым. Если вы начнете с носа, это сразу вызовет смех. Пусть перечислят все, что могут. Остановка произойдет на слове lips – губы. Левая, правая губа явно не подходит. Много раз мне приходилось видеть, как даже опытные учителя начинают мучительно вспоминать нужные определения, опираясь на давно знакомое up – down. Вероятнее всего, вам придется написать на доске upper – lower. Для закрепления спросите, что еще на лице может быть нижним и верхним? Оказывается, только губы!
В любом классе нужно отдельно рассматривать слово hair, которое используется в единственном числе и для обозначения отдельного волоска, и как собирательное существительное. Полезно провести небольшую тренировку: My hair IS dark. Her hair IS light. His hair IS red. John’s hair IS brown. The hair IS grey. My grannt has a white hair in her dark hair. Объясняем, что в случае с одним волоском употребляется только неопределенный артикль, а собирательное существительное используется либо с определенным артиклем, либо с притяжательным местоимением или именем человека.
Нина Коптюг, кандидат филологических наук, Новосибирск
Все выпуски рубрики \”Мудрый совет\”
Комментарии