search
main
0

Сентябрь за партой. Урок для 11-х классов. Мудрый совет. Выпуск 138

Выпускной класс – пожалуй, самый трудный для любого учителя. В новом учебном году он окажется несравненно сложнее. Во-первых, невозможно предугадать, что принесет пандемия, ведь обстановка меняется со дня на день. Во-вторых, дети с марта не посещали школьные классы. В-третьих, нас всех ждет жизнь в соответствии с новыми санитарными нормами.

Каким образом обеспечить социальную дистанцию в кабинетах стандартного размера? Удавалось ли кому-либо за всю историю человечества ограничить общение подростков между собой?.. Да, мы, педагоги, всегда готовы к неожиданностям, всегда «на арене». Но таких огромных вызовов перед нами еще не стояло.

Сразу отмечу: я солидарна с теми преподавателями, которые активно выступают против неопределенно сформулированных предложений вести занятия как очно, так и дистанционно. Нельзя ожидать, что преподаватель сначала даст уроки в школе, а потом дома займется тем же самым – проведет занятия с ребятами, которые не могут или боятся приходить в класс. Даже за двойную плату.

Но будем оптимистами, посчитаем, что учебный процесс начался в штатном режиме. Проверьте расписание. Если ваш урок оказался самым первым, вы можете сообщить ученикам, что выпускной класс – самый ответственный, что в конце учебного года им предстоит сдавать ЕГЭ. Если же ваш урок не первый, промолчите. Все ваши коллеги уже и так напомнили молодежи об этом. В любом случае урок начинаем с приветствия по-английски. Задайте каждому ученику один-два вопроса на любую тему, проверьте, как они реагируют на английскую речь, как строят предложения. Говорить можно о чем угодно. Что читали, смотрели, чем занимались, что слушали? Можно начать с обсуждения различных способов общения в эпоху пандемии. Что им больше нравится – Skype, Zoom, FaceTime? Какие социальные сети наиболее удобны и полезны, почему? Смотрят ли они новости, что именно их привлекает? И постепенно перейдите к обсуждению того, каким им видится учебный год или четверть, чего ждут, чего им не хватает.

Подготовьтесь к неожиданным вопросам. Например, я постоянно слышу от подростков, что они волнуются об одном, и это отнюдь не экзамены. Старшеклассники знают, что в этом году из-за пандемии не было выпускных вечеров. Они спрашивают: как я считаю, будет ли у них свой бал?! Могут и спросить об этом и вас, коллеги. Думаю, отвечать честно, а именно: «Понятия не имею», не надо. Юности свойственно надеяться на лучшее. Давайте скажем им, что и мы надеемся, а затем просто уведем разговор в иное русло. Пусть расскажут, каким они хотели бы видеть окончание школы, о чем мечтают. Напомню золотое правило №1: говори, что хочешь, фантазируй, но по-английски. Главная задача – построить предложение на иностранном языке. Выдавать секретные мечты подростки не любят, а этого и не надо. Наша цель – активация вокабуляра, возрождение и укрепление навыков говорения.

Поделитесь учебным планом на неделю, спросите, считают ли они его реалистичным, выполнимым. И тут тоже могут возникнуть злободневные вопросы. Например, тема «Здоровый образ жизни» неминуемо вызывает желание обсудить текущую эпидемию. Ознакомьтесь с актуальной статистикой заболеваемости в вашем регионе, будьте готовы успокоить ребят. О повышенном уровне тревожности среди молодого поколения психологи говорят уже давно, сейчас волнение, конечно, зашкаливает. Почему именно выпускной класс требует большего внимания? Потому, что вчерашние дети осознают: они выходят во взрослую жизнь, перестают быть детьми, за которых постоянно в ответе их учителя, родители. Внешне-то они уже большие, но с эмоциями еще не научились справляться, как и принимать разумные решения.

Несколько месяцев СМИ обрушивают на зрителей, читателей поток зачастую противоречивой информации о происходящем в США. «Ну и что вы теперь сделаете с темой «Вашингтон – столица США», если они требуют сменить название города?» – спросил задиристый юноша. И почему разрушают статуи Колумба, если он открыл Америку? Да мало ли еще какие вопросы зададут нам молодые люди, ожидающие от нас точных ответов. Полезно просмотреть основные новости на текущий момент, быть готовым либо к конкретным ответам, либо к кратким обсуждениям, либо придумать, как перевести разговор на другие, более близкие нам темы. Можно сказать: «Я сейчас не готов(а) ответить на ваш вопрос, но давайте вместе решим, что бы мы хотели обсудить на следующих уроках». Нельзя быть в стороне от происходящего в мире, мы же сами повторяем школьникам, что они оканчивают школу, их ждет самостоятельная жизнь. Но все же некоторые проблемы нас не касаются никаким образом. И когда американские коллеги спрашивают меня: «Как у вас в Сибири проходит движение Black Lives Matter?», я отвечаю: «Никак». У нас нет афроамериканцев… Этот простой факт объяснить иностранцам невозможно. Расскажите об этом старшеклассникам.

Основное, к чему мы готовим выпускников, – общение с миром, они учатся использовать полученные на уроках иностранного языка знания в реальной жизни. Наша задача – научить их понимать прочитанное, помочь расслышать речь, разобраться с фильмом, сериалом, понять текст и спеть песню с любимым популярным певцом или певицей. Доказать, что написание небольшого эссе – вовсе не скучный непосильный труд, а способ выразить свои идеи. Напомнить, что в сети можно найти любую нужную информацию, в том числе используя знание английского языка, а также для создания своих сайтов, для общения.

Нина Коптюг, кандидат филологических наук, Новосибирск

Все выпуски рубрики \”Мудрый совет\”

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Новости от партнёров
Реклама на сайте