search
main
0

Сентябрь за партой. Урок для 10-х классов. Мудрый совет. Выпуск 137

Десятиклассники уже достаточно взрослые. Есть надежда, что, вернувшись к очным занятиям, они быстрее вспомнят учебный материал. В период дистанционного обучения и затворничества они наверняка общались со сверстниками через социальные сети и не растеряли коммуникативных навыков.

Сейчас в тех местах, где это можно, например, в нашем Академгородке, встречаются кучки подростков, живо обсуждающих насущные для них вопросы. Не уверена, что темы их бесед касаются школьных предметов, но все же, думаю, ребята осознают необходимость подготовки к новому учебному году. У десятиклассников не будет экзаменов, что сразу избавляет их от дополнительного стресса. Однако, как абсолютно все дети, все взрослые, они не знают точно, чего ждать в сентябре…

С чего начать первое занятие? Конечно, с приветствия на английском языке. Вспомните, какими именно словами вы встречали свой класс, и повторите их в начале урока. Помогите детям догадаться, что вы ждете от них в ответ, напишите на доске. Проверьте, насколько прочно были усвоены знания. Может быть, будет проще включить небольшую аудиозапись. Прослушали одно предложение, сделали паузу, попросили повторить. Почему я советую начать не с видео, не с текста, а с аудио? Движущиеся картинки, сюжет поначалу будут отвлекать внимание от высказывания. А текст может вызвать знакомую подростковую реакцию: скучно! Возможно, ваши ученики и общались-то долгое время в основном с помощью текстов, причем на русском языке. Аутентичная речь на иностранном языке заставит их включиться в предмет.

Напишите на доске вопросы, связанные с предложенной записью. Знакома ли им тема? Может быть, они слышали что-то похожее; возможно, хотят предложить другую тематику. Главное – чтобы они начали говорить по-английски. Пусть поначалу делают ошибки, спотыкаются, даже отказываются что-то произносить. Если они не занимались летом, то просто отвыкли. Пассивный запас знаний у ребят, скорее всего, есть, но его нужно активировать. Увлекательные истории (human interest stories), необычные случаи с животными обычно хорошо идут на уроке, потому что отвлекают от печальных, тревожных новостей. Мне понравилась опубликованная на сайте Deutsche Welle (www.dw.com) история о том, как в Берлине кто-то утащил с порогов домов около сотни башмаков. Воришку сумели отследить. Им оказался… лис! Предложите своему классу вспомнить все слова, обозначающие обувь, а затем дайте задание составить небольшие диалоги на тему «Зачем лису кроссовки?» Как по-английски сказать обувь, кроссовки, туфли, босоножки, сапоги, ботинки? Как спросить, какой размер обуви кому-то нужен? Опыт показывает: слова «обувь» никто не помнит. Понадеемся, что кто-то сообразит использовать существительное SHOES. Вопрос о размерах чаще всего вызывает полное недоумение. Мы можем провести мини-ликбез.

Я провела этот урок онлайн со своими юными родными и близкими. Хохот стоял непрерывно, дети выкрикивали свои предположения, подсказывали друг другу слова и грамматические правила. А потом они стали искать похожие истории. У юношей лидировали заметки о крокодилах и акулах, у девушек – олени, кенгуру и медведи. Животные в разных уголках земного шара стали выходить на пустые улицы, подходить к домам. У нас по Академгородку бегают белки, подскакивают к фруктовым ларькам на улице и воруют абрикосы и персики. А моя коллега из Австралии прислала видео с кенгуру, который бодро скачет по пустой центральной улице города. Материалов в сети много, достаточно просто ввести в поисковик любое название животного – и вы увидите самые разные ссылки.

Восстановление навыков говорения может занять целый урок. Если же дело пошло быстрее, вы поняли, что заложенные вами или вашим коллегой знания и умения не исчезли, можно перейти к текстам. Сначала спросите, какие темы интересуют учеников, чего они ждут от нового учебного года. Возьмите в руки учебник, откройте первый раздел. Дайте им пару минут, чтобы они самостоятельно ознакомились с вводной частью. Спросите, какие упражнения им нравятся больше, какие меньше; какой аспект они считают наиболее трудным, что кажется самым легким, а какое задание они бы совсем убрали. В старших классах полезно сообщать ученикам, сколько времени согласно учебному плану должна занимать работа над каждым разделом. Это стимулирует класс к активности, создает дух соревнования, укрепляет желание уложиться в отведенное время или пройти материал быстрее. Поясните, что если они сделают все обязательные задания в срок или с опережением и останется время, вы можете посмотреть с ними фильм, послушать любимую музыкальную группу, создать свой сайт, да мало ли что еще. Вы-то знаете, что все вышеперечисленное – это один из способов закрепления материала, а детям такое в голову не приходит.

В оставшиеся пять минут (если останутся) спойте с ними песню, потанцуйте, подвигайтесь. Или покажите забавные фотографии, смешной видеоклип.

Нина Коптюг, кандидат филологических наук, Новосибирск

Все выпуски рубрики \”Мудрый совет\”

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Новости от партнёров
Реклама на сайте