Ученики 8-9 классов – это подростки, многие из которых считают себя взрослыми. А как же, паспорт получен, могут самостоятельно путешествовать и подрабатывать! Прибавьте к портрету свойственный возрасту максимализм, бушующие гормоны, перепады настроения. В этом году на настроение и состояние духа подростков влияет еще и пандемия – изоляция, отсутствие привычного образа жизни, сокращение очного общения, обилие негативных новостей и неуверенность в том, что принесет завтрашний день…
Проходя по улицам Академгородка, выглядывая в окно, я вижу одну и ту же картину: скамейки, беседки заняты старшеклассниками, которые несколько месяцев не посещают школу. С наступлением теплой погоды и снятием части ограничений они высыпали на свежий воздух и часами общаются. Непросто будет педагогам заставить детей соблюдать социальную дистанцию, как того требуют санитарные меры, которые явно еще будут действовать в сентябре. В том случае, если школы начнут учебный год в очном режиме, а не в дистанционном…
Посоветовавшись с коллегами, знакомыми родителями школьников, я составила небольшой список подготовительных мер к началу учебного года.
Прежде, чем встречаться со классами, где вы преподаете иностранный язык, поговорите с классными руководителями. Проверьте, есть ли в вашем классе дети, у которых переболели близкие, не дай Бог, погибли родные. Если вы уже не первый год ведете занятия и знаете учащихся, если они вам доверяют, именно грустные новости могут обрушиться на вас при первой встрече. Конечно, вряд ли подросток выпалит при всех: «А у меня умер папа… дедушка… бабушка!», но может поделиться с вами до или после урока. Подобную новость может произнести вслух друг пострадавшего. Подготовьтесь морально, посоветуйтесь с психологом, как нужно реагировать, что сказать. Страдающий ребенок может вести себя неадекватно: замкнуться в себе, отказываться работать. Мне было именно 14 лет, когда погиб одноклассник, и я хорошо помню, как тяжело было нам всем.
Обязательно почитайте, послушайте новости перед 1 сентября. На любого педагога может обрушиться шквал вопросов, комментариев «не по теме». Это естественно, ведь учитель в восприятии школьника – зачастую тот человек, который знает все ответы.
В идеале, мы начнем урок привычным образом, а именно с приветствия по-английски: Hello children, I am happy to see you! Если вы уже знакомы с классом, не первый год работаете с ними, привычная фраза поможет им сразу включиться в процесс. Возможно, они даже тут же правильно вам ответят.
Если же вы получили новый класс, запишите свое приветствие на доске, под ним или в другой половине доски напишите приветствие с пропусками: Hello …. we … happy to see you!
Произнося первую фразу, укажите на нее, а затем переведите указку на вторую часть и сделайте паузу. Надеемся, что вы получите верный ответ. Кстати, полезно также записать на доске ваше имя и отчество.
Практика показывает, что учащиеся быстрее вспомнят нужную лексику, если им задать не общие, а конкретные вопросы. Вы можете написать на доске примерный список, опросить каждого по очереди, а затем предложить им составить мини-диалоги по заданному образцу. Объясните, что любой ответ будет верным, ошибок быть не может.
Образец вопросов и ответов.
1. Did you read an interesting book in English in summer?
a) Yes, I read one book.
b) No, but I saw an interesting film.
2. Did you see an interesting film in English in summer?
a) Yes, I saw “Twilight”.
b) No, but I saw a good TV show.
3. Did you listen to a good music group or singer in summer?
a) Yes, I listened to a song by Adele.
b) No, but I listened to some songs on Youtube.
Если вы знаете, чем интересуется ваш класс, выберите иные темы. Цель упражнения – помочь учащимся сразу активировать словарный запас, начать говорить друг с другом по-английски. В качестве домашнего задания можно предложить им подготовить небольшие устные сообщения или презентации о книге, фильме, сериале, музыкальной группе.
Что делать, если ваши ученики медленно раскачиваются, с трудом вспоминают простейшие конструкции, не могут или не хотят строить беседу? Не забывайте: они просто отвыкли от очного обучения. Поставьте запись диалогов, предложите им найти любой диалог в тексте, либо попросите составить свой список интересующих их тем. Пусть по очереди пишут на доске. Главное – настроить их на общение на иностранном языке.
Прослушав мини-диалоги, вы можете дать письменное упражнение, например, на тему «Чего я жду от нового учебного года». Определите требуемый объем, 5-10 предложений, в зависимости от того, насколько уверенно ученики начали говорить. Напомните, что правильным будет считаться любой ответ.
Ставить ли оценки за урок? Я думаю, в начале не надо. Но выделить одного-двух ребят, которые сделали больше остальных и сумели обойтись без ошибок, обязательно нужно. «Все сегодня хорошо поработали, но Вася/Маша наработали больше всех». Постарайтесь не прерывать отвечающих. Дав ученикам возможность безбоязненно заговорить, вы получите прекрасный материал для методической работы над планами последующих уроков. Если к концу урока все заговорили, пусть даже с ошибками, коротенькими предложениями, похвалите всех. Вам нужно, чтобы на следующий урок ваш класс пришел с ожиданием чего-то нового, радостного.
Нина Коптюг, кандидат филологических наук, Новосибирск
Все выпуски рубрики \”Мудрый совет\”
Комментарии