search
main
0

Сенсации

Не нужно превращать овечку Долли в Змея Горыныча

Невозможно сделать точную копию личности

“Теперь любого человека можно скопировать, как на ксероксе” – такое утверждение кочует последний месяц по страницам отечественной прессы.

Поводом для столь сенсационных заявлений стали эксперименты по клонированию животных (овцы и обезьяны), результаты которых были обнародованы несколько недель назад. Не вдаваясь в суть эксперимента (он заслуживает отдельного рассказа), скажем лишь, что в результате сложных манипуляций удалось создать животное с набором генов, практически полностью совпадающих с генами животного-донора. Невинная шотландская овечка по кличке Долли превратилась в настоящего дракона (в таком виде изобразила ее одна из российских газет), способного подорвать устои всей земной цивилизации.

К сожалению, новейшие генетические исследования доходят до обывателя в крайне искаженном виде. “Вместе с прогрессом науки приобретает гигантские масштабы и невежество. Это меня страшно травмирует”, – посетовал руководитель российской программы “Геном человека” Лев Киселев в беседе с нашим корреспондентом.

Идея “ксерокопирования” человека относится к характерным примерам такого невежества.

После опыта с клонированием овец и тем более обезьян аналогичные эксперименты с человеком теоретически вполне реальны. Но при этом нужно помнить, что АБСОЛЮТНО ТОЧНАЯ КОПИЯ человека (как и любого другого существа) скорее всего невозможна как в психологическом смысле, так и в биологическом.

Начнем с того, что, взяв для создания эмбриона неполовую клетку, мы имеем немало шансов столкнуться с мутациями и получить организм с иным генетическим набором.

Но, допустим, ученым как-то удалось создать яйцеклетку с точной копией генома какого-то человека. Дальше из него начинает развиваться эмбрион, развиваться в совершенно других условиях, нежели его “оригинал”. Допустим, мать того, с кого делалась клоновая копия, в период беременности вела здоровый образ жизни, ела много овощей и т.д. А женщина, вынашивающая клонированный эмбрион, курит, пьет и мало ест. Разумеется, к моменту родов клонированная копия будет заметно отличаться от оригинала.

Физическое развитие на этом не заканчивается, оно зависит от того, сколько ребенок двигается, как он питается, в каком климате живет. На 100 процентов повторить условия жизни человека-оригинала просто невозможно.

В итоге получился организм, отличающийся от своего “оригинала” на БИОЛОГИЧЕСКОМ уровне, хотя обладающий практически идентичными генами. Про уровень ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ и говорить не приходится, ибо он зависит от среды в первую очередь. Давно известно, что интеллектуальные способности определяются генами примерно наполовину, а о биологической заданности многих черт личности (доброты, отзывчивости и т.д.) говорить можно только с очень большой натяжкой. Так что, если кому-то придет в голову сделать клоновую копию Ленина, скорее всего сходство с вождем мирового пролетариата ограничится лишь лысиной, да и то не обязательно.

Петр ДЕЙНИЧЕНКО

Наблюдение

Последнее затмение двадцатого столетия

В Читу отправилась экспедиция юных ученых

9 марта на северо-востоке Азии произошло уникальное природное явление – полное солнечное затмение. Лунная тень прошла по поверхности Земли от восточного окончания Саян, через Читинскую область и далее до Северного Ледовитого океана.

По данным астрономов, это последнее полное затмение, которое можно наблюдать с территории России в этом столетии. Следующий раз такое событие произойдет только в середине XXI века.

5 марта в район Читы отправилась молодежная экспедиция, организованная Московским дворцом творчества детей и юношества, Донской гимназией и клубом “Приключение”. В ней принимают участие около 40 школьников и группа ученых (астрономов, биологов, экологов).

Основная цель этой экспедиции – проведение астрономических исследований, в первую очередь сьемка солнечной короны, которую очень сложно проводить в обычных условиях. Но сегодня возможность выбраться в такую даль – редкая удача, и поэтому организаторы поездки пострались использовать поездку “на все сто”, не ограничиваясь чистой астрономией. Юными учеными проводились исследования уровня загрязненности воды и воздуха, сбор гербария, а также уникальные наблюдения за поведением диких животных во время затмения.

Организаторы экспедиции считают, что полное солнечное затмение является прекрасным обьектом для детских исследований. Помимо научной ценности, оно оставляет необыкновенные эмоциональные воспоминания. Представьте себе: черный диск Луны постепенно закрывает Солнце, становится темно, вокруг Луны светится голубоватым светом солнечная корона, а по горизонту вспыхивает кольцевая розовая заря, как на вечернем закате.

Григорий ТАРАСЕВИЧ

Более подробно о ходе этой экспедиции мы расскажем в одном из последующих номеров.

Здоровье

Станет ли XXI век веком очкариков?

Не забывайте моргать!

“Мы писали, мы писали, наши пальчики устали…” – эту нехитрую гимнастику помнят все. Как писать, чтобы не утомлялись глаза и пальцы, учат с первого класса. А вот как правильно работать с компьютером, обьясняют далеко не всегда. Между тем у монитора ребенок может просидеть чуть ли не десяток часов подряд, чего не скажешь о письменных занятиях. Несоблюдение элементарных правил работы с компьютером – одна из причин, по которой огромное количество детей покидает школу с испорченным зрением и другими недугами. Новые информационные технологии – это символ прогресса, но неужели благодаря этому прогрессу XXI век станет “веком очкариков”?

После длительной работы с компьютером могут возникать такие неприятные ощущения, как раздражение глаз (краснота, слезотечение или сухость роговицы), утомление (общая усталость, боль и тяжесть в глазах и голове), трудности при фокусировке зрения. Возможны также боли в спине и мышечные спазмы.

Иногда после работы с компьютером возникает ощущение “окрашивания” черно-белых предметов. Однако это не признак заболевания, а особенность нормального зрения (так называемый эффект МакКалаха, при котором предметы окрашиваются в цвета, дополнительные к тем, которые доминировали на экране).

Все эти проблемы можно предотвратить, сделав более удобным рабочее место или используя очки, если это необходимо.

1. Практика показывает, что наиболее удобно располагать монитор чуть дальше, чем это делают при обычном чтении. Верхний край экрана должен располагаться на уровне глаз или чуть ниже. Если вы параллельно работаете с текстами на бумаге, листы надо располагать как можно ближе к экрану, чтобы избежать частых движений головой и глазами при переводе взгляда.

2. Освещение нужно организовать так, чтобы на экране не было бликов. Стандартное освещение часто бывает слишком ярким для работы с компьютером. Если свет в помещении изменить невозможно, необходимо использовать “козырек” для монитора или защитный экран.

3. Экран компьютера сильно собирает пыль. Для достижения четкости изображения регулярно протирайте его антистатическим раствором.

4. Не забывайте время от времени моргать – это предотвращает сухость глаз.

5. Пользователю компьютера предьявляются несколько более высокие требования к остроте зрения. Бывают случаи, когда зрение ненамного снижено, и в обычных условиях очки не нужны. Однако при работе с компьютером они могут вам понадобиться.

По информации Американской академии офтальмологии

Не отдых от движения, а отдых от клавиатуры

Одна из “профессиональных” болезней пользователей компьютером – так называемый туннельный синдром запястья (медицинское название: карпальный туннельный синдром – КТС). Любой человек, просиживающий часами за клавиатурой, может стать жертвой этого недуга, а следовательно, и его неприятных последствий. КТС проявляется в онемении, покалываниях и даже боли в кисти. При этом лечение его довольно трудно, поэтому лучше сразу подумать о профилактике этого заболевания, которая заключается в соблюдении не слишком хитрых правил работы на компьютере.

1. При правильном расположении клавиатуры кисти рук должны свободно отдыхать, лежа на ней. Некоторые клавиатуры настолько высоки, что пользователям приходится работать, держа руки в неудобном положении. В таком случае поможет специальный коврик для рук.

2. Угол между плечом и предплечьем должен составлять 90 градусов. Рекомендуется также держать локти по возможности ближе к туловищу.

3. Угол между бедрами и туловищем должен также составлять 90 градусов. Если он меньше, то ваш стул низковат (или у вас слишком длинные ноги).

4. Для отдыха сухожилий требуется не очень много времени. Но если вы печатаете постоянно, находитесь под влиянием стресса, если ваши руки находятся в неудобном положении или у вас повышено кровяное давление, продолжительность отдыха необходимо увеличить. Многие исследователи рекомендуют делать десяти-пятнадцатиминутные перерывы через каждый час.

НО!!! Это не должен быть отдых от движения, это отдых от клавиатуры. Полезно проделать несколько упражнений. Попробуйте, например, следующие:

Крепко сожмите руки в кулак, подержите в течение одной секунды, затем максимально разожмите и подержите пять секунд. Повторите несколько раз.

Протяните руки перед собой, несколько раз поднимите и опустите их. Опишите кончиками пальцев десять кругов. Повторите.

Главное, чтобы движения были разнообразными.

По материалам службы InfoArt

Береги глаза смолоду

Спасение от компьютера – дело самого компьютера

Среди способов обследования зрения широко распространен так называемый метод определения критической частоты слияния мельканий – КЧСМ.

Он основан на том, что глаз по-разному воспринимает пульсирующий световой сигнал: если частота пульсаций небольшая, глаз видит серию световых вспышек, а при большой частоте сигнал воспринимается как ровное свечение. Таким образом, увеличивая частоту пульсаций, можно установить ее граничное значение, за которым глаз перестает различать мелькания. Это и есть КЧСМ.

Исследования, проведенные недавно в Институте им. Гельмгольца, показали, что средняя величина КЧСМ у здоровых детей в возрасте от 5 до 15 лет колеблется в границах 45-55 герц. Порог восприятий мельканий ниже 26-37 герц уже свидетельствует о патологии.

Значение КЧСМ может меняться у одного и того же человека в течение дня. Утомление зрительной системы обычно приводит к падению КЧСМ на несколько единиц.

Обычно в клинике для измерения КЧСМ применяют специальные стационарные приборы. Они дороги и довольно громоздки, поскольку включают генератор стандартных импульсов и светотест, т.е. источник световых сигналов.

В Институте проблем передачи информации Российской академии наук (ИППИ РАН) разработана простая и надежная приставка к компьютеру для снятия показания КЧСМ.

В ней генератором импульсов служит сам компьютер, к которому и подключается светотест – небольшая трубочка со светодиодом. Частота меняется с помощью кнопок клавиатуры, а величины КЧСМ для каждого глаза отображаются на экране монитора. Если КЧСМ увеличился на несколько единиц, значит, надо сделать небольшой перерыв.

Прибор имеет собственное имя: “БЛИК”. Он удостоен серебряной медали и диплома на Международном салоне изобретений “ЭВРИКА-96” в Брюсселе.

Для работы с маленькими детьми разработана специальная модификация прибора. В ней светотест выполнен в виде детской машинки, у которой одна из фар светит ровно (“исправна”), а другая – мерцает (“сломана”). Меняя частоту мельканий, можно “починить” неисправную фару, т.е. установить такую частоту, при которой ребенок воспринимает фары как светящие одинаково.

Константин ГОЛУБЦОВ, к.т.н., вед. научный сотрудник ИППИ РАН;

Сергей СТАНЧЕНКО, к.ф.м.н., зам. директора школы N═1090

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте