Спикер Совета Федерации Валентина Матвиенко заявила о нехватке школьных учебников в целом ряде регионов. По ее словам, у нее «есть сигналы» по этому поводу. «Это системная проблема, потому что новые учебники не успели напечатать, не успели поставить», – сказала Валентина Матвиенко. Она призвала Минпросвещения РФ проанализировать, почему возникла такая ситуация, и подумать об использовании ряда старых учебников. «Не обязательно кампанейщину устраивать, главное – чтобы дети могли учиться нормально», – заключила сенатор.
Обращения о дефиците учебников в школах получают и депутаты Государственной Думы. Чтобы разобраться в этой ситуации, председатель палаты Вячеслав Володин пригласил министра просвещения Сергея Кравцова принять участие в пленарном заседании 28 сентября.
Встреча прошла в закрытом режиме. Однако официальные данные министерства, похоже, разошлись с информацией депутатов. «Каждое обращение рассматривается с регионами и муниципалитетами… По большинству проблемных вопросов местные власти отреагировали оперативно и провели доукомплектацию библиотек», – цитирует Сергея Кравцова сайт Госдумы. По сведениям Минпросвещения РФ, в большинстве субъектов потребность в учебниках соответствует фактически закупленному в этом году количеству учебных изданий.
Мы решили узнать у наших читателей, как складывается ситуация в конкретных школах.
Светлана СПИЦИНА, учитель года Воронежской области-2013, учитель истории и обществознания школы №81, Воронеж:
– Ситуация непростая, насколько я знаю, во многих школах города и области. Если говорить про обществознание, то тут еще можно как-то выходить из положения, используя старые учебники. Изменения внесены внутри курса, и учитель может приспособиться. С историей все сложнее. Уже были проблемы, когда несколько лет назад мы переходили на историко-культурный стандарт, потом все нормализовалось, но сейчас снова трудности. В тех учебниках, которые есть, нет многих тем, которые нужно изучать. С биологией еще тяжелее ситуация. По истории хотя бы старшие классы, десятые и одиннадцатые, обеспечены новыми учебниками. Но тут по-другому и быть не может, потому что учитель сегодня не имеет права ничего менять, таковы условия.
Ирина ГОНЫШЕВА, директор Чернореченской средней школы имени кавалера ордена Красной Звезды А.И.Гонышева, Оренбургская область:
– Согласна с мнением Валентины Матвиенко: в образовательной деятельности возможно использовать учебники, которые в школе имеются и соответствуют нормативным требованиям, ведь учебник – только один из инструментов обучения. Первоочередная задача образовательного учреждения – научить детей находить достоверную информацию из различных источников (из Интернета, толковых словарей, книг, интервью и так далее). Умение работать с информацией развивает критическое мышление, чтобы дети могли отличать зерна от плевел.
Мария Т., учитель русского языка и литературы, Великий Новгород:
– Проблема в том, что программы по обновленным ФГОС есть, а учебников по ним нет. В нашу школу на начало учебного года пришли учебники по новым ФГОС только по двум предметам и лишь для 6‑го класса, так что всем преподавателям приходится выкручиваться. Это очень сложно, поскольку новые программы и старые учебники не состыковываются, темы идут в разной последовательности, нет никакой логики, подача материала в итоге получается «рваная».
В учебниках по литературе иногда нет произведений, указанных в программе. Где взять такие тексты, неизвестно, в школьных библиотеках нет нужных книг в таком количестве, а использование сотовых телефонов на уроке запрещено.
Вера ЕГОРОВА, библиотекарь школы №9 имени И.С.Фрадкова, Петрозаводск:
– Проблема с учебниками есть. Дети теряют учебную литературу, портят и не всегда возмещают ущерб. Иногда у школы не хватает средств, чтобы закупить недостающее количество учебников. Бывает, что набирают большие классы или в течение года приходят новые ученики, поэтому учебных пособий может не хватать.
Если есть возможность сделать дозаказ, школа докупает необходимое количество учебников.
Комментарии