Сергей ПУЗИН, генеральный директор Федерального научно-практического центра медико-социальной экспертизы и реабилитации инвалидов, член-корреспондент Российской академии медицинских наук, профессор: – В последние годы были предприняты значительные усилия по совершенствованию законодательных норм, которые регулировали положение детей-инвалидов, что позволило добиться определенных позитивных результатов.
Государственную политику в области социальной защиты инвалидов, в том числе детей-инвалидов, определяет Федеральный закон «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», который был принят в 1995 году, в который были внесены изменения в 2004 году, а также принято Правительством Российской Федерации Распоряжение от 30 декабря 2005 года №2347 «Об утверждении федерального перечня реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду», они позволяют гарантированно обеспечить детям-инвалидам проведение реабилитационных мероприятий, реализацию индивидуальной программы реабилитации и повышение ее эффективности. Несмотря на проводимые в Российской Федерации мероприятия по улучшению условий жизни, медицинского обслуживания, повышения качества образования, трудовой и профессиональной подготовки детей и подростков-инвалидов, остается нерешенным целый комплекс социальных, экономических, педагогических и медицинских вопросов.
Детский организм обладает значительными компенсаторными возможностями. Однако раннее возникновение болезни, психофизиологические особенности в возрастных рамках, отсутствие необходимого социального опыта у ребенка-инвалида требуют особых подходов по проведению реабилитации, кроме того, в реабилитационном процессе необходимо участие семьи. Социально-психологическая характеристика семьи ребенка-инвалида показала, что чаще неполная, дисгармоничная, малообеспеченная семья с большим числом неразрешенных проблем, пребывающая в состоянии хронического стресса, неспособна противостоять жизненным невзгодам. По мере роста и развития ребенка-инвалида возрастает потребность семьи в психологической реабилитации и в разнообразных формах психокоррекционной работы. Структура детской инвалидности, изменение ее динамики свидетельствуют о необходимости подготовки специалистов в соответствии со структурой инвалидности. Первые ранговые места занимают дети-инвалиды вследствие врожденных аномалий (21 процент), психические расстройства (20 процентов), болезни нервной системы (16 процентов). Количество признанных инвалидами детей из числа повторно освидетельствованных имеет тенденцию к росту. Если в 2001 году на 10 тысяч детей было 73 ребенка-инвалида, то в 2006-м – 115. При этом отмечается снижение показателей реабилитации, уменьшение удельного веса детей, овладевших возрастными навыками жизнедеятельности и интегрированными в общество. Так, показатель реабилитации по Российской Федерации в 2001 году составлял 9,1, в 2006-м – только 6,2.
Удельный вес детей-инвалидов, получивших реабилитационные услуги в специализированных учреждениях для детей с ограниченными возможностями в Российской Федерации, за период с 2005-го по 2007-й увеличился с 39 в 2005 году до 42,9 в 2007 году. Несмотря на то, что индивидуальные программы реабилитации с учетом потребности детей в тех или иных видах медицинских реабилитаций в 2006 году составили 100 процентов. Причины снижения показателей реабилитации – это тяжесть патологии, которая привела к инвалидности, отсутствие специалистов: дефектологов, психологов, логопедов, методистов, инструкторов по ЛФК, массажистов; отдаленность реабилитационного учреждения от места проживания ребенка-инвалида, отсутствие мотивации семьи в реабилитационном процессе в сельской местности, ранговое распределение.
У нас нет закона о реабилитации, в котором могли быть предусмотрены вопросы преемственности между структурами, занимающимися реабилитационным процессом, ответственности родителей за выполнение рекомендуемых мероприятий, вопрос доступности, бесплатности оказания детям реабилитационных услуг. У нас недостаточно квалифицированных кадров, осуществляющих реабилитационный процесс детей-инвалидов (дефектологов, логопедов, инструкторов, методистов), не утверждена специальность врача-реабилитолога, недостаточно финансируются рекомендуемые реабилитационные мероприятия: санаторное лечение, ортопедическая обувь, нет мониторинга реабилитационных детей, низка эффективность работы лечебно-профилактических учреждений в направлениях профилактики инвалидности.
Комментарии