Семейный детский сад стал новой формой дошкольного образования для многодетных семей. Став структурным подразделением определенного дошкольного образовательного учреждения, семейный детский сад очень гармонично поддерживает концепцию развития дошкольного образования.
В настоящее время количество семейных детских садов постоянно увеличивается, и приходится решать немало задач, связанных с формами, регламентом и алгоритмом взаимодействия этих структурных подразделений с дошкольными образовательными учреждениями. Возникают некоторые трудности, которые приходится решать силами консилиумов, которые смело можно назвать педагогическими. Именно такому взаимодействию необходимо уделить внимание. Внутренняя организация образовательного процесса очень часто носит циклический характер. Циклы сменяют друг друга и потом начинают заворачиваться в некую временную спираль. В конце концов все превращается в улитку. Образовывается панцирь, из-под которого очень редко сама улитка выбирается наружу. То же самое происходит и с педагогическим коллективом, который циклично выполняет свои обязанности, но со временем замыкается в улитке времени. Возникает то, что психологи называют профессиональным выгоранием. Существуют разработанные коррекционные мероприятия, которые могут быть профилактикой или коррекцией профессионального выгорания. Одной из эффективных программ профилактики профессионального выгорания можно считать взаимодействие педагогического коллектива образовательного учреждения с воспитателями семейного детского сада. Появляется возможность выйти за рамки панциря, созданного внутри системы. Самые креативные идеи, всплеск творчества появляются тогда, когда человек может выйти за пределы своей основной сферы деятельности. Поход в театр, посещение музея, общение с друзьями, выставки, поездки, экскурсии – все это оставляет след в памяти: «Ничего не бывает в уме, чего раньше не было в ощущении» – все это потом преобразуется в интересные, творческие и креативные идеи, которые часто реализуются. Так и общение с семейным детским садом дает возможность выйти за некоторые рамки, увидеть иную трактовку действительности. Свежесть мысли дает импульс и стимул к реализации интересных идей. Весной этого года в Москве в рамках реализации проекта «Детский сад для всех и каждого» был проведен конкурс на присвоение статуса стажировочных площадок, которые должны стать трансляторами лучших практик дошкольного образования и повышения профессиональной компетентности педагогических работников системы дошкольного образования Москвы. Детский сад №2280 стал победителем этого конкурса в номинации «Мой садик дома: развитие семейных детский садов». В нашем ДОУ шесть структурных подразделений «Семейный детский сад». Четыре воспитателя семейных детских садов имеют высшее музыкальное образование, они выпускники Академии имени Гнесиных. Когда началась работа над реализацией образовательного проекта «Классическая музыка в детском саду», воспитатели семейных детских садов активно подключились к работе творческой группы детского сада. Такое взаимодействие не ограничилось только этим направлением. Невозможно сделать ремонт только в одном помещении и считать, что произошло обновление всего интерьера. По звеньям складывается цепочка системного решения образовательных задач. Через одну задачу проходит другая. Они скрепляются между собой, и так возникает целостность понимания и реализации образовательного процесса. Идеи, которые предложили воспитатели семейных детских садов, с интересом были восприняты всем педагогических коллективом, и сейчас их реализуют в дошкольном образовательном учреждении. С сентября 2012 года в нашем ДОУ начала работу стажировочная площадка, которая позволила объединить воспитателей семейных детских садов и воспитателей дошкольных образовательных учреждений. Несмотря на то что была написана программа стажировки, организаторам приходится очень гибко выстраивать свою работу. После проведения анкетирования мы выявили темы и вопросы, которые интересуют стажеров и которые не были учтены при разработке программы. Такая форма взаимодействия позволяет гибко подстраиваться под любую целевую аудиторию. После нескольких занятий стажеры подсказали темы круглых столов и предложили разработать и провести семинар самостоятельно, мы сформировали творческие группы, которые пытаются более глубоко раскрыть и разработать методические комплекты для разнонаправленной целевой аудитории дошкольного образования. Интересным также стало то, что организаторы стажировочной площадки периодически становятся стажерами. Люди приходят с готовностью не только что-то получить, как это было заведено раньше, но и поделиться своим опытом. Если вас заинтересует такая форма работы и такое взаимодействие, детский сад №2280 всегда готов к общению и открыт для новых интересных идей. И. ЕФРЕМЕНКОВА, педагог-психолог детского сада №2280
Комментарии