search
main
0

Семья – это норма. Безответственным сегодня быть не модно

Брошенных детей не становится меньше, но процесс увеличения числа кукушат в последние два года перестал быть столь стремительным. По статистическим и оперативным данным, в Московской области более 16 тысяч детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. 12447 из них находятся на воспитании в семьях граждан РФ. Еще 5396 ребят стали родными детьми в семьях жителей Подмосковья. Более 60 процентов детей устраиваются на воспитание в семьи усыновителей, приемные семьи, под опеку (попечительство). Однако 5 тысяч детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, продолжают находиться в образовательных, воспитательных, лечебных учреждениях. Заместитель министра образования правительства Московской области Александра КОТОВА считает, что в регионе все возможное для улучшения положения детей делается.

– Александра Ивановна, почему в области в год 3 тысячи детей остаются без родителей? И ведь половина из них малыши до 7 лет.

– Подмосковье стало удобным местом и для тех, кто едет сюда на временные заработки, и для тех, кто, лишившись жилья в столице из-за невозможности его содержать, нашел себе что-то поскромнее. Разные жизненные обстоятельства толкают людей на такой ужасный поступок, как отказ от ребенка. Да и институт семьи за последние годы у нас в стране был сильно разрушен, свободные отношения превратились в норму, а связь без обязательств приводит порой к полной безответственности.

– И что с этой армией несчастных (потому что брошены) детишек делать?

– В области создана целая система мер по стимулированию устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в семьи граждан Российской Федерации. Мы активно развиваем семейные формы устройства детей (усыновление, опека (попечительство), приемная семья).

Есть несколько задач, которые Министерству образования Московской области кажутся важными:

1. Усиление комплекса мер по обеспечению приоритетного устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в семью граждан РФ.

2. Установление дополнительных льгот для граждан РФ, принявших детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в свою семью (при усыновлении, установлении опеки (попечительства), создании приемной семьи), с учетом демографических характеристик детей, их медицинского и психологического статуса.

3. Улучшение положения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, воспитывающихся в семьях усыновителей, опекунов (попечителей), приемных семьях.

4. Развитие служб сопровождения замещающих семей, воспитывающих детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

5. Развитие инновационных форм семейного устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

6. Совершенствование системы социально-педагогической поддержки и защиты прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, переданных на воспитание в семьи.

7. Организация комплексного информационного обеспечения системы работы по развитию семейных форм устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

– А каково истинное положение дел сегодня?

– На сегодняшний день 12447 детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, проживают в семьях граждан РФ.

В целом за 2009 год на воспитание в семьи устроены 4321 ребенок, из них:

2628 детей – под опеку (попечительство);

752 ребенка – в приемные семьи;

99 детей – на патронатное воспитание;

842 ребенка – на усыновление, в том числе 113 – в семьи иностранных граждан.

В отношении 3819 детей в течение 2009 года произошла смена формы семейного устройства, в том числе:

3299 детей переведены на возмездную форму опеки;

213 детей переведены в приемную семью;

163 ребенка были усыновлены бывшими опекунами (приемными родителями).

На территории Московской области функционируют 44 образовательных учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в которых на полном государственном обеспечении находятся 1773 воспитанника.

Общий контингент воспитанников за период с 2007 по 2009 год уменьшился на 995 мест. Количество образовательных учреждений сократилось на 3.

– Знаю, что в Министерстве образования Московской области функционирует государственный региональный банк данных о таких детях.

– За 2009 год на учет в региональный банк данных поставлены сведения в отношении 1770 детей, оставшихся без попечения родителей, в возрасте до 18 лет. Это превысило показатель 2008 года на 167 детей. Но при этом значительно активизировалась работа по возвращению детей в биологическую семью и устройству детей на семейные формы воспитания, и на конец 2009 года количество детей, сведения о которых находятся на учете в региональном банке данных, сократилось по сравнению с 2008 годом более чем на 500 детей и составило 4740 детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

При этом изменилось соотношение половозрастных групп (значительно сократилось в банке данных количество девочек и детей в возрасте до 6 лет). Это еще раз подтверждает, что наиболее активно устраиваются в семью дети-дошкольники, серьезной проблемой остается устройство на различные формы воспитания подростков.

При этом анализ сведений о детях, состоящих на учете в региональном банке данных, показал, что значительно уменьшилось количество здоровых детей. Так, в группе до 1 года количество детей без серьезных заболеваний уменьшилось до 1,2 процента, от 1 до 3 лет – до 3.

Кроме того, выявлено, что возросло количество детей, имеющих братьев и сестер. Причем зачастую это не двое, а трое-четверо детей, воспитывающихся в одном учреждении. Это в свою очередь также усложняет задачу устройства детей на воспитание в семью.

– Вы довольны существующей нормативно-правовой базой по развитию семейных форм устройства детей-сирот?

– В Московской области сложилась практика постоянной работы по принятию правовых документов по защите прав детей и внесению изменений в действующие акты.

В целях обеспечения повышения эффективности законодательства Московской области, накопления и систематизации объективной информации о состоянии и тенденциях развития нормативно-правового регулирования в сфере социальной поддержки детей провели мониторинг правоприменительной практики основных нормативных правовых актов Московской области. Он позволил выявить основные направления в перспективном развитии нормативно-правовой базы по вопросам защиты прав детей-сирот.

А вообще в области принято более 50 нормативно-правовых актов по вопросам социально-правовой защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в том числе 22 закона. Разработанный пакет законопроектов обеспечивает развитие новых видов услуг для замещающих семей; создание системы стимулирования граждан, учитывающей личностные особенности детей, состояние их здоровья и демографические характеристики; ориентацию технологии подбора семьи для ребенка, а не ребенка для семьи; создание единой системы сопровождения замещающих семей и развитие ее инфраструктуры, включая выездные команды специалистов, оказывающих помощь замещающим семья в сельской местности и включение в структуру линейных служб помощи высших и средних образовательных учреждений, образовательных учреждений для детей-сирот; развитие патронатной формы воспитания детей, включая постинтернат.

– Как поддерживают тех, кто решился сделать чужого ребенка своим?

– Установлены единовременные и ежемесячные выплаты детям, переданным на усыновление в семьи граждан РФ (30 тысяч рублей и 10 тысяч рублей соответственно). Уникальность данной льготы в том, что в Московской области данные выплаты производятся не только детям, проживающим на территории Московской области, но и всем усыновленным детям, уезжающим из области в другие регионы.

Размер вознаграждения приемных родителей составляет 9200 рублей ежемесячно каждому приемному родителю за воспитание каждого приемного ребенка. Для приемных родителей детей в возрасте до 3 лет или при наличии заболевания у ребенка размер вознаграждения составляет 12650 рублей, а при наличии двух оснований 13800 рублей.

Сейчас в Подмосковье проживают 9586 подопечных детей, которых воспитывают 8450 опекунов (попечителей). Мониторинг деятельности органов опеки и попечительства показывает, что более 90 процентов опекунов (попечителей) – это родственники детей (в основном люди пенсионного возраста), которым необходима поддержка государства. Ежемесячное денежное пособие на содержание подопечных и приемных детей составляет от 6900 рублей до 12479 рублей в зависимости от возраста ребенка.

Введено новое ежегодное пособие приемным и опекунским семьям в размере 22000 рублей для приобретения книг, учебных пособий и других предметов первой необходимости. Также опекунам и попечителям выплачивается ежемесячное вознаграждение в размере 3000 рублей.

Размер вознаграждения патронатного воспитателя составляет 5000 рублей при патронатном воспитании и постинтернатном патронате над здоровыми детьми и 7500 рублей для воспитателей детей с ограниченными возможностями.

– А в учебе предусмотрена какая-то поддержка для таких детей?

– Выпускники образовательных учреждений обеспечиваются одеждой, обувью, мягким инвентарем и оборудованием, либо по желанию выпускников им может быть выдана денежная компенсация.

Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также лица из их числа, в том числе дети, находящиеся под опекой (попечительством), в приемных семьях, имеют право на получение первого и второго начального профессионального образования без взимания платы.

Предусмотрена льгота по возмещению расходов по обучению на курсах по подготовке к поступлению в учреждения среднего и высшего профессионального образования.

Для оказания поддержки детям, оставшимся без попечения родителей, в том числе находящимся под опекой (попечительством), в приемным семьях, поступившим в учреждения среднего и высшего профессионального образования, с 2003 года ежемесячно выплачиваются именные стипендии губернатора Московской области. Размер стипендии составляет 6000 рублей. Учащимся детям выплачивается повышенная стипендия.

Учащиеся подопечные и приемные дети обеспечиваются бесплатным проездом на городском, пригородном, в сельской местности на внутрирайонном транспорте (кроме такси); один раз в год к месту жительства, расположенному за пределами Московской области, и обратно к месту учебы; к месту отдыха, лечения и обратно по территории Российской Федерации, стран СНГ и бывших союзных республик.

– Стало ли легче обретать современным гаврошам место под солнцем?

– В соответствии с законодательством Московской области подопечные и приемные дети однократно обеспечиваются жильем органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди за счет средств бюджета Московской области.

В 2009 году на обеспечение жильем было выделено из областного бюджета 635 миллионов 295 тысяч рублей; жильем обеспечены 312 человек. Договор социального найма обеспечивает сохранность этого жилья.

В Московской области активно развивается институт приемной семьи. Сейчас в Подмосковье проживают 2157 приемных семей, в которых воспитываются 2889 детей. Для нас очень важно, что приемная семья позволяет устроить детей школьного возраста, а также братьев и сестер в одну семью.

Министерство образования Московской области формирует банк данных о приемных семьях в Московской области. В настоящее время 132 приемные семьи – многодетные.

Очень важно, чтобы замещающие семьи чувствовали заботу и поддержку со стороны государства. А задача сокращения численности детей-сирот в учреждениях и развития семейных форм устройства постоянно находится в центре внимания губернатора Московской области Бориса Всеволодовича Громова и районных руководителей.

Ежегодно на территории Московской области проходят праздники «День опекуна», дни защиты детей с привлечением всех ведомств, общественности, а также организаций, оказывающих адресную помощь замещающим семьям. Трогательны и весьма эффективны наши марафоны «Найди меня, мама».

На основании закона «Об организации и деятельности органов опеки и попечительства Московской области» в Подмосковье созданы службы сопровождения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Программа развития семейных форм устройства детей-сирот и стратегия ее реализации в Московской области обеспечены правовыми, финансовыми, материальными, кадровыми и методическими ресурсами. Это наше общее дело, и участие в нем принимают разные ведомства сообща.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте