search
main
0

Семнадцатое мгновение в Самаре

Зимняя школа, в которой учителя года учатся вместе с учениками года

«Январь на дворе, Самара в серебре» – слова из песни, которая пришлась по душе гостям этого города – учителям года России. Они приехали сюда в начале января нового, 2023 года. 1555 километров нужно было преодолеть, чтобы добраться до… столицы нашей Родины – Самары. В этой фразе нет ошибки, правда в том, что в начале войны, в 1941 году, в те грозные времена, когда город носил имя Куйбышева, был издан тайный документ (постановление от 15 октября 1941 года №ГКО-801 «Об эвакуации столицы СССР Москвы») о переносе столицы в этот город, и, как утверждают историки, он до сих пор не отменен.

В копилке энтузиастов – еще один регион

Нам, южанам, в новогодние и рождественские дни очень не хватает снега, и поэтому самарские сугробы и мороз – это великолепный подарок, правда, на всем протяжении пути от Краснодара до Самары снега не было. Первые его признаки появились только спустя четыре часа, после того как мы проехали Саратов. И зимняя столица учителей года встретила нас прекрасной январской погодой с обилием белого и пушистого снега, небольшим бураном и минусовой температурой.

Семнадцатая зимняя школа «Учитель года» – это проект, который родился в кулуарах конкурсного движения. Его главный вдохновитель и идейный лидер Владимир Головнер, учитель химии из Москвы, упорно продолжает начатое им 17 лет назад дело. Нас поддерживают главное педагогическое издание страны «Учительская газета» и Общероссийский профсоюз образования. За эти долгие годы мы побывали в Екатеринбурге и Таганроге, Вологде и Санкт-Петербурге, Ростове-на-Дону и Москве, Сарове и Ижевске, в пос. Лисий Нос Ленинградской области и Сухуме. И вот добрались до Самары. Семнадцатое мгновение – зимняя школа на берегах Волги!

После ковидного периода вновь возобновилось наше движение, а проекты обрели новую живительную силу. Школьники и учителя со всей России съехались, чтобы активно и с пользой провести каникулы. Площадку для проведения семнадцатого сезона зимней школы «Учитель года» предложила Светлана Ильина, председатель Комитета по образованию Самарской Губернской Думы, председатель ООО лидеров образования «Учитель года», директор гимназии №3, в которой и состоялось ее открытие. Традиционно в рамках зимней школы проходят мастер-классы, открытые уроки, методические семинары и круглые столы. Так было и в Самаре. Участников также принимали в своих образовательных учреждениях Сергей Синявский, директор Казачьего кадетского корпуса, и Лилия Галузина, которая возглавляет в Самаре гимназию №11.

Увлекательными и познавательными оказались «Самарские штучки» – активная игра с жителями, посвященная культовым объектам города, межрегиональный рождественский концерт и представление делегаций, а также посещение Музея космоса и театра. Расскажу обо всем по порядку.

 

Самарские штучки

Чтобы погрузиться в атмосферу городского бытия, узнать о культовых объектах, об интересных достопримечательностях, командам предлагались задания и условия их выполнения. За короткий промежуток времени нужно было выполнить 14 заданий. Например, найти в центральной части города памятники трем литературным героям Алексея Толстого, Ярослава Гашека и Сергея Михалкова и дополнить композицию, сделав несколько фотозарисовок.

Интересным стало задание, в рамках которого нужно было узнать у местных жителей, как и почему на гербе города появилась коза. Предстояло снять видео с горожанами, объясняющее этот факт. Нам повезло, мы встретили местного активиста-поэта, который участвовал в обсуждении и принятии герба. Еще одно задание: обнаружить здания с табличками иностранных посольств, эвакуированных в годы ВОВ. В 1907 году вальс «На сопках Маньчжурии» впервые прозвучал в Самаре, в честь этого события в парке установлен памятник.

Школьники станцевали вальс в этой локации. А еще нужно было найти здания с элементами модерна, посетить станции метрополитена и зафиксировать элементы декора, которые иллюстрируют название, сфотографироваться у памятников паровозам. Задание включало поиск памятного знака, посвященного Параду 7 ноября 1941 года, скульптуры Шостаковича, а также изучение истории Ленинградской симфонии. Ученики команды из Саратова, Сарова и Краснодарского края справились с поставленной задачей лучше всех и по результатам игры заняли первое место. Организаторы наградили нас чудесными брендовыми пряниками «От Палыча».

 

Межрегиональный концерт

Событие, всегда особенное и трогательное – межрегиональный концерт, когда за короткий промежуток времени предстоит создать коллектив, который своим коллегам продемонстрирует на сей раз не педагогические, а художественные таланты. И в этот году участники – а все они учителя года России, участники, финалисты, победители в разные годы и из разных регионов – справились с творческой задачей, удивили, покорили и украсили зимнюю школу. Куна Бетрозова из Кабардино-Балкарской Республики, Людмила Бабкина из Тульской области, а также Юлия Кучанская из Оренбургской области поразили нас своими выступлениями, зажигательными танцами, веселыми песнями на французском языке, музыкальными новогодними этюдами. Финалом концерта стал традиционный гимн программы, который объединил всех участников, собрав в большой и дружный круг.

Еще одна важная традиция зимних школ – вечерний час для педагогов. В это время учителя делятся своим уникальным опытом с коллегами. Куна Бетрозова рассказала о своей методике развития творческих способностей детей. В рождественский сочельник вместе с Надеждой Зюзиной из Тульской области мы изготовили обереги-ангелы, которыми украсили новогоднюю елку. И я поделился своими лайфхаками, которые делают уроки физики интересными и увлекательными. Вечерние часы – это всегда коммуникация, общение и синтез новых педагогических сообществ и проектов.

 

Уроки

Каждый учебный день в расписании зимней школы – это три урока и мастер-класс. Они, как правило, внепрограммные, занимательные, побуждающие к получению дополнительных знаний, открывающие новые грани, казалось бы, в простых, обыденных вещах и явлениях. Запомнился в этой связи урок музыки Юлии Качинской, на котором ребята создавали свой музыкальный код. Интригующим стало занятие Ирины Фоменко под названием «Ну ты, ходячий коллоид». Учитель года из Ставропольского края и на этот раз показала интересную метапредметную технологию, оригинальные химические опыты, позволяющие сделать не одно, а сразу несколько открытий.

Оксана Родионова, специалист Общероссийского профсоюза образования, погрузила нас в мир журналистики, учила тому, как подобрать тему, выстроить интервью, правильно задать вопрос. Оксана Маляева из города Сарова Нижегородской области показала красоту географических символов и знаков. Евгений Труфанов, учитель года из Тверской области, раскрыл секреты процесса программирования беспилотной техники.

Директор зимней школы, учитель химии из Москвы Владимир Головнер на своем уроке «Пушкин? Просто огонь!» через призму стихов Александра Сергеевича рассмотрел теорию происхождения процесса горения. Предложенные им опыты помогли школьникам узнать, как рождаются эти теории и почему умирают. Несколько важных приемов достижения быстрого чтения и понимания прочитанного показала Елена Мякишева из Иркутской области. Елена Сазонова из Смоленской области поделилась своими открытиями на уроке «Удивительное в искусстве», а Татьяна Усова из Саратовской области на уроках истории отправилась вместе с учениками в пространство образов и мифов.

В череде всегда познавательных и практико-ориентированных уроков французского языка Людмилы Бабкиной (Тульская область) примечателен еще один – на нем ребята ознакомились с «девятым» искусством (именно так во Франции называют комиксы) и смогли создать свой небольшой иллюстрированный рассказ. Геннадий Петров, учитель физики из Удмуртии, большой выдумщик. На своих уроках он создает атмосферу экспериментального вдохновения, каким и стало его занятие в Самаре «Как линейкой измерить температуру тела?».

Всего за время работы зимней школы «Учитель года» было проведено около пятидесяти открытых уроков по физике, химии, литературе, иностранным языкам, информатике, музыке, изо, журналистике, истории, математике. Как сказала Вера Здорова, ученица 11‑го класса из Сарова, она побывала на уроках счастья, любви и веры. Это, на мой взгляд, высокая оценка нашего учительского труда.

 

Мастер-классы

Зимнюю школу нельзя представить без мастер-классов, что давно стало традицией, идущей из самого конкурса «Учитель года». Удивительными находками поделился Сергей Лямин из Тамбовской области, который рассмотрел историческое событие с точки зрения трехмерного пространства и явления дисперсии света. Мастер-класс Светланы Ильиной помог многим из нас ответить на вопрос, как стать успешным, счастливым и нужным.

А еще мы побывали в Самаре космической, открыли для себя самую большую площадь города, прогулялись по набережной и сфотографировались возле памятника картине «Бурлаки на Волге», потерли нос на счастье рядовому Сухову, посетили театр. Были восхищены убранством и воплощением проектов в гимназии №11, директор которой Лилия Галузина еще в 90‑х годах стала учителем года Самарской области.

Мы покидали зимнюю школу со словами благодарности ко всем, кто принимал нас, кто участвовал в организации нашего педагогического общения. Спасибо, что новый, 2023 год, Год педагога и наставника, мы начали так ярко и содержательно и что с берегов Волги возвратились в свои регионы и города, школы и колледжи с надеждой на все самое доброе и лучшее.

Андрей СЁМКЕ, учитель физики и астрономии школы №19, Ейский район, Краснодарский край, фото автора

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте