Цифры – упрямая вещь. За последние годы учителя Петрозаводска все чаще обращаются в городской Центр развития образования. Если в 2001 году лишь 20 процентов учителей города посещали методические объединения, то в 2005-м – уже более 80 процентов! Анонимное анкетирование показывает, что методическими услугами ЦРО удовлетворены 90 процентов участников семинаров. Читаю эти анкеты и поражаюсь. А еще говорят, что учителям ничего не надо, только бы зарплату повысили. Это само собой, но еще педагоги хотят, чтобы в государстве изменилось отношение к образованию. И чтобы семинары по повышению квалификации устраивали… каждую неделю!
Уже пять лет Центр развития образования возглавляет Елена ПИЕТИЛЯЙНЕН, лауреат конкурса «Учитель года России-1996», кандидат педагогических наук. Она размышляет об изменении содержания работы методической службы:
– В прежние годы вся система образования была стандартизирована, не случайно такой популярностью пользовались методички с готовыми конспектами уроков. В 90-е годы, на волне перестройки, стали появляться авторские программы, новые учебники. Нужно было помогать составлять эти программы, проводить экспертизу. Появился городской экспертный совет, в который входят не только методисты центра, но и специалисты Управления образования администрации города, ученые, представители школ. Работы хватает: ежегодно в муниципальной системе образования реализуется около 70 инновационных проектов!
Необходимо, убеждены в ЦРО, предвосхищать требования времени. Обучение учителей информационным технологиям здесь начали проводить еще в 2001 году, задолго до официально стартовавшего проекта «Информатизация системы образования».
Чтобы избежать дублирования, каждый из восьми полисистемных образовательных округов Петрозаводска под кураторством методиста ЦРО работает над своей исследовательской темой. К примеру, на Древлянке, в 46-й школе, разрабатывают индивидуальные образовательные маршруты детей с проблемами в развитии и поведении. Вначале здесь не хотели браться за эту тему, но теперь не жалеют: эксперимент доказал – и особых детей можно научить на уровне образовательного стандарта. Апробированные методики затем можно применять в других школах. По сути, школы, реализующие подобные проекты, – ресурсные центры муниципальной системы образования.
Центр ведет большую издательскую деятельность, вся она осуществляется на внебюджетные средства. Методические разработки публикуются в журнале «Столичное образование» и методических сборниках, выставляются на сайте Центра развития образования. Им пользуются не только педагоги, но и родители, учащиеся, для них есть специальные рубрики «Как помочь своему ребенку», «Куда пойти учиться», информация о результатах олимпиад, конференций, различных конкурсов тоже востребована. Методические пособия охотно покупают и родители. Недавно увидело свет и сразу разошлось пособие «Учим правильно питаться» диетолога Людмилы Берштейн и кандидата медицинских наук Светланы Горанской. Это методические рекомендации для работников дошкольных учреждений.
Во многом помогает сотрудничество с различными организациями. Среди партнеров ЦРО – АО «Книжный дом» Санкт-Петербурга, благодаря которому для учителей стали проводиться семинары международного уровня. Партнеры – ПетрГУ, КГПУ, институт повышения квалификации, Британский совет, Институт Гете, музей «Кижи», филармония, краеведческий музей, Красный Крест и другие организации.
Работа ЦРО по грантам – существенная подпитка для городской системы образования. Недавно получен грант Совмина Северных стран в 317 тысяч рублей на методическую поддержку изучения в школах финского языка.
Помогают повысить интерес учителя к работе конкурсы «Учитель года». Не случайно в последнем участвовали 26 педагогов Петрозаводска! Вообще суть преобразований в методической службе города в последние годы – в массовости. И это касается не только учителей. Центр стремится привлечь как можно больше детей к исследовательской деятельности. Не все опять-таки принимают это, считая, что нужно работать только с одаренными детьми. Но в Центре полагают иначе: шанс проявить себя надо дать каждому ребенку.
Ежегодно в Петрозаводске в различных предметных олимпиадах среди 9-11-х классов принимают участие свыше двух тысяч школьников. В учебно-исследовательскую деятельность благодаря ежегодной научной конференции молодых исследователей «Шаг в будущее города» удалось вовлечь свыше 600 учеников. Это в пять раз больше, чем при традиционной форме, когда друг с другом соревновались исключительно лицеи и гимназии.
Проблемы Центра знакомы всем методическим службам. Постоянно работают 11 человек, остальные – руководители методических объединений – совместители, школьные учителя. Это педагоги высшей квалификационной категории, своего рода «играющие тренеры». Согласно федеральным нормативным актам методист, не имеющий шестилетнего методического стажа работы, получает зарплату по 11-му разряду ЕТС. Спрашивается: какой учитель, имеющий 14-й разряд в школе, добровольно уйдет в методисты, потеряв не только в зарплате, но и в праве получать педагогическую пенсию за выслугу лет?
Несмотря на все трудности, в Центре думают о развитии. В ближайших планах – разработка конкурентоспособных модульных программ повышения квалификации, обеспечивающих индивидуальный образовательный маршрут учителям с разными образовательными потребностями, дальнейшее развитие сетевого взаимодействия в интересах образования.
NB!
Адрес сайта ЦРО Петрозаводска:
http://media.karelia.ru/~educenter/
Адрес сайта ЦРО а:
Комментарии