В Санкт-Петербурге, в изумительном местечке Ольгино, проходил семинар “Активные методы и живые проекты для демократической школы”. Его участники – методисты Ленинградской области. За семь лет в рамках проекта “Живое право” было проведено около 100 тренингов и стажировок для более чем 3000 участников из 50 регионов России и 25 стран мира, но наша область, к сожалению, не входит в это число регионов России. Поэтому было решено провести эти занятия.
Их цель – познакомить участников с учебными курсами “Живое право”, “Мой выбор”, “Права человека”, системой этико-правового образования Наталии Элиасберг, с работой Молодежного центра, который специализируется на преподавании и пропаганде прав человека, идей толерантности и гуманизма.
Все четыре дня царила атмосфера делового сотрудничества и доброжелательности. Все участники работали творчески. Было много находок, открытий. Татьяна Алексеева во время чаепития при свечах помогала всем настроиться на непринужденную беседу, приятную совместную работу. Каждый стал для кого-то “тайным” другом, который в течение всех дней мог делать подарки, серьезные и шутливые, но главное – помогать советом.
В первый день состоялась презентация проекта “Живое право”, методистов познакомили с его философией, содержанием и методами. Перед ними выступил Аркадий Гутников, первый проректор Санкт-Петербургского института права им. Принца П.Г.Ольденбургского, автор учебно-методического комплекса “Живое право”, вице-президент ассоциации “За гражданское образование”. При представлении использовались красочные плакаты. Все проходило настолько интересно, ненавязчиво, с долей тонкого юмора, что позволило превратить первый день в настоящий праздник.
Интересно было открытие второго дня. Тема занятия – зачем нужна в школе демократическая атмосфера. Проводил его Евгений Беляев, директор российско-американского партнерства СИВИТАС-Россия, представитель Американской федерации учителей. Были показаны многообразные методы работы: от творчества участников (назвать черты демократичной школы, условия, при которых она имеет место быть) до работы в малых группах. Евгений Беляков, как обычно, был интеллигентен, толерантен и гуманен, что, впрочем, можно сказать об остальных ведущих и организаторах семинара. Своим поведением они создавали привлекательную ауру семинара.
Затем занятия проводила Наталия Ильинична Элиасберг, автор системы этико-правового образования – петербургская модель, президент Гуманитарного педагогического центра “Гражданин I”, доктор педагогических наук, профессор, лауреат Государственной премии Правительства РФ в области образования. Тема: “Этико-правовой компонент гражданского образования школьников. Воспитание толерантности. Метод – психологическая игра”. Наталия Ильинична выступила с лекцией, к которой был подготовлен материал, выданный каждому участнику: “Система понятий”, “Система правового образования в современной школе России”. Она сделала глубоко научный анализ.
Впервые на семинаре были объединены усилия специалистов, занимающихся методикой права и методикой гражданского образования. Это очень ценно, так как право – часть граждановедения. Кульминацией лекции была демонстрация учебно-методических пособий для ученика, учителя с 1-го по 11-й класс. Затем были предложены две психологические игры: одна – на внимание и быстроту реакции, другая – на умение договариваться, пойти на компромисс, но мы оказались достаточно боевиты и уступать друг другу долго не хотели.
Был также представлен курс “Мой выбор”. Метод “Дискуссионные вопросы” показала гостья из Москвы Вера Колупаева, руководитель учебно-методического центра программы “Мой выбор”. Был использован видеофильм. Занятие прошло так, как проходит презентация. Метод “Анализ дела” на примере урока “Дело Дяди Вани” из курса “Живое право” представляла Лариса Андрейченко. Это занятие, судя по анкетам, получило высокую оценку участников семинара.
На третий день занятия проводили представители Молодежного центра прав человека и правовой культуры (г. Москва). Шла речь о преподавании прав человека: общефилософские и методические основы его были представлены Всеволодом Луховицким, председателем правления центра, и Ольгой Погониной, ведущим сотрудником центра. Эта общественная организация специализируется на преподавании и пропаганде прав человека, на ознакомлении с теорией прав человека, с реальной ситуацией в сфере их соблюдения, с методами и практикой их защиты. Ее партнеры – школьные учителя и преподаватели вузов, студенты и библиотекари, журналисты и юристы и т.д., т.е. все, кто интересуется правовым просвещением и гуманистическим воспитанием. Из проблем, которые были затронуты сотрудниками центра, наибольший интерес вызвали: проект “Нетерпимость и враждебность в российском обществе”; компьютерные технологии в обучении правам человека; работа научно-методического центра “Гуманист”.
Лариса Андрейченко и Виктор Пронькин, ректор Санкт-Петербургского института права им. Принца П.Г.Ольденбургского, показали структуру интерактивного занятия на примере урока из курса “Живое право”. Это мотивация (постановка цели), разбивка на группы и работа в группах, презентация итогов совместной деятельности. Работая в группах, участники семинара разработали собственный интерактивный урок. Они поняли, что эта триада – важная проблема для учителя. Она является опорой учебного процесса, так как предполагает подключение сердца, головы и рук.
Занятие, организованное Анной Зеленцовой, директором Центра гражданского образования г. Волгограда, называлось “Разные типы учеников”. Для учителя очень важно знать своих учеников, чтобы успешно работать с ними. Представляются психологические типы людей (организатор, фасилитатор – усмиритель, коммуникатор, интегратор). На основании этих характеристик в группах слушатели как бы анализируют себя и относят к тому или иному психологическому типу. Зная это, можно более эффективно создавать группы, организуя интерактивную работу.
В последний день мы анализировали и обсуждали интерактивные уроки. Используя структуру интерактивного занятия, группы работали над своими уроками, заданиями.
По мнению большинства участников, семинар оказался очень полезным. Основные его цели – информация о многообразии граждановедческих программ, начало обучения интерактивной методике ведения занятий – достигнуты. К сожалению, было много заместителей директоров по воспитательной работе, которые могут ограничиться информацией только в своей школе, не все из них ведут граждановедческие курсы. А если подходить с точки зрения этико-нравственной, то такой семинар нужен каждому, работающему с подрастающим поколением, ведь адресность и “Живого права”, и Молодежного центра, и курса “Мой выбор” очевидна.
Спасибо организаторам семинара. Они пригласили интересных тренеров. Да и участники показали себя творческими, заинтересованными людьми. Скажем, Нина Сырейщикова, кандидат педагогических наук, доцент, методист по истории и социальным дисциплинам Ленинградского областного института развития образования кафедры истории и социальных наук, ответственная за методическую работу по гражданско-правовому образованию, считает, что учителей ознакомили с разными модулями гражданско-правового образования, участникам была предоставлена возможность реализовать полученные знания, превратить их в умения, навыки, работая над своими уроками в малых группах, которые были созданы по интересам, что позволило максимально проявить себя. Это был первый шаг в объединении усилий гражданского и правового образования, который требует дальнейшего развития.
Галина ЛИТЕРАТ,
координатор Молодежного центра по правам человека и правовой культуре
Комментарии