search
main
0

Семинар сюрпризов. Финалисты конкурса «Учитель года России-2015» оценили четыре учебных дня на «пять»

Установочный консультативный семинар для участников Всероссийского конкурса «Учитель года России-2015» я бы сравнила, как ни странно это звучит… с подарочной коробкой, из которой организаторы, таинственно улыбаясь, достают все новые и новые сюрпризы-подарки. Причем не пыльные вазочки из хрусталя, а подарки настоящие, о которых одаряемые давно мечтали.

В последний день семинара, прощаясь, конкурсанты сказали нам, представителям оператора конкурса «Учитель года России», такие слова: «Нам понравилось, как работала ваша команда. Это пример для нас». Мне показалось, что эти слова относились не только к сотрудникам «Учительской газеты», которые работали на семинаре большой творческой группой, но и ко всем, кто был заявлен в обширной программе четырех дней. Главный модератор, идейный вдохновитель – конечно, главный редактор «Учительской газеты» Петр Положевец.Знаток всех тонкостей модели проведения конкурса, а также его истории, активный участник всех конкурсных событий с 1991 года – первый заместитель главного редактора «Учительской газеты» Ирина Димова.Успевающая запечатлеть все важные события на современные гаджеты и выставить фото на сайт «УГ», во все социальные сети и в Инстаграм с хэштегом #семинаручгода2015, а вечером написать главные новости – заместитель главного редактора Ольга Максимович.В команду входят, конечно, представители всех организаций – учредителей конкурса. С конкурсантами встретились первый заместитель министра образования и науки РФ Наталья Третьяк и директор Департамента государственной политики в сфере общего образования Минобрнауки России Анастасия Зырянова. После подробного и  обстоятельного разговора с Натальей Владимировной стало понятно, что министерство рассматривает учителей года как долгосрочных партнеров, экспертов образовательной политики и советчиков. Приветствовал конкурсантов заместитель председателя Общероссийского профсоюза образования Михаил Авдеенко. Мне показалось, что он почувствовал себя в общей команде участников и учредителей, потому что сказал, что быть конкурсантом – большая удача, но и большая ответственность, точно угадав настроение педагогов.Партнер организаторов конкурса – Академия повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования во главе с ректором Евгением Малевановым – еще одна важная группа в команде конкурса 2015 года. Есть еще одна принимающая сторона – хозяева конкурсной базы в Республике Татарстан. Специально для того чтобы представить конкурсную программу двух очных туров финала, в Москву приехали начальник Управления общего образования Министерства образования и науки Республики Татарстан Тамара Федорова, директор казанской школы №177 с углубленным изучением отдельных предметов Ильдар Имамов.Лауреаты и победители конкурса разных лет нашу команду, по сути, возглавляют. Их объяснение конкурсной теории и показ конкурсной практики – бесценная информация для участников 2015 года.Особая часть команды, готовящей финалистов к предстоящему конкурсу, – приглашенные звезды образования. Встреча с ними – важное событие в жизни любого педагога. Приглашенные специалисты не чужие люди на конкурсе «Учитель года». Евгений Ямбург, директор московского центра образования №109, много лет был в Большом жюри всероссийского финала. Евгений Александрович во время своего выступления говорил о проблемах – генетической усталости нации, глобальных демографических сдвигах, нарастающей межэтнической и межконфессиональной напряженности… Но не только. Критикуя, Евгений Ямбург предлагает и пути решения. Так, московский директор стал руководителем группы разработчиков концепции Профессионального стандарта педагога, утвержденного в 2013 году приказом Минтруда России. Кстати, все участники конкурса «Учитель года России-2015», как горячие пирожки, разобрали книгу Евгения Ямбурга «Что принесет учителю новый профессиональный стандарт педагога?» – своего рода развернутый комментарий к документу.Профессор кафедры проектирующей психологии  Института психологии имени Л.С.Выготского Российского государственного гуманитарного университета Витольд Ясвин несколько лет активно работал в жюри московского конкурса «Учитель года». Его лекция на установочном семинаре была посвящена организации развивающей образовательной среды на занятиях. По классификации великого педагога Януша Корчака существует четыре типа воспитывающей среды: догматическая, безмятежная, творческая и среда внешнего лоска и карьеры. Витольд Альбертович обсудил с учителями, в каких учебных заведениях эти среды возникают, нужны ли они, как создать их на одном уроке, какие у них плюсы и минусы.Совершенно уникальная встреча произошла у конкурсантов во второй день семинара с директором Федерального института развития образования Минобрнауки России Александром Асмоловым. Александр Григорьевич назвал «Учитель года» праздником саморазвития учителя и заметил: «Какие бы ни были лидеры, министры, всегда будут учителя, при всех ветрах меняющихся политических бурь. Вы передаете не только знания. Каждый раз, общаясь с людьми (я говорю с людьми, а не с детьми), вы передаете и несете самих себя».Ведущий специалист аппарата Общероссийского профсоюза образования Дмитрий Голубев оказался еще и знатоком секретов делового имиджа, ораторского мастерства и актерских навыков. А еще напомнил о необходимости проконтролировать свой внешний облик – продумать одежду, обувь, прическу, помнить о манерах и быть уверенным в себе.Глубокая, умная лекция профессора кафедры развития образования АПКиППРО Михаила Бершадского была посвящена инновационным методикам и технологиям, направленным на реализацию ФГОС общего образования.Ценно то, что материалы лекций, как видно по их тематике, важны учителям не только для участия в конкурсе, но и для совершенствования школьных будней. Но, конечно, самыми насущными для финалистов были консультации, посвященные предстоящим испытаниям.О критериях оценки и показателях, системе конкурсных заданий рассказал руководитель Центра общего образования Московского института развития образования Андрей Иоффе, главный научный консультант новой конкурсной модели. Он представил общие подходы и принципы. Посоветовал определить для себя цель: ради чего я участвую в конкурсе? Желание получить Большого Хрустального пеликана целью считать нельзя – это результат.Разложили по полочкам заочные испытания. О «Методическом семинаре» рассказала Елена Пахомова. О задании «Интернет-ресурс» – абсолютный победитель Всероссийского конкурса «Учитель года России-2013» Андрей Сиденко, он проанализировал все пять критериев оценки этого задания и подробно рассказал, что надо делать, а что не следует,  чтобы этим критериям соответствовать.Что такое эссе и как его написать? На эти вопросы ответил абсолютный победитель Всероссийского конкурса «Учитель года России-2012» Александр Демахин.Единственное испытание первого очного тура – «Урок» – представил лауреат Всероссийского конкурса «Учитель года России-2011» Алексей Доронин. Важные замечания: «Содержание занятия должно быть новым, интересным и зрелищным для всех. Внимание надо акцентировать на способах достижения образовательных результатов. Конкурсный урок – зрелище в методическом плане».Это был самый приятный подарок. Во время мастер-классов коллег, заслуживших признание на конкурсе «Учитель года России», педагоги забыли о будущем состязании и просто получали огромное удовольствие.Но начались мастер-классы все-таки с необходимой теории. Ведь «Мастер-класс» – это еще и задание второго тура очного этапа, которое предстоит выполнить будущим лауреатам конкурса 2015 года. Лекцию-консультацию о том, как готовиться к мастер-классу, прочитал абсолютный победитель конкурса «Учитель года России-1992» Артур Заруба. Артур Викторович уверен, что мастер-класс – действо сродни театральному, а значит, должно быть выстроено по законам драматургии: завязка – развитие – финал. Структура подготовки складывается из следующих элементов: придумать идею, связать идею с темой, определить цели и задачи, поставить проблему, поработать над замыслом, наконец, написать план. Мастер-класс – это не лекция, но и в игру его нельзя превращать… Позже Артур Заруба показал свой собственный мастер-класс на тему «Образ в музыке».Темой мастер-класса учителя года России-2012 Андрея Сиденко стали взаимосвязи между предметами и событиями, элементами мира, в котором мы живем. Классический пример – эффект бабочки, открытый Эдвардом Лоренцом. Пьер Ферма оставил на полях учебника арифметики ХVII века короткую запись – задачу, и 350 лет после этого все математики мира пытались решить теорему Ферма. Есть о чем задуматься. А не это ли одна из задач мастер-класса?Более всего на спектакль походило выступление филолога и поэта Олега Парамонова, учителя года России-1993. Но все-таки это именно мастер-класс, потому что его участники получают новое знание, даже когда речь идет о привычных вещах. Тут не посидишь спокойно, не подремлешь под лекцию мастера, все время надо отвечать на интереснейшие вопросы. От такого, казалось бы, простого: «Сколько лет пушкинской Татьяне, а сколько Ольге?» до суперсложного: «Почему Пушкин очень рано стал думать о смерти?». Мысли о смерти, уверен Олег Парамонов, пришли к Пушкину после восстания декабристов. Не было желания жить в России, где правят «злато и булат».Вообще этот установочный семинар оказался богат на выступления абсолютных победителей разных лет. Общие принципы, на которые следует опираться, решая любую задачу, представил абсолютный победитель Всероссийского конкурса «Учитель года России-2007» Дмитрий Гущин. Можно ли сделать шедевр с помощью видеокамеры современного гаджета и чем он будет отличаться от художественного полотна Караваджо? На этот вопрос конкурсанты отвечали вместе с абсолютным победителем Всероссийского конкурса «Учитель года России-2012» Александром Демахиным.Фрагменты занятий, показанных на разных этапах конкурса, продемонстрировал победитель 2002 года – биолог из Владимирской области Сергей Циклов. Он порекомендовал коллегам: «Конкурсный урок должен быть эффектным, но и обязательно эффективным. Не потеряйте содержание! А выбирая форму урока, помните, что она должна быть удобной и привычной для вас».Собирая в блокноты и ноутбуки ценные «подарки» в виде актуальной информации, конкурсанты между тем сделали первый и важный шаг к финалу – приняли участие в жеребьевке для участия в конкурсном задании «Урок». Теперь каждый знает день и время своего открытого занятия.И только одного, по признанию педагогов, им не хватило на семинаре. Разъезжаясь, конкурсанты вздыхали: «Хочется поучиться хотя бы еще один, пятый, день…»Михаил КУЗМИНСКИЙ (фото)

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте