search
main
0

Семинар. «Мы станем нужны друг другу…» (Сент-Экзюпери)

Осень особое время года для педагогов. Намечаются перспективы на весь учебный год. Это своего рода камертон, создающий профессиональный настрой на новые дела, новые открытия и обретения. Поэтому вполне объяснимо было желание многих педагогов постичь что-то новое, интересное, то, что помогло бы подняться на еще одну ступень профессионального роста. Отсюда – мы получили много заявок на проведение обучающих семинаров по освоению проектной технологии и проведению консультаций для педагогов и школьников, разрабатывающих социально-образовательные проекты.

Интерес к проектной деятельности проявили многие учителя, в том числе и из глубинки. Поэтому наш маршрут был обширным, он охватывал ряд районов области: Сенгилеевский, Майнский, Новомалыклинский, Новоспасский, Павловский, Теренгульский. В каждом районе была особая атмосфера, чудесная аура природного ландшафта и замечательные теплые встречи с людьми самой беспокойной профессии – педагогами.

Педагоги приехали на обучающий семинар со своими надеждами, запросами, ожиданиями. Чего же ожидали они от семинара? Мы провели опрос. Вот некоторые из высказываний педагогов. «С этой проблемой я познакомилась на областной конференции и захотелось узнать поближе всю «кухню», познакомиться с новыми интересными людьми». «Я вообще не знаю, что такое социальный проект, но если это реально применить в нашей школе, почему бы и нет. Хорошо бы, что-нибудь интересное для детей».

И вот они сидят перед нами заинтересованные и безразличные, каждый со своими проблемами наедине, в ожидании получения нового и полезного. Обучение мы начинали с психологического тренинга. Цель которого – поближе познакомить аудиторию друг с другом, узнать, чем собравшиеся любят заниматься в свободное время, чем увлекаются, что в этой жизни доставляет радость и удерживает «на плаву». Затем педагоги играли в психологические игры и узнавали себя уже во взаимодействии друг с другом. Изучая теоретические основы социального проектирования, осознавали цели и задачи создания проектов, мотивацию участия детей и самого педагога, а также изучали поэтапное оформление документации по проекту в портфолио.

Знания получены, но их необходимо закрепить на практике. Поделенные на несколько команд, наши учителя граждановедения, математики, истории, заместители директоров по воспитательной работе превратились в учащихся 7, 8, 9, 10-х классов и на практике приступили к работе над проектом, начиная с выбора проблемы и заканчивая презентацией проектов у демонстрационных стендов. Проходит некоторое время, и лица педагогов начинают меняться: загораются глаза, появляется задор и неиссякаемый энтузиазм, рождаются идеи, идеи, идеи…

В новоспасской школе №2 собрались учителя истории, обществознания, граждановедения. Их методическое объединение одно из самых интересных, творческих. Такую оценку они полнее оправдывают: их интерес, активность на семинаре были очень высоки.

Яркий проект презентовала одна из рабочих групп «И зазвенят ребячьи голоса». К 30-летию Великой Победы в районном центре был заложен парк культуры и отдыха. Назвали его – парк Победы. Десятилетиями он являлся местом проведения всех районных фестивалей, конкурсов, концертов, народных гуляний. Сегодня – это жалкий осколок прошлого великолепия. Память не дает покоя беспокойному учительскому сердцу безразлично смотреть на упадок, деградацию очага культуры.

Так возник социальный проект, целью которого стало – восстановить парк, вдохнуть в него вторую жизнь. Разрабатывая план реализации проекта, педагоги не удержались и пошли в районную администрацию, к архитектору, в комитет охраны окружающей среды, в отдел культуры, зашли в общество защиты окружающей среды. Итог – пришли к решению объединить усилия школ районного центра и реализовать в реальной практике с детьми данный мегапроект.

Огромное удовлетворение вызвала у нас работа с педагогами Сенгилееского района. Семинар проходил на базе Селикатненской средней школы. Место проведения было выбрано не случайно, здесь большое внимание уделяется вопросам формирования гражданского самосознания школьников, развитию гражданской компетентности подрастающего поколения.

Работу удалось построить на основе двухстороннего диалога «педагоги – дети». Мы, тренеры, представили общую структуру работы над социальным проектом, а школьники со знанием дела (в этой школе социальные проекты разрабатывают уже шесть лет) детально объяснили содержание работы на каждом этапе, разъяснили тонкости, предостерегли от возможных ошибок и неудач.

Презентацию разработанных педагогами проектов можно сравнить со строгим экзаменом, ведь работу принимали школьники: компетентные, дотошные, придирчивые. Аплодисменты, улыбки детей многого стоили – учителя выдержали «проверку» достойно.

Важное место в нашей работе занимала рефлексия, которая проводилась с педагогами после каждой встречи. Обратная связь очень важна была нам, организаторам, чтобы внести коррективы и добиться эффективной работы. Чрезвычайно важна она и для педагогов, ибо дает возможность высказать свою точку зрения, поделиться как сомнениями, так и планами на дальнейшую работу. Ведь при участии в социальном проектировании меняется роль учителя. Учитель выступает в новом качестве – не преподавателя-предметника, а мудрого наставника, который помогает детям учиться самостоятельно, на базе их собственных интересов и инициативы.

Приятно было получить такие отзывы о семинарах: «после вашего семинара хочется еще больше изменить свою жизнь и жизнь рядом живущих»; «появились надежда, оптимизм, желание что-то в нашей жизни изменить»; «заразилась», загорелась новыми идеями»; «поняла, что можно уже в своей школе разрешить ряд проблем»; «это хорошая досуговая форма работы, современный ее вариант».

Л.БОГОВА, А.МАРТЫНОВА, тренеры социально-образовательногого проекта «Гражданин», Ульяновская область

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте