Что актуально? Стандарты, профильное обучение, ЕГЭ, гражданское воспитание? Да, это так. Это актуально сейчас. Но есть то, что актуально всегда. Есть вечная тема, и тема эта – учитель. Это не только профессия, это еще состояние. Если это состояние с изъяном, то и учитель неважный. Я говорю не о методике. И не имеет значения, какой предмет он преподает.
Главное – отношение к детям. Любовь к детям – это не сюсюкание. Это невозможность обидеть, унизить. И, как правило, такая любовь взаимна. Ребенок боится не двойку получить, а этой двойкой вас разочаровать.
Реформы с благими намерениями иногда больно бьют по ученику. Положительное сопровождается отрицательным, стабильность – косностью, инновация – прожектерством, рекомендации – внедрением… Последнее особенно губительно.
Все дело в том, что учительское дело индивидуально. Разговор о творчестве, возможно, звучит несколько высокопарно и претенциозно.
Но ведь говорят! И слово «творчество» произносят всуе. В каждой положительной характеристике оно неизменно присутствует. Пишут, не вникая в содержание, не раскрывая того, в чем оно, это педагогическое творчество. Точное следование методике? Но это невозможно, если х о р о ш о преподавать. Можно использовать дидактический материал, можно позаимствовать композицию урока, кое-какие приемы. Но урок должен быть свой, конкретного учителя, в конкретном классе.
Отчетность ради отчетности – плохо. Это формализм и очковтирательство. Я знал учительницу, которая преподавала кое-как, отставала по программе, но в классном журнале все было записано, как надо. «Ко мне не придерешься», – говорила она. Но ведь она обманывала детей. Не знаю, мучила ли ее совесть. Думаю, что нет.
В свое время я был включен в комиссию по проверке одного академического института, у которого была своя базовая школа. В мою задачу входило проверить эту школу. Едва я переступил ее порог, как меня окружили учителя и стали жаловаться на нового директора, на его необъективность, придирчивость, несуразные требования, отсутствие общего языка с учителями. Когда я пришел к директору, он выложил передо мной план, отчеты, инструкции… «У меня все в порядке». Было то же: ко мне не придерешься. Где грань между отражением в документе истинной работы и фикцией? В совести учителя, в его стремлении к совершенствованию, в его умении анализировать свою работу и трезво ее оценивать.
Путь к совершенствованию тернист, но только он оправдывает наши просчеты. Нашу лень, нашу печаль и даже наше нытье.
Не люблю самодовольных учителей, не верю им. Похваливая себя, они прикрывают свою ущербность. Как правило, они очень болезненно воспринимают критику, даже самую безобидную, и посмевший посягнуть на их непогрешимость становится чуть ли не личным врагом. Так возникают склоки, дрязги – бич школы. Истинный мастер всегда недоволен собой.
Одержимость, пожалуй, идеальное качество учителя, но не очень частое. Иногда это называется талантом. Впрочем, одержимость иногда оборачивается педантизмом. У каждого плюса есть свой минус. Все дело в соотношении между ними.
Понятие педагогического творчества часто девальвируется. Творчество становится компонентом служебной характеристики, которую все равно никто не читает. И престиж учительской профессии мало-помалу снижается. Ссылка на невысокую зарплату стала общим местом. Но должно же быть призвание! Да, жертвуют подвижники материальным благополучием. Недавно прочитал в газете письмо сельской учительницы из Республики Коми, она пишет о том, что подписаться на эту газету может только на три месяца, больше денег нет. Но хоть на три месяца, но подписывается, потому что хочет работать лучше.
Смотрю я на своих учительниц: одна берет побольше уроков, другую выручает муж. А есть и такая, которая вечером убирает классы за деньги. Да еще упрекают их за флакон духов, подаренный родителями к Восьмому марта!..
Комментарии